Слайд 1Введение в «Метод проектов»
МБОУ СОШ № 151 г. Челябинск
Учитель технологии
Добрынина Л.Э.
Слайд 4Реализация проекта всегда связана с решением различных проблем, которые исполнителю
нужно будет решать самостоятельно. А именно такое умение – самостоятельно
решать проблемы является одной из самых важных компетенций человека.
Слайд 5 Как можно увидеть проблему?
«Великая проблема подобна драгоценному камню: тысячи
проходят мимо, пока, наконец, один не поднимет его».
Ф. Ницше
Слайд 6«Посмотрите на мир чужими глазами»
Утром небо покрылось черными тучами и
пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары,
газоны, дороги…
Попробуйте продолжить рассказ с различных позиций:
ребенка, гуляющего по двору;
водителя грузовика, едущего по дороге;
мэра города;
вороны, сидящей на дереве;
лесного зверя;
…
Слайд 7«Сколько значений у предмета»
Найдите как можно больше вариантов нетрадиционного, но
при этом реального использования этого предмета.
Помещайте для этого
его в разные ситуации.
Слайд 8«Назовите как можно больше признаков предмета»
Стол
Красивый.
Большой.
Новый.
Высокий.
Пластмассовый.
Письменный.
Деревянный.
Удобный.
……..
Слайд 9Учитесь смотреть на одни и те же явления и события
с разных точек зрения!
Слайд 10«Составьте рассказ от имени другого персонажа»
Представьте, что вы на какое-то
время стали столом, камнем на дороге, животным (домашним или диким),
человеком определенной профессии…
Опишите один день этой вашей воображаемой жизни.
Слайд 11 I. С чего начать?
Как выбрать тему проекта?
Выбрать тему
несложно, если точно знаете, что Вас интересует в данный момент,
какая проблема волнует Вас больше других.
Слайд 12Если не можете сразу понять, о чем хотелось бы узнать
побольше, попробуйте задать себе следующие вопросы:
Что мне интересно больше всего?
Чем
я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией, историей или чем-то другим).
Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?
Слайд 13 Если эти вопросы не помогли, обратитесь к учителям, спросите
родителей, поговорите об этом с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет
Вам интересную идею.
Слайд 14Название проекта может быть броским и кратким
«Мой дом –
моя крепость».
«Чисто жить – здоровым быть».
«Чистота – лучшая красота».
«Терпенье и
труд – все перетрут».
«Как месяц не свети, а все не солнышко».
«Висит груша – нельзя скушать».
Слайд 15Название проекта может содержать подзаголовок
«Пить или не пить?: Механизм
воздействия на организм человека чая, кофе, какао».
«Бытовая химия: добро и
зло».
«Терпенье и труд – все перетрут»: Изготовление настольной лампы своими руками
«Как месяц не свети, а все не солнышко»: Освещение детской комнаты
Слайд 16(темы расположите по порядку значимости)
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
ПРИДУМАЙТЕ ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ (3-5)
Слайд 17Все ли мы знаем об освещении детской комнаты?
Слайд 19Терпенье и труд - все перетрут: Лампа своими руками.
Слайд 20II. Цель проекта
Определить цель проекта - значит ответить на вопрос
о том, зачем мы его проводим?
Формулирование цели всегда начинается
с глагола: изучить, сконструировать, познакомиться…
Слайд 21ЗАПИШИТЕ ЦЕЛИ ПРОЕКТА
(расположите их по порядку значимости)
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
ПОПРОБУЙТЕ СФОРМУЛИРОВАТЬ ОБЩУЮ ЦЕЛЬ,
КОТОРАЯ МОГЛА БЫ ОТРАЖАТЬ ДРУГИЕ ЦЕЛИ.
Слайд 22ЗАПИШИТЕ ЦЕЛИ ПРОЕКТА
Расположите их по порядку значимости
Познакомиться с мерами сохранения
зрения школьника.
Узнать, какую лампочку для светильника лучше использовать на рабочем
столе школьника.
Выяснить, почему свет лампы может раздражать и утомлять глаза.
Выяснить, возможно ли сделать настольную лампу своими руками.
Исследовать проблемы последствий плохого освещения рабочего стола ученика.
Изучить, какие материалы можно использовать для изготовления настольной лампы.
