Слайд 1Введение.
Первобытное искусство.
Слайд 2ВВЕДЕНИЕ
Первобытное (или иначе примитивное) искусство территориально охватывает все континенты, кроме
Антарктиды, а по времени – всю эпоху существования человека, сохранившись
у некоторых народностей, живущих в отдаленных уголках планеты, до наших дней.
Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности – искусству – одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, как заострённый камень выполнял в трудовой деятельности.
Слайд 3ПЕРИОДЫ
ПЕРВОБЫТНОГО ИСКУССТВА
Эпоха палеолита – ХХХ – ХII тыс. лет
до н. э.
Эпоха мезолита – ХII - VIII тыс.
лет до н. э.
Эпоха неолита – VIII – VI тыс. лет до н. э.
Слайд 4Искусство позднего (верхнего) палеолита
Пещерная живопись
Скульптура малых форм
Украшение мелких предметов
Слайд 5ФРАНЦИЯ
ПЕЩЕРА МОНТЕСПАН
В пещере Монтеспан на территории Франции археологи нашли
статую глиняного медведя со следами ударов копьем. Вероятно первобытные люди
связывали животных с их изображениями: они верили, что,
«убив» их, обеспечат себе успех в предстоящей охоте. В подобных находках просле-живается связь между древнейшими религиозными верованиями и худо-жественной деятельностью.
Слайд 6ИССКУСТВО ЭПОХИ ПАЛЕОЛИТА
Первые произведения первобытного искусства созданы около 30 тыс.
лет назад, к конце эпохи палеолита, или древнего каменного века.
Самые
древние скульптурные изображения являются так называемые «палеолитические венеры» – примитивные женские фигурки. Они еще очень далеки от реального сходства с человеческим телом. Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бёдра, живот, грудь, отсутствие ступней ног. Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица. Они создали образ женщины-матери, символ плодородия и хранительницы очага
Слайд 7ПЕЩЕРА АЛЬТАМИРА
В 1868 г. в Испании, в провинции Сантандер, была
открыта пещера Альтамира, вход в которую до того был засыпан
обвалом. Почти 10 лет спустя испанский археолог Марселино Саутуола, обнаружил первобытные изображения на её стенах и потолке. Альтамира стала первой из многих десятков подобных пещер на территории Европы
Слайд 8Открытие пещерной живописи
В 1879 г. археолог-любитель
Марселино Санс де Саутуола
вместе с 9-летней дочерью
Марией случайно открыли пещеру
с рисунками.
В 2001 году в музейном комплексе Альтамира, расположенном рядом с пещерой, были открыты копии знаменитого живописного панно Большого плафона, а также некоторых других изображений пещеры. Другие копии рисунков Альтамиры находятся в Национальном археологическом музее Испании в Мадриде, Немецком музее в Мюнхене, в Японии.
А
Слайд 9ПЕЩЕРЫ ЕВРОПЫ
Наиболее известные пещеры находятся на территории Испании и Франции:
Ла-Мут,
Ла Мадлен, Труа Фрер,
Фон-де-Гом и др.
Сейчас благодаря
целенаправленным поискам только во Франции известно около ста пещер с
изображениями первобытного времени. Выдающиеся открытие было сделано совершенно случайно в сентябре 1940 г. Пещеру Ласко во Франции открыли 4 мальчика. Живопись этой пещеры – самое совершенное произведение палеолита
Слайд 13Особенности живописи палеолита
Использование минеральных красителей.
Сюжет – изображение крупных животных –
объектов охоты.
Реализм, объемность.
Отсутствие перспективы, композиции.
Слайд 14ОСОБЕННОСТИ РИСУНКА
Первобытные художники заполняли поверхность внутри контура рисунка чёрной или
красной краской (30-18 тыс лет д.н. э)
Позднее косыми штрихами изображали
шерсть, стали пользоваться дополнительными цветами (оттенки желтого и красного), появился объем. Линия контура то ярче, то темнее. Контуры подчеркивали вырезанной линией (18-15 тыс лет до н.э)
В 12 тыс до н. э. пещерное искусство достигло расцвета. Живопись передавала объем, перспективу, цвет, пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы огромные живописные полотна, покрывавшие своды глубоких пещер. Изображались в основном животные
Слайд 152. Живопись неолита.
Сражающиеся лучники. Пещера Кастильон. Испания.
Слайд 16
Женщина, собирающая дикий мед.
Пещера Аранья. Восточная Испания. Неолит.
Слайд 17Особенности живописи неолита
Схематические многофигурные композиции
Сюжеты: охота, сражение
Большая условность, меньшие размеры
Слайд 18
Пещера Ласко (Франция)
«Сикстинская капелла первобытной живописи»
Л
Л
Пещера была случайно открыта
12
сентября 1940 года четырьмя подростками
Специалист по истории первобытного общества
Анри Брейль, скрывавшийся в регионе во время немецкой оккупации, стал первым исследователем, посетившим пещеру Ласко 21 сентября 1940 года вместе с Жаном Буиссонни, Андре Шейнье, затем с Дени Пейрони и Анри Бегуэном.
Слайд 21Пещера Ласко (Франция)
На поверхности площадью 120м² Брейль обнаружил
1 433
изображения (сегодня
в описи числится 1 900 наименований)
Слайд 22ИСКУССТВО МЕЗОЛИТА
В эпоху мезолита (среднего каменного века) изменились климатические условия
на планете. Одни животные, на которых охотились, исчезли; им на
смену пришли другие. Стало развиваться рыболовство. Люди создали новые виды орудий труда, оружия (лук и стрелы), приручили собаку. Все эти предметы оказали влияние на сознание первобытного человека, что отразилось и в искусстве
Слайд 23ОСОБЕННОСТИ РИСУНКА
На смену рисункам животных приходят рисунки людей в стремительном
движении
Преобладание многофигурных композиций и сцены из жизни охотников с оружием
Появляются
драматические сцены столкновения между племенами. В некоторых случаях речь идет о казни.
