Слайд 1С началом учебного года, третьекурсники!
Слайд 2Судаков
Александр
Иванович
1889 -1904 гг.
Слайд 3Лащенков
Павел
Николаевич
1905 – 1925 гг.
Слайд 4Суздальский
Виктор
Иванович
1926 – 1963 гг.
Слайд 5Воробьева
Антонина Ивановна
1963 – 1985 гг.
Слайд 6Рипп
Гешель
Хононович
1985 – 1990 гг.
Слайд 7Байковский
Владимир
Владимирович
1990 – 1995 гг.
Слайд 8КУРС ГИГИЕНЫ
ЛЕКЦИЯ 1
Тема лекции: Введение в гигиену.
Слайд 9Название кафедры:
Кафедра гигиены
Слайд 10Лектор:
заведующая кафедрой доктор медицинских наук,
профессор Волкотруб Людмила Петровна
Слайд 11Аттестация:
Экзамен в конце V семестра, зачет по оконча-нии 3 курса.
Предусмотрена
автоматическая сдача экза-мена для тех, кто посетил все лекции и
в срок сдал итоговые занятия (микрозачёты) на 4 и 5.
Лекции, практические и семинарские занятия проводятся на кафедре в гигиеническом кор-пусе СибГМУ.
Отработки пропусков по уважительной при-чине проводятся по графику кафедры и на итоговом занятии; двойки не отрабатывают-ся.
Слайд 12ГИГИЕНА – наука, изучающая закономерности влияния среды
обитания на организм
человека
с целью сохранения его здоровья.
Гигиея – древнегреческая богиня здоровья,
дочь Эскулапа.
Санитария - практическое применение
положений, разработанных гигиенической наукой.
Слайд 13Разделы медицины
Профилактическая.
Клиническая.
Экспериментальная.
Гигиена - основа профилактической медицины.
Слайд 14Г.В. Хлопин:
Гигиена – наука о сохранении и увеличе-нии человеческого здоровья,
а санита-рия – искусство, с помощью которого достигается эта цель.
Слайд 15Философия
Биология
Физика
Анатомия
Химия
Клиника
Физиология
Математика
Архитектура
Техника
Психология
Социология
Информатика
СВЯЗЬ ГИГИЕНЫ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
Гигиена
Слайд 16Профилактика – система государствен-ных, медицинских и общественных мер, направленных на
охрану здоровья насе-ления, обеспечение оптимальных усло-вий среды обитания, воспитание здоро-вого
молодого поколения, на повышение трудоспособности и продолжительности активной жизни.
Слайд 17Уровни профилактики (ВОЗ)
ПЕРВИЧНАЯ (ГИГИЕНИЧЕСКАЯ) ПРОФИЛАКТИКА – направлена на устранение факторов
риска развития болезней и предупреждение заболеваний у здоровых людей.
ВТОРИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА
– направлена на раннюю диагностику и своевременное лечение боль-ного человека для предупреждения негативных по-следствий болезни.
ТРЕТИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА (РЕАБИЛИТАЦИЯ) – комплекс мер, направленных на облегчение течения хронических, пожизненных заболеваний.
Слайд 18Гиппократ:
«Заботиться о здоровых ради того, чтобы они не болели».
Слайд 19Законодательные основы профилактики
Федеральный закон (далее ФЗ) № 52 «О санитарно-эпиде-миологическом
благополучии населения» (1999 г.).
ФЗ № 30 «Основы законодательства об охране
здоровья граждан РФ» (1998 г.).
Основы законодательства об охране окружающей приро-дной среды (1991 г.).
ФЗ № 12 «Об образовании» (1996 г.).
Конституция РФ (1993 г.)
Федеральные законы
Подзаконные акты
Слайд 20Где найти законодательные акты?
Internet - Справочные системы «Консультант-плюс», «Гарант».
Слайд 21Факторы риска развития болезней
Образ жизни.
Генетика, биология человека.
Окружающая среда, природно-клима-тические условия.
Здравоохранение.
Слайд 22ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГИГИЕНЫ. Этапы
Эмпирический.
Оформление гигиены как науки. XVIII–XIX вв.
Становление практической службы санитарии. Дифференциация гиги-ены. ХХ век.
Современный этап.
Слайд 23I Этап эмпирический: Библия, Ветхий завет
«Обязанности санитарного надзора были возложены
на священников, совмещавших в себе таким образом звание жреца, врача-диагноста
и чиновника-санитара».
Охрана от загрязнений почвы, колодезной воды.
О необходимости отдыха «Помни день субботний» - зачатки регулирования рабочего времени.
Борьба с эпидемиями - очень строгие меры карантина и дезинфекции очагов.
Семейные предписания относительно супружеских обязанностей, женитьбы на родственниках и проч.
Благо тебе будет и долголетен будешь на земле.
Слайд 24II этап развития гигиены: ста-новление как науки.XVIII–XIX в.
Экспериментальная гигиена.
Систематизация
гигиенических знаний с последующей разработкой основ гигиены.