Слайд 23III. Задачи проекта
Задачи уточняют цель. Цель указывает общее направление движения,
а задачи описывают основные шаги. Т.О. Это ступени к достижения
цели.
Задачи тоже начинаются всегда с глагола.
Слайд 24ЗАПИШИТЕ ЗАДАЧИ, РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ВАШЕГО ПРОЕКТА
(расположите их
по порядку решения)
Слайд 25IV. Гипотеза
(для исследовательских проектов)
Гипотеза - это предположение, догадка еще
не доказанная логически и не подтвержденная опытом.
Слово
«гипотеза» происходит от древнегреческого hypothesis - основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений.
Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно».
Для решения проблемы Вам потребуется гипотеза или несколько гипотез - предположений о том, как проблема может быть решена.
Слайд 26 Как оценить гипотезу или идею?
Самый лучший способ – проверить
ее в ходе исследования.
Слайд 27 Как оценить гипотезу или идею?
Идею можно оценить в уме
(более быстрый и экономичный способ).
Слайд 29ЗАПИШИТЕ ВАШУ ГИПОТЕЗУ
(Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать.
Самую главную надо поставить на первое место, остальные расположить по
степени важности).
Слайд 30V. Организация и методика исследования
Как составить план исследовательской работы? Для
того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: «Как можно
узнать что-то новое о том, что исследуете?» Поэтому надо определить, какие инструменты или методы вы можете использовать, а затем выстроить их по порядку.
подумать самостоятельно;
прочитать книги о том, что исследуете;
познакомиться с кино- и телефильмами по этой проблеме;
найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например в сети Интернет;
спросить у других людей;
понаблюдать;
провести эксперимент.
Список доступных методов исследования:
Слайд 311. Подумать самостоятельно
С этого лучше всего начинать любую работу.
Можно
задать себе вопросы:
- Что я знаю по теме исследования?
- Какие
суждения я могу высказать по поводу темы исследования?
- Какие я могу сделать выводы из того, что мне уже известно по теме исследования?
Ответы лучше записать.
Слайд 32V. Организация и методика исследования
подумать самостоятельно;
прочитать книги о том, что
исследуете;
познакомиться с кино- и телефильмами по этой проблеме;
найти информацию
в глобальных компьютерных сетях, например в сети Интернет;
спросить у других людей;
понаблюдать;
провести эксперимент.
Список доступных методов исследования:
Слайд 332. Прочитать книги о том, что исследуете
Если то, что вы
исследуете, подробно описано в книгах, их надо обязательно прочитать. Ведь
совсем не обязательно открывать то, что до вас уже открыто.
Начать можно со справочников и энциклопедий. Они обычно дают точную и краткую информацию. Если этого недостаточно, надо читать книги с подробным описанием.
Запишите все, что вы узнали из книг о том, что исследуете.
Слайд 343. Познакомиться с кино- и телефильмами по этой проблеме
Научные,
научно-популярные и художественные фильмы – настоящий клад для исследователя. Не
забудьте об этом источнике!
Укажите фильмы, которые вы посмотрели по теме своего исследования.
Запишите всё, что вы узнали нового из фильмов о предмете своего исследования.
Слайд 354. Найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например, в сети
Интернет
Ни один ученый не работает
без компьютера – верного помощника современного исследователя. Попробуйте поискать нужную информацию в сети Интернет.
Запишите все, что вам помог узнать компьютер.
Слайд 365. Спросить у других людей
Людей, с которыми следует побеседовать о
предмете исследования, можно условно поделить на две группы: специалисты и
неспециалисты.
К специалистам мы отнесем всех, кто профессионально занимается тем, что ты исследуешь.
Неспециалистами будут все остальные, люди, но их тоже надо расспросить. Вполне возможно, что кто-то из них знает что-то очень важное о том, что вы изучаете.
Запишите информацию, полученную от других людей.
Слайд 376. Понаблюдать
Интересный и доступный способ добычи новых знаний - наблюдение.
Для наблюдений человек создал множество приспособлений: лупы, бинокли подзорные трубы,
телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения.
Есть приборы и устройства, усиливающие нашу способность различать звуки и даже электромагнитные волны. Об этом надо помнить, когда проводите исследование.
Запишите информацию, полученную с помощью наблюдений.
Слайд 387. Провести эксперимент
Слово «эксперимент» происходит от латинского «experimentum» (проба, опыт).
