Слайд 2Вопросы лекции:
Предмет и методы макроэкономики. Место макроэкономической теории в системе
экономических знаний. Макроэкономическая политика.
Современные школы в макроэкономике.
Макроэкономические модели. Экзогенные и
эндогенные переменные. Запасы и потоки.
Модель народнохозяйственного кругооборота в открытой и закрытой экономике.
Слайд 3Основные школы макроэкономической теории: кейнсианская школа
Кейнсианство (Дж. М. Кейнс, 1930-е
гг.)
Неокейнсианство (Р. Харрод, Е. Домар, Э. Хансен и др.) (1950-е
гг.)
Посткейнсианство (1960-70-е гг.) :
- английское левое («рикардианское») кейнсианство (Дж. Робинсон, Н. Калдор, П. Сраффа и др.);
- американское неортодоксальное кейнсианство (Х. Мински, П. Девидсон, Р. Клауэр, А. Лейонхуфвуд, С. Вайнтрауб, Дж. Тобин и др.)
Новое кейнсианство (1980-е гг.) (Дж. Стиглиц, Дж. Акерлоф, Г. Менкью, Д. Ромер, А. Линдбек и др.)
Слайд 4Основные школы макроэкономической теории: неоклассическая школа
Монетаризм (М. Фридмен, И. Фишер,
Э. Фелпс, К. Бруннер, А. Мельтцер, А. Шварц, середина 1950-х
гг.) и др.
Новая классическая школа (теория рациональных ожиданий) (Р. Лукас, Т. Сарджент, Р. Барро, П. Минфорд, Э. Прескотт, Н. Уоллес, 1960-е гг.)
Экономика предложения (А. Лаффер, Р. Манделл, 1970-е гг.)
Австрийская макроэкономическая теория (Ф. Хайек)
Слайд 5Основные школы макроэкономической теории: институционализм
Институционально-социологическое направление (конец XIX в.)
старый институционализм
(Т. Веблен, У. Митчелл, Дж. Кларк, Дж. Коммонс);
неоинституционализм (Д. Норт,
Р. Коуз, О. Уильямсон, 1930-е гг.)
неоинституциональные теории «постиндустриального общества» (Дж. Гелбрейт, Я.Тинберген, К.Боулдинг, Ж.Фурастье, Р.Арон, Д.Белл, Э.Тоффлер, Дж.Бьюккенен, У.Ростоу, конец 1940-х гг.)
эволюционный неоинституционализм (Р. Нельсон, С. Уинтер, Дж. Ходжсон, 1980-е гг.)
Слайд 6Виды макроэкономических моделей (по содержанию)
дефиниционные
поведенческие
технологические
институциональные
Слайд 7Модель народнохозяйственного кругооборота в закрытой экономике без участия государства
Фирмы
Домохо-зяйства
Рынки ресурсов
Товары
и услуги
Ресурсы
Товары и услуги
Ресурсы
Финансо-вые рынки
Деньги
Деньги
Деньги
Деньги
Инвестиции
Сбережения
Деньги
Машины, оборудование и
т.д.
Рынки продуктов
- поток «Ресурсы – продукция»
- поток «Доходы – расходы»
- поток «Сбережения – инвестиции»
Доход
Часть прибыли
Слайд 8Условия равновесия:
Национальный доход равен расходам на его приобретение (приобретение произведенных
товаров и услуг)
Соблюдение тождества инвестиций и сбережений на финансовом рынке
или
Слайд 9Модель народнохозяйственного кругооборота в закрытой экономике с участием государства
Фирмы
Домохо-зяйства
Рынки ресурсов
Товары
и услуги
Ресурсы
Товары и услуги
Ресурсы
Деньги
Деньги
Деньги
Деньги
Инвестиции
Сбережения
Деньги
Машины, оборудование и т.д.
Рынки
продуктов
Прави-тельство
Доход
Часть прибыли
Гос. закупки
Чистые налоги
Чистые налоги
Гос. займы
Проценты
Финансо-вые рынки
- потоки с участием государства
Слайд 10
Чистые налоги - Государственные расходы и закупки = Сбережения государства
Чистые
налоги = Налоги – Трансфертные платежи
Слайд 11Модель народнохозяйственного кругооборота в открытой экономике с участием государства
Фирмы
Домохо-зяйства
Рынки ресурсов
Ресурсы
Товары
и услуги
Ресурсы
Деньги
Деньги
Деньги
Инвестиции
Сбережения
Деньги
Машины, оборудование и т.д.
Рынки продуктов
Прави-тельство
Доход
Часть прибыли
Гос. закупки
Чистые налоги
Чистые налоги
Гос. займы
Проценты
Финансо-вые рынки
Внешний мир
Экспорт
Деньги
Чистый приток (отток) капитала
Импорт
Деньги
Товары и услуги
Деньги
Слайд 12Баланс доходов и расходов будет соблюдаться, если суммарные значения потоков
будут равны у всех экономических субъектов
Домохозяйства: Y = C +
T + S
Фирмы: Y + Im = C + I + G + E
Государство: G = T + (G – T)
Внешний мир: Im = E + (Im – E)
Слайд 13«Утечки» и «инъекции»
«Утечки»: S + T + Im
«Инъекции»: I +
G + E
Национальный продукт = Национальный доход
C + I +
G + (E – Im) = C + T + S
«Инъекции» = «Утечки»
I + G + E = S + T + Im
I + (G – T) = S + (Im – E)
Слайд 14Тесты
1. Что изучает макроэкономика?