Изображения женщин встречаются редко – они статичны и безжизненны
На смену большим произведениям пришли малые
Детальность композиции и количество персонажей
Человеческие фигуры условны
Слайд 24ПЕЩЕРЫ АФРИКИ
Наскальное искусство существовало во всех частях света, но нигде
оно не было так широко распространено, как в Африке. Вырезанные,
выбитые на скалах и написанные красками изображения обнаружены на огромных пространствах – от Мавритании до Эфиопии и от Гибралтара до мыса Доброй надежды. В отличие от европейского искусства африканская наскальная живопись не является исключительно доисторической. Её развитие можно проследить от 8-6 тыс . до н. э. вплоть до наших дней. Первые наскальные изображения были обнаружены в пустыне Сахара
Слайд 25ИСКУССТВО НЕОЛИТА
Таяние ледников в неолите , или новом каменном веке
(5 – 3 тыс до н. э.) привело в движение
народы, начавшие заселять новые пространства. Усилилась межплеменная вражда. Новые поселения возникали на островах в излучинах рек, на небольших холмах, т.е. в местах защищенных от внезапного нападения
Слайд 26ОСОБЕННОСТИ РИСУНКА
Наскальная живопись становится ещё более схематичной и условной: изображения
лишь слегка напоминают человека или животное. Это явление характерно для
разных районов земного шара. Таковы. Например, найденные на территории Норвегии наскальные рисунки оленей, медведей, китов и тюленей, достигающие восьми метров в длину. Помимо схематизма они отличаются небрежностью исполнения. Наряду со стилизованными рисунками людей и животных встречаются разнообразные геометрические фигуры( круги, прямоугольники, ромбы и спирали) изображения оружия и средств передвижения (лодки, корабли)
СПб 2012
Слайд 27ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
Когда зародилось первобытное искусство?
На какие периоды можно
разделить первобытное искусство?
Какие особенности рисунка каждого периода можно выделить?
Назовите испанского
археолога исследователя Альтамира
Где находятся пещеры с рисунками первобытных людей? Назовите некоторые
Слайд 28Скульптура малых форм
Палеолитические Венеры
«Венера Виллендорфская»
Нижняя Австрия.
Верхний палеолит.
30 тыс.-20 тыс.
лет до н.э.
Известняк.
Исторический музей, Вена.
Слайд 29Первобытная архитектура.
Мегалит –
греч. – «мегас» - большой
«литос» - камень
Слайд 30Мегалиты бронзового века
Мегалиты (от лат. Litos – камень) – древнейшие
каменные сооружения, собранные из огромных каменных глыб.
Менгиры
Дольмены
Кромлехи
Слайд 31МЕГАЛИТЫ
В3-2 тыс.до н.э. появились сооружения из огромных каменных глыб –
мегалиты (от греч. «мегас» - «большой» и «литос» – камень)
Слайд 32Менгиры – вертикально стоящие камни, высотой более 2 м
Аллея менгиров.
Бретань. Франция
Слайд 33МЕНГИРЫ
К мегалитическим сооружениям относятся – менгиры – вертикально стоящие камни
высотой более двух метров
Слайд 34Менгир – большой, грубо обработанный камень
Бретонское
men – камень, hir
– длинный
Слайд 36Аллея менгиров в Карнаке, Южная Бретань, Франция, конец неолита.
Из 10000
осталось примерно 3000.
Слайд 37ДОЛЬМЕНЫ
Дольмены – несколько врытых в землю камней, перекрытых каменной плитой
Слайд 38Дольмены – несколько врытых в землю вертикальных камней, покрытых одной
или несколькими плитами сверху
Слайд 39Дольмен
от брет. taol maen — каменный стол Мегалитическое сооружение в виде
большого каменного ящика, накрытого плоской плитой.
Дольмен в Португалии
Слайд 42КРОМЛЕХИ
Кромлехи – сложные постройки в виде круговых оград диаметром до
ста метров из огромных каменных глыб. Мегалиты были широко распространены:
они найдены в Западной Европе, Северной Африке, на Кавказе и в других районах земного шара. В одной только Франции их обнаружено более четырех тысяч.
Самое знаменитое из них кромлех Стоунхендж (2 тыс до н. э.) недалеко от города Солсбери в Англии.
Слайд 43Кромлех – сложная постройка в виде круговой ограды диаметром до
100 м из огромных каменных глыб
Стонхедж.
2 тыс лет до
н.э.
Солсбери, Англия.
120 каменных глыб, весом до 7 т каждая, распо-ложенных по кругу, диаметр
которого
равен 30 м
Слайд 44Кромлех
Бретонское crom – круг, leсh – камень. Мегалитическое сооружение из
одной или нескольких круговых оград.
Слайд 46Стоунхендж, Великобритания, с III тыс. до н.э. Круги диаметром до
97 м, высотой до 8,5 м.
Слайд 47Стоунхендж в начале XIX в.
В 1901—1965 гг. предпринята масштабная реставрация
Слайд 49ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
Что такое «мегалит»?
Что такое «менгир»?
Что такое «дольмен»?
Что такое
«кромлех»?
Из чего состоит кромлех?
Как называется самый знаменитый кромлех?
Где он находится?
В
какую эпоху создавались мегалиты?
Слайд 50Задание:
Подготовится к самостоятельной работе по первобытному искусству
Отдельным студентам подготовить сообщения:
Виды
первобытного искусства
Назначение мегалитических построек (версии современных ученых)
Методы исследования в археологии
(углеродный метод)
Исследователи первобытного искусства
Функции первобытного искусства