Слайд 1Задачи кросс-культурной психологии
Требования к проведению исследований в области кросс-культурной психологии
Кросс-культурные
исследования и философия науки
Особенности кросс-культурной психологии
Культурная психология
Введение в кросс-культурную психологию
Слайд 2Кросс-культурная психология — это наука о сходствах и различиях в
индивидуальном психологическом функционировании в разных культурных и этнокультурных группах, о
взаимоотношениях между психологическими и социокультурными, экологическими и биологическими переменными, а также о возможных изменениях этих переменных.
Слайд 3Предметом кросс-культурной психологии является поведение человека в контексте культуры
«Кросс-культурное исследование
в психологии является точным, систематическим сравнением психологических переменных в различных
культурных условиях, с целью определить причины и условия разнообразного поведения»
Кросс-культурная психология сосредоточивается на эмпирическом исследовании представителей разнообразных культурных групп, обладающих различным опытом, который приводит к предсказуемым и важным различиям в поведении.
Целью культурной психологии, прежде всего, является сравнительное изучение того, как культура и психика дополняют друг друга»
Слайд 4Задачи кросс-культурной психологии
проверка универсальности существующих психологических знаний и теорий;
исследовать другие
культуры, чтобы открыть культурные и психологические феномены, которые отсутствуют в
нашем собственном культурном опыте;
собрать и обобщить в рамках общепринятой психологии результаты и создать практически универсальную психологию, которая будет валидной для более широкого диапазона культур.
Слайд 5Абсолютизм предполагает, что психологические феномены, в основном, одинаковы во всех
культурах: «честность» — это «честность», а «депрессия» — это «депрессия»,
независимо от того, где их изучают. С точки зрения абсолютизма, культура не играет никакой роли в проявлении человеческих характеристик, а если и играет, то роль эта весьма невелика. Оценка таких универсальных феноменов проводится с помощью стандартных инструментов (возможно использование лингвистического перевода), и интерпретации совершаются легко, без учета культурно обусловленных представлений.
Слайд 6Как полная противоположность этому, релятивизм предполагает, что все человеческое поведение
основывается на определенных культурных паттернах, и избегает этноцентризма, стараясь понять
людей «на основании их собственных представлений». Объяснения человеческого разнообразия ищут в том культурном контексте, в котором люди развиваются.
Слайд 7Третье направление универсализм — нечто среднее между первыми двумя позициями.
Он предполагает, что основные психологические явления характерны для всех представителей
вида (в частности, именно они составляют ряд психологических характеристик, общих для всех людей) и что культура по-разному влияет на развитие и проявление этих фундаментальных психологических феноменов. Оценки основываются на предположении о существовании фундаментального явления, но критерии этих оценок зависят от конкретной культуры.
Слайд 8Кросс-культурная психология связана с множеством дисциплин популяционного уровня — антропологией,
биологией, экологией, лингвистикой, социологией, — которые, по большей части, занимаются
описанием, анализом и пониманием характерных черт всего населения, групп или сообществ. Эти дисциплины не проявляют преимущественного интереса к отдельным индивидам.
Слайд 9Этноцентризм - оценочная дифференциация межгрупповых особенностей («мы лучше — они
хуже») .
Слайд 10Экокультурная структура отношений между классами переменных, используемых в кросс-культурной психологии
Слайд 11Культурная трансмиссия - определенные черты популяции фиксируются во времени в
различных поколениях с помощью генетических механизмов.
Формы культурной трансмиссии включают два
процесса: инкультурацию и социализацию. Инкультурация происходит в результате «погружения» индивидов в их культуру, что приводит к включению приемлемого типа поведения в их репертуары. Социализация осуществляется в результате более специализированного обучения и воспитания, которые, в свою очередь, приводят к овладению культурно-приемлемым типом поведения.
Слайд 12Вертикальная, горизонтальная и непрямая формы культурной трансмиссии и аккультурации
Слайд 13Кросс-культурные исследования можно понять применительно к профилирующей академической психологии как
вопрос философии науки. Этот термин относится к логике, лежащей в
основе методов, используемых при проведении исследования и выработке знаний в психологии. Как объяснялось выше, знание зависит от того, подтверждает или опровергает исследование гипотезы; исследование, в свою очередь, предполагает методологию, нацеленную на сбор данных, которые могут опровергнуть или подтвердить гипотезы. Методы включают в себя множество специальных параметров, один из которых относится к решениям о числе и типе участников исследования. Кросс-культурные исследования предполагают включение людей из различной культурной среды — специфический вид изменения в одном из методологических параметров.
Слайд 14В кросс-культурной психологической литературе особенно эффективны и продуктивны два подхода
к проведению исследования. В одном, называемом восходящим подходом, исследователи начинают
с выбора объекта психологического интереса, наблюдаемого при изучении определенной культуры, а затем изучают его во многих других культурах, с тем чтобы исследовать и усовершенствовать теории, относящиеся к нему. Во втором, называемом нисходящим подходом, исследователи обычно начинают с теории о поведении и включают аспекты культуры в проверку ее недостатков и расширение домена. Оба подхода с большим успехом использовались в кросс-культурной психологии и внесли значительный вклад в наше понимание поведения в разных культурах.
Слайд 15Культурная психология - это научная поддисциплина, которая рассматривает культуру как
одну из определяющих составляющих психологии. Ее теоретические положения:
внимание к индивидуальной
субъективности;
нередукционистское представление об взаимосвязи между культурой, психологией и опытом;
представление о неразрывном единстве культуры и психики;
признание необходимости культурного разнообразия психологий;
внимание к проблемам коммуникации и интеракции.