Слайд 1Введение в дисциплину. Философия: предмет, структура, функции
Дисциплина: Основы философии
Специальности
СПО
Лекция № 1
Преподаватель: Христич Л. А.
Смоленск 2018
Слайд 2Цель и задачи дисциплины
дать представление о предмете философии и значении
философского знания в современной культуре;
познакомить с инструментарием философских знаний –
понятиями и категориями;
дать знания по основным разделам философии: онтологии, гносеологии, учение об обществе, об исторических типах философии и философствования, концепциях и направлениях философской мысли;
познакомить с отечественной философией: ее становлением, идеями и концепциями;
помочь преобразовать и систематизировать стихийно сложившиеся взгляды в обоснованное миропонимание;
курс ориентирован на формирование собственного индивидуального мировоззрения и овладение умением мыслить о проблемах мира и человеческого существования самостоятельно.
Слайд 3Содержание тематического блока
Лекция №1.
Введение в дисциплину. Философия: предмет, структура,
функции
Семинар 1. Онтологические основы бытия
Семинар 2. Основы философского понимания мира.
Слайд 4Цели тематического блока
дать представление о дисциплине «Основы философии» и значение
философии в жизни общества;
познакомить с основными понятиями и структурой дисциплины;
определить
особенности научной и философской картин мира;
выявить соотношение мифологического, религиозного, философского и научного мировоззрения;
дать представление об основных направлениях философской мысли и методах исследования;
помочь прояснить «вечные», смысловые вопросы человеческого бытия.
Слайд 5Философия: предмет, структура, функции
Лекция № 1
Слайд 6План
Объект, предмет и основные проблемы философии.
Структура и функции философии.
Философия как
мировоззрение.
Слайд 7Цель и задачи лекции:
познакомить с особенностями дисциплины Основы философии
сформировать
знания о структуре и функциях философии
выделить этапы и периоды
формирования философии
определить предмет и основные проблемы философии
выявить место философии в структуре мировоззрения.
Слайд 8Информационные источники
http://www.grandars.ru/college/filosofiya/predmet-filosofii.html
http://studfilosed.ru/konspekt-lektsij-po-filosofii.html
http://uchebnikionline.com/filosofia/filosofiya
danilyan_og/mifologichniy_svitoglyad.htm
http://www.mudriyfilosof.ru/2013/03/struktura-filosofskogo-znaniya.html
Слайд 9Конструирование понятия «философия» приписывают древнегреческому мудрецу Пифагору
Слайд 10Что такое философия
Истолкование и закрепление в европейской культуре термина «философия»
связано с именем Платона (427-347 гг. до н.э.), в трактовке
которого он звучал как «любовь к истине».
К этому периоду относится начало широкого использования термина «философия».
Слайд 11Вначале философия включала в себя всю совокупность знаний о мире
– то есть была универсальным знанием обо всем
Слайд 12Рост потребности в получении знаний и расширение масштабов их применения
на практике стимулировали увеличение их объема и многообразия и привели
к дифференциации знаний, выражающейся в появлении разных наук. Разложение единого знания на отдельные науки, начавшееся еще в период античности, не означало исчезновения философии.
Слайд 14На эти вопросы, возникающие в исторически конкретных условиях жизни, невозможно
дать ответы, пригодные для всех времен и всех народов. Люди,
ставящие мировоззренческие вопросы, стремились получить такие ответы на них, которые соответствовали их потребностям и уровню интеллектуального развития. Причем в разных исторических условиях меняется не только набор мировоззренческих вопросов, но и преобразуется сама их иерархия, а также характер желаемых ответов на них. Это закладывает основу для специфики в понимании предмета философии и его содержание.
Слайд 15Предметом философии называют круг вопросов, которые она изучает.
Что именно является
предметом философии, зависит от эпохи и интеллектуальной позиции мыслителя.
Слайд 16На передний план философствования разные мыслители выделяли те грани предмета
философии, которые были для них объектом первоочередного интереса
Слайд 17Предмет философии наших дней
З. Фрейд
Д. Лихачев
Слайд 20Обобщим:
Философия – высшее теоретическое знание, особая форма познания мира, вырабатывающая
систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, природы,
мира
Наука о всеобщих закономерностях, которым подчинено бытие – природа и общество, мышление человека, процесс познания
Слайд 21Обобщим:
В предмет философии включается и рассмотрение вопросов о том,
как возникает, развивается и преобразуется сама философия, как она взаимодействует
с разными формами общественного сознания и практики
Иными словами, в качестве предмета философии рассматривается вся совокупность наиболее общих вопросов, касающихся взаимосвязи человека и мира, ответ на которые дает возможность человеку оптимизировать реализацию своих потребностей и интересов.
Слайд 24Основные части теоретической философии
Слайд 25Социальная философия включает в себя:
Слайд 27Что может дать философия?