Это самый главный метод познания в большинстве наук. С его
помощью в строго контролируемых и управляемых условиях исследуются самые разные явления.
Перед тем как провести эксперимент, надо составить его план. После этого стоит посоветоваться с учителем или кем-то из взрослых, которые могут дать полезные советы по поводу проведения эксперимента. Проведите свой эксперимент, а затем опишите его результаты
Слайд 39VI. Подготовка к защите исследования
Собраны все сведения, сделаны все необходимые
расчеты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на
бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Для этого потребуется:
дать определения основным понятиям;
классифицировать основные предметы, процессы, явления и события;
выявить и обозначить все замеченные вами парадоксы;
ранжировать основные идеи;
предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы и др.);
выработать суждения и умозаключения;
сделать выводы;
указать возможные пути дальнейшего изучения явления, которое вы исследовали;
подготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования;
приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации результатов, исследования.
Слайд 40 Как это сделать?
Дать определения основным понятиям
Понятия - это краткие
и точные характеристики предметов. В них фиксируются самые важные, устойчивые
свойства и признаки предметов и явлений. Готовясь защитить свою
исследовательскую работу, обязательно подумайте, как можно кратко выразить основные понятия, которые использовались в вашем исследовании.
Как научиться давать определения понятиям? Существуют приемы, которые помогут вам определить понятия, использованные в вашем исследовании.
Слайд 41Описание — это простое перечисление внешних черт предмета с целью
определить его нестрогие отличия от сходных с ним предметов.
Описать объект
— ответить на вопросы: что это такое? чем это отличается от других объектов? чем это похоже на другие объекты?
Дать определения основным понятиям
Слайд 42Характеристика предмета или явления предполагает перечисление
лишь некоторых внутренних, существенных свойств предмета, а не
только его внешнего вида, как это делается с помощью описания.
Разъяснение посредством примера используется тогда, когда легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение. Например, полезные ископаемые – это уголь, нефть, газ и т.п.
Дать определения основным понятиям
Слайд 43Сравнение позволяет выявить сходство и различие предметов.
Различение позволяет установить отличие
данного предмета от сходных с ним предметов.
Например, яблоко и помидор
очень похожи, но яблоко – фрукт, а помидор – овощ, яблоко имеет один вкус, а помидор – другой и др.
Дать определения основным понятиям.
Слайд 44Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события
Классификацией называют деление предметов
и явлений на основе общих существенных признаков.
Классификация разбивает рассматриваемые
объекты на группы, чтобы их упорядочить, и придает нашему мышлению строгость и точность.
Слайд 45Выявить и обозначить все замеченные вами парадоксы
Парадоксом называют утверждение, резко
расходящееся с общепринятыми мнениями или наблюдениями.
Слово «парадокс» возникло от
греческого «paradoxos» (неожиданный, странный, невероятный).
Слайд 46Словарь парадоксальных определений
Знания – это пища для понимающего, приправа для
пресыщенного и отрава для неготового.
Интерес – мотор жизнедеятельности.
Интеллект – это
способность видеть и показывать соединенность фактов.
Книга – это шелестящая кормушка мысли.
Критика – умение быть писателем, оставаясь читателем.
Правило – это ботинок, который всегда жмет ногу свободе.
Противоречие – это дрожжи понимания.
Словарь – это проекция мировосприятия на алфавит.
Способности – это мышцы души.
……
Слайд 47Дайте парадоксальное толкование слов:
телефон;
цирк;
улитка;
детский сад;
ученик;
учитель;
деньги;
ремень;
торт;
телевизор;
………
Слайд 48«Самая занимательная поверхность на земле – это лицо».
Г.К. Лихтенберг
Попробуйте аргументировать
этот афоризм.
Слайд 49«Закончите фразу» (аргументируйте)
Самый счастливый человек тот, который…
Самое трудное в жизни
– это…
Самый главный вопрос на земле – это…
Самый сладкий сон
– это…
Найдите (придумайте) афоризмы, связанные с чувствами и характером человека.
Слайд 50Ранжировать основные идеи
Слово «ранжирование» происходит от слова «ранг». В переводе
с немецкого языка оно означает звание, чин, разряд.
Ранжировать идеи
означает выстраивать их по степени важности, то есть определять, какая идея самая главная, какая занимает по значимости второе место, какая -третье и т.д.