а). экономику фирмы; б).рынок благ;
в).экономику в целом;
г).рынки факторов производства; д) теорию потребительского выбора.
2. Предметом исследования макроэкономики
являются:
а) уровень безработицы в стране; б) установление относительных цен на рынках факторов производства; в) объем инвестиционного спроса в экономике; г) влияние фискальной политики на экономический рост; д) определение оптимального объема производства в условиях совершенной конкуренции
Слайд 15Тесты
3. Целью макроэкономического анализа является:
А) изучение поведения домашних хозяйств;
Б) исследование национальной экономики, как целостной системы; В) изучение поведение
фирмы; Г) исследование межотраслевой структуры экономики.
4. Объективно существующие устойчивые причинно-следственные связи между явлениями экономической жизни - это:
а) экономические категории; б) экономические законы; в) экономические модели.
Слайд 16Тесты
5. Основными субъектами в макроэкономике являются:
а) центральный банк; б)
домохозяйства;
в) отрасль; г) рынок товаров и услуг.
6. Мысленное
разложение явлений на составные части и выделение отдельных его сторон с целью выявить то специфическое в них, что отличает их друг от друга, есть:
а) экономический эксперимент;
б) синтез; в) анализ; г) дедукция.
Слайд 17Тесты
7. В модели кругооборота доходов и расходов в национальном хозяйстве:
а) фигурирует производительный класс, бесплодный класс и класс собственников; б)
все общественное производство делится на два подразделения: производство средств производства и производство предметов потребления; в) основным звеном является государство; г) движение доходов и расходов опосредуется рынком ресурсов и рынком благ.
Слайд 18Тесты
8. Экономическая модель предназначена для:
а) раскрытия экономических принципов и законов,
б)
описания экономических явлений и процессов,
в) определения количественных параметров и качественного
уровня развития экономики, к которому следует стремиться,
г) выявления сущности экономических отношений.
9. Запас в макроэкономике - это:
а) показатель, измеряемый как количество на данный момент;
б) имущество потребителей;
в) имущество на балансе у предприятий.
Слайд 19Тесты
10.Экономические категории представляют собой:
а) взаимосвязи между понятиями,
б) научные абстракции, выражающие
экономические отношения,
в) доказательства о наличии или отсутствии тех или иных
явлений,
г) единичные случаи проявления тех или иных событий.
Слайд 20Тесты
11. С именем Дж. Кейнса прежде всего связаны:
а) новая трактовка
теории полезности,
б) исследование поведения фирмы в рыночной экономике,
в) теория монополии
и конкуренции,
г) анализ макроэкономических проблем и активная финансовая политика государства.
Слайд 21Тесты
12. Дж. Кейнс отмечал, что с ростом доходов:
а) достигается полная
занятость,
б) предельная склонность к потреблению уменьшается,
в) предельная склонность к потреблению
увеличиваются,
г) предельная склонность к сбережению уменьшается.
Слайд 22Тесты
13. По мнению Дж.Кейнса, для стимулирования инвестиций государство должно регулировать
норму процента:
а) в сторону увеличения,
б) в сторону снижения,
в) добиваясь превышения
сбережений над инвестициями,
г) в соответствии с нормой прибыли.
14. Проведение политики "эффективного спроса" включает в себя:
а) невмешательство государства в экономику,
б) поощрение свободы предпринимательства и снижение налогов
в) политику протекционизма,
г) активную кредитно-денежную и бюджетную политику.
15. Согласно Дж.Кейнсу критерием достижения общего экономического равновесия является:
а) оплата каждого производственного фактора в соответствии с его предельной производительностью,
б) принцип максимизации полезности,
в) обеспечение равномерного прироста денежной массы,
г) равенство доходов и расходов.
Слайд 23Тесты
16. С точки зрения неолибералов государство:
а) должно проводить активную экономическую
политику,
б) должно ограничить свое вмешательство сферой внешнеэкономической деятельности,
в) должно сводить
свою экономическую деятельность к минимуму,
г) призвано проводить активную инвестиционную деятельность.
Слайд 24Тесты
17. Нормативная экономика занимается:
а) исследованием фактов, процессов, явлений с целью
выявления их сущности,
б) выявлением взаимосвязей между экономическими процессами и явлениями,
в)
определением взаимосвязей между природой и обществом,
г) использованием экономических законов и принципов при решении определенных социально-экономических задач и процессом реализации экономической политики.
Слайд 25Тесты
18. Макроэкономическая модель создается для:
а) отражения идеального функционирования экономики;
б) точного отражения процессов, протекающих в экономике;
в) выявление принципиальных
экономических связей;
г) анализа влияния эндогенных переменных на экзогенные.
Слайд 26Тесты
19. Укажите правильную последовательность стадий процесса воспроизводства:
а) обмен, потребление,
возмещение и накопление, производство; б) возмещение и накопление, обмен, потребление,
производство; в) возмещение и накопление, потребление, обмен, производство; г) производство, обмен, накопление, потребление.
Слайд 27Тесты
20. Широкое применение экономических методов государственного регулирования:
а) может ослабить
эффект рыночных механизмов; б) оставляет нейтральным рыночный механизм; в) не
влияет на рыночный механизм; г) может укрепить действие рыночных механизмов.
Слайд 28Ответы:
В
А, В, Г
Б
Б
Б
В
Г
В
А
б
Г
Б
Б
Г
Г
В
Г
В
Г
а