Ответить на наиболее фундаментальные вопросы о мире
и человеке – дает человеку целостную и широкую картину мира
Помочь
познать общие принципы и законы мироздания
Помочь осмыслить свое место в жизни и смысл жизни
Научить синтетическому (философскому) стилю мышления
Слайд 28Функции философии
Мировоззренческая
Гуманистическая
Аксиологическая
Общекультурная
Методологическая
Прогностическая
Интегрирующая
Информационная
Слайд 29Мировоззренческая функция – одна из важнейших
Слайд 32Информационно-коммуникативная функция
Слайд 34Критическая функция
(представления о норме и патологии явлений и процессов действительности)
Слайд 35Интегрирующая функция
Формулирует предельно
общие принципы
мироустройства
Формулирует требования
к отношениям человека к
миру, обществу и
самому себе
Усваиваются в ходе воспитания и образования
Слайд 36Идеологическая функция
В тесной связи с уже указанными функциями философия способна фиксировать
и пропагандировать интересы социальных слоев и групп общества, т. е.
выступать в роли идеологии
Интересы групп могут быть прогрессивными или реакционными
Реакционные идеологии в состоянии тормозить развитие философии, деформировать и искажать ее содержание, снижать ее социальную ценность, сокращать масштабы применения на практике.
Слайд 38Прогностическая функция
Многие философы прошлого выступали как пророки, предсказывая грядущее. Некоторые
из прогнозов были утопическими, далекими от реальности, но иногда пророчества
отдельных выдающихся мыслителей достигали большой адекватности. Конечно, предвидеть будущее трудно, но ценность предостережений философов о грозящих опасностях, например, порождаемых бездумным и хищническим потреблением природных ресурсов, в рамках тех правил, которыми сегодня пользуется мировая экономика, чрезвычайно высока. Ибо это ставит задачу совершенствования норм, регулирующих связи общества и природы с целью обеспечения выживания людей.
Слайд 39Проектировочная функция
Ввиду того, что философия выявляет механизмы и наиболее общие
тенденции развития природы, общества и мышления, раскрывает требования, соблюдение которых
обеспечивает действие этих механизмов и тенденций, она в состоянии стать основой для воздействия на природные и социальные процессы. Такое воздействие для обеспечения его четкой направленности и получения определенных результатов должно быть организованным. Предварительное проектирование социальной среды, например, в условиях освоения территорий, градостроительства, строительства заводов и фабрик требует участия философии, которая совместно с другими науками призвана разрабатывать наиболее общие принципы и нормы, составляющие нормативный каркас создания и функционирования объектов, используемых для организации жизнедеятельности людей в урбанизированной и иной среде. Такую же роль призвана играть философия и при организации экономического пространства.
Слайд 40Обобщим
Рассмотрение функций философии является иллюстрацией ее масштабной роли в общественной
жизни, в организации деятельности людей, направленной на познание и преобразование
мира.
Слайд 42Проблемы происхождения философии
Слайд 43Проблемы происхождения философии
Слайд 45Генезис философии
Мифология
Первобытная культура всех древних цивилизаций
Предфилософия
Философия
Эпоха Древнего мира:
середина I
тыс. до н. э. – 476 г.
Эпоха Средневековья:
476 г.
– середина XIV в.
Эпоха Возрождения:
середина XIV – начало XVII в.
Эпоха Нового времени
(XVII – XXI вв.)
Слайд 47Мировоззрение -
это система обобщенных взглядов на мир, на место в
нем человека и его отношение к этому миру, а также
основанные на них убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации.
Слайд 54Проблемное задание
Определите, каким образом высказывание Рене Декарта соответствует содержанию предмета
философии?
«…Вся философия подобна как бы дереву, корни которого – метафизика,
ствол – физика – а ветви, исходящие из этого ствола, - все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике…
Подобно тому как плоды собирают не с корней и не со ствола дерева, а с концов его ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец».
Слайд 55Выводы:
Становление и развитие представлений о сущности, предмете и функциях философии
происходило в процессе исторического развития общества, расширении и углублении человеческих
знаний о мире, человеке, его отношении к миру
Сегодня философия призвана осмыслить и прогнозировать важнейшие проблемы, которые встали перед человечеством
Слайд 56Вопросы для самопроверки
Дайте определение философии. Какое из них вы считаете
наиболее удачным?
Нужна ли философия человеку и обществу? Обоснуйте свою точку
зрения.
Прокомментируйте функции философии.
Что такое мировоззрение? Дайте характеристику историческим типам мировоззрения.
Сформулируйте мнение: в чем заключается специфика философского мировоззрения?
Слайд 58Категория бытия в философии
Понятие субстанции в философии
Понятие материального и идеального
Материя
и ее свойства. Духовный мир - сознание.
Готовимся к семинару:
Онтологические основы
бытия