Усиление общественной значимости
гигиены и санитарии (Ломоносов, Радищев, Белин-ский, Добролюбов, Писарев, Гундобин, Бот-кин, Захарьин).
Организация первых в России санитарных учреждений – санитарных станций в Москве и Санкт-Петербурге.
Слайд 25III этап развития гигиены – советский
Дифференциация гигиены.
Значительные достижения науки
и практики.
Существенное улучшение здоровья населе-ния, рост средней продолжительности жизни.
ВОЗ: в
1977 году советская система медицин-ского обеспечения населения признана луч-шей в мире.
Слайд 26IV этап развития гигиены и санитарии – современный (первые годы
XXI века)
Значительные преобразования службы государственного санитарно-эпидемио-логического надзора с изменением ста-туса
санитарного врача на статус спе-циалиста по надзору.
Слайд 27РАЗДЕЛЫ ГИГИЕНЫ
СОЦИАЛЬНАЯ ГИГИЕНА
КОММУНАЛЬНАЯ ГИГИЕНА
ГИГИЕНА ПИТАНИЯ
ГИГИЕНА ТРУДА
ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И
ПОДРОСТКОВ
ПСИХОГИГИЕНА
РАДИАЦИОННАЯ ГИГИЕНА
ВОЕННАЯ
ТРАНСПОРТНАЯ И АВИАЦИОННАЯ ГИГИЕНА
ГИГИЕНА ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
ГИГИЕНА КОСМИЧЕСКИХ ПОЛЕТОВ
Слайд 28Современное название службы
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
или сокращенно
Роспотребнадзор
Слайд 29Система Роспотребнадзора в РФ
Территориальные управления службы.
Федеральные государственные учреждения
(ФГУ) «Центры гигиены и эпидемиологии».
научно-исследовательские институты (НИИ), научные центры.
кафедры медицинских
вузов.
государственные предприятия по про-изводству медицинских и иммунологи-ческих препаратов.
Слайд 30МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ГИГИЕНЕ
Методы исследования факторов среды обитания.
Методы изучения
реакций органи-зма.
Методы математической обработки информации.
Слайд 31Методы оценки факторов среды
метод санитарного описания
Длительный период
времени служил почти единственным способом
гигиенической характеристики. Правильно проведенное обследование дает возможность рационально наметить время и место последующих лабораторных исследований, а также верно трактовать результаты. Однако этот метод не в состоянии дать точной количественной оценки свойств и факторов внешней среды.
Слайд 32Методы оценки факторов среды
физические методы
С помощью физических
методов изучают микроклиматические условия, освещение, электрическое
состояние воздуха, все виды лучистой энергии, механические и электромагнитные колебания, проводят спектроскопический анализ.
Слайд 33Методы оценки факторов среды
химические методы
Химическими методами определяют
особенности природного химического состава всех элементов внешней среды,
количественные и качественные показатели ее загрязнения, дают возможность сделать заключение о санитарном неблагополучии изучаемого объекта.
Слайд 34Методы оценки факторов среды
биологические методы
Биологические методы, в первую
очередь бактериологические исследования, например, определение титра кишечной
палочки, используются при оценке эпидемиологической безопасности питьевой воды, продуктов питания, воздуха, лекарственных препаратов, оборудования, инструментов и т.д..
Слайд 35Методы оценки реакций организма
эксперимент на теплокровных
животных
токсико-гигиенические исследования для оценки токсичности ядовитых ве-ществ в процессе
сертификации лекар-ственных препаратов, моющих, дезинфицирующих средств и проч.
Слайд 36Методы оценки реакций организма
эксперимент в натурных (реальных) условиях среды
физиологические методы.
В гигиене детей и подростков оценивается реакция
детского организма на нагрузку, режим и т.д.
В гигиене труда - реакция организма работа-ющих на воздействие производственных факторов.
Слайд 37Методы оценки реакций организма
клинические наблюдения за группой людей
Разработка материалов
периодических медицинских осмотров рабочих вред-ных профессий; мониторинг здоровья детей и
подростков.
Слайд 38Методы оценки реакций организма
психологические
изучение психического развития и психо-логического
состояния человека; оценка стрессовых влияний среды обитания.
Методы – цветовой тест
Люшера, корректурные пробы, рисуночные тесты Керна-Ирасека (для определения школьной зрелости) и проч.
Слайд 39М.Я. Мудров:
«Взять на свои руки людей здоровых, предохранить их от
болезней..., предписывать им надлежащий образ жизни есть честно и для
врача покойно, ибо легче предохранить от болезней, нежели их лечить. И в сем первая его обязанность».
Слайд 40Н.И. Пирогов:
«Я верю в гигиену. Вот где заключается истинный прогресс
нашей науки. Будущее принадлежит медицине предохранитель-ной. Эта наука, идя рука
об руку с госу-дарственностью, принесет несомненную пользу человечеству".
Слайд 41Г.А. Захарьин:
«Победоносно спорить с недугами масс может лишь
гигиена... Одним из важней-ших, если не важнейшим предметом дея-тельности практического
врача является распространение гигиенических или сани-тарных норм среди населения».