Слайд 1Введение в БЖД.
БЖД – наука о сохранении жизни и здоровья,
обеспечения безопасности человека в любой среде обитания, призванная выявлять и
идентифицировать опасные и вредные факторы, разрабатывать методы и средства защиты человека путём снижения вредных и опасных факторов до приемлемых значений, вырабатывать меры по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Слайд 2
Учёные с древних времён изучают безопасность человека в различных условиях
жизни и деятельности.
Гиппократ (460 до н.э.) писал о болезнях
рудокопов и труд «О здоровом образе жизни».
Гален (200 до н.э.) обратил внимание на вредное действие на организм свинца и цинка.
Швейцарский врач и химик Парацельс (1493), немецкий врач Агриком (1491) отмечали непродолжительность жизни горняков и описали заболевание «чахотка горняков».
М.В. Ломоносов написал труды об охране труда горнорабочих, разработал теорию расчёт рудничной вентиляции.
И.И. Сеченов, Т.П. Павлов, Н.В. Введенский – создавали труды в области гигиены.
И.А. Павлов, В.Л.Кирпичев – занимались над вопросами безопасности труда и производственной санитарии с позиции инженерных решений.
Слайд 3
Цель и содержание БЖД – обеспечение нормативных условий деятельности человека
на всех стадиях его жизнедеятельного цикла и нормативно допустимых уровней
воздействия негативных факторов на человека и природную среду.
Целью БЖД как науки является разработка научных основ и практических рекомендаций относительного и безопасного поведения человека в мире опасности.
Научные задачи БЖД сводятся к теоретическому анализу и разработке методов идентификации (распознавание и количественная оценка опасных и вредных факторов, генерируемых элементами среды обитания).
Слайд 4
Практические задачи БЖД обусловлены выбором принципов защиты человека и природная
среды от негативного воздействия техногенных источников и стихийных явлений, а
так же средств, обеспечивающих комфортное состояние среды жизнедеятельности.
Объект изучения в БЖД – комплекс явлений и процессов в системе «человек-среда обитания», негативно воздействующих на человека и природную среду.
Система «человек-среда обитания» подразделяется на:
Человек – бытовая среда;
Человек – городская среда;
Человек – природная среда;
Человек – машина – производственная среда.
Слайд 5
Предметом изучения в БЖД являются:
Объективные закономерности возникновения опасных и вредных
факторов в биосфере и техносфере;
Анатомо-физиологические способности человека переносить воздействие опасных
и вредных факторов в обычных чрезвычайных ситуациях;
Средства формирования комфортных и безопасных условий жизнедеятельности и сохранение природной среды;
Правовые и организации основы обеспечение безопасности жизнедеятельности.
Средством познания в БЖД являются наблюдение, моделирование, эксперименты, математическая статистика, прогнозирование.
Слайд 6
Специалист, изучив дисциплину, должен знать:
Как обеспечить безопасные условия деятельности на
рабочих местах;
Идентифицировать опасные и вредные факторы, сопутствующие реализации производственного процесса;
Обеспечивать
применение и правильную эксплуатацию средств защиты работающих и окружающей среды;
Пути и способы создания безопасной техники, требование к машинам, оборудованию и технологическим процессам;
Основы прогнозирования аварий, чрезвычайных ситуация; планирование мероприятий по ликвидации их последствий;
При возникновении чрезвычайных ситуаций и аварий – спасение и оказание первой помощи, приёмы ликвидации их последствий.
Слайд 7
Основополагающий постулат БЖД – аксиома о потенциальной опасности: потенциальная опасность
является универсальным свойством процесса взаимодействия человека со средой обитания на
всех стадиях жизненного цикла.
Опасность – явление, процессы, объекты, способные в определённых условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно.
Слайд 8Объекты опасностей в трудовом процессе:
Предметы труда;
Средства труда (машины, станки, инструменты,
здания, сооружения, дороги и так далее);
Различные виды энергии (электрическая, химическая,
тепловая, атомная, механическая и другие);
Продукты труда и полуфабрикаты;
Природоклиматическая среда (неблагоприятные метеоусловия, стихийные бедствия, флора, фауна);
Люди (своими ошибочными действиями).
Слайд 9Классификации опасностей.
По происхождению (по источнику):
Природные (стихийные бедствия);
Техногенные;
Антропогенные;
Биологические;
Экологические;
Социальные;
По характеру воздействия энергии:
Активные
Пассивные
(активирующиеся за счёт энергии человека).
Слайд 10
3. По воздействию на человека (классификация ГОСТ):
Физические;
Химические:
Общетоксичные;
Мутагенные (антибиотики, витамины,
ферменты, белковые препараты);
Отравляющие;
Канцерогенные (опухолевые заболевания);
Сенсибилизирующие (аллергические реакции);
Биологические (микроорганизмы, патогенные организмы,
вирусы, грибы, ядовитые растения, опасные животные, пресмыкающиеся);
Психофизиологические опасности (факторы трудового процесса, характеризующие физические и нервнопсихические перегрузки, определяющие тяжесть и напряжённость труда.
Слайд 11
Риск – количественная оценка опасности:
n – число неблагоприятных последствий
N –
возможное число неблагоприятных событий за определённый период.
Допустимый риск (приемлемый) 10-6
Виды
рисков:
Социальный или коллективный
Экологический риск
Экономический
Пренебрежительно малым считается индивидуальный риск гибели 10-8 в год.