Умение отделять главные идеи от второстепенных - важнейшая особенность ума.
Слайд 51Предложить сравнения и метафоры
Полученный в исследовании материал будет лучше воспринят
другими, если будут приведены примеры, сделаны сравнения и сопоставления.
Слайд 52Выработать суждения и сделать умозаключения
Суждение - это высказывание о предметах
или явлениях, представляющее собой утверждение или отрицание чего-либо. Мыслить -
значит формировать суждения. На основе проведенного исследования вам надо высказать собственные суждения о том, что исследовалось.
Слайд 53Сделать выводы
Исследование теряет смысл, если исследователь не сделал выводов и
не подвел итогов.
«…Чтобы «не ходить по кругу», повторяя свои ошибки
– надо после проведения проекта обязательно подводите итоги…».
Слайд 54Указать возможные пути дальнейшего изучения явления, которое вы исследовали
Для настоящего
творца завершение одной работы - это не просто окончание исследования,
это начало следующей работы. Поэтому обязательно надо отметить, что и как в этом направлении можно и нужно исследовать дальше.
Слайд 55Предполагаемые результаты должны иметь «практическую, теоретическую и познавательную значимость…».
Слайд 56Подготовить текст доклада и подготовиться к ответам на вопросы по
результатам исследования
Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи
до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким и его лучше всего составить по такой схеме:
почему избрана эта тема;
какой была цель исследования;
какие ставились задачи;
какие гипотезы проверялись;
какие использовались методы и средства исследования;
каким был план исследования;
какие результаты были получены;
какие выводы сделаны по итогам исследования;
что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.
Слайд 57Приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.
Слайд 58VII. От чего зависит успех исследования?
Не ограничивайте собственных исследований, дайте
себе волю понять реальность, которая
вас окружает.
Внимательно анализируйте факты и не
делайте поспешных выводов (они часто бывают
неверными).
Будьте достаточно смелыми, чтобы принять решение.
Приняв решение, действуйте уверенно и без сомнений.
Сосредоточьтесь и вложите в исследование всю свою энергию и силу.
Действуя, не бойтесь совершить ошибку.
Слайд 60
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
(НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА)
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
(Ф.И. УЧАСТНИКА(ОВ) РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА)
__________________________________________
__________________________________________
(Ф.И.О. РУКОВОДИТЕЛЯ(ЕЙ) ПРОЕКТА)
2005/2006 учебный год
Слайд 611. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
(потребность в разработке данной темы, постановка проблемы, область
применения полученных результатов и др.)
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
Слайд 622. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
(что нужно сделать для решения поставленной проблемы)
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
Слайд 633. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
(что необходимо сделать для достижения поставленной цели)
Слайд 655. ХАРАКТЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ
(какая помощь и
от кого необходима)
Слайд 666. ОФОРМЛЕНИЕ ПРОЕКТА
(обосновать выбранную форму подачи материала: буклет, газета, сценарий,
доклад и т.д.)
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
Слайд 677. ИДЕИ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРОЕКТА
(как вы предполагаете представить результаты своей работы:
защита проекта с мультимедийной презентацией, показ коллекции, фильм, театрализованное представление
и др.)
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
Слайд 688. САМОАНАЛИЗ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
(что удалось сделать; что не удалось
и почему; что еще можно сделать)
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
Слайд 699. ПРИЛОЖЕНИЕ
(содержание проекта)
оформляется в произвольной форме и предоставляется отдельным
документом
Слайд 7010. ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
(комплексная оценка проекта)
10.1 Оценка проекта по материалам представленной
документации
Ф.И.О. эксперта(ов), место работы, должность
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
Слайд 7110.2 Оценка презентации проекта
Ф.И.О. эксперта(ов), место работы, должность
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
Слайд 72
ДНЕВНИК
УЧАСТНИКА ПРОЕКТА
__________________________________________
__________________________________________
(Ф.И. УЧАСТНИКА РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА)
2005/2006 учебный год
Слайд 73НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА (для групповых проектов)
(с кем я буду работать
над проектом)
_______________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
РУКОВОДИТЕЛЬ(И) ПРОЕКТА
__________________________________________
__________________________________________
Слайд 74Дата _____________________
Поставленная передо мной задача:
Что сделал(а)? С кем взаимодействовал(а)?
Полученный
результат:
Что предстоит сделать?