Слайд 2Введение в специальность как учебная дисциплина
Обучение по квалификации «экономист»
как
процесс
Определение круга необходимых компетенций для
профессии экономист
Слайд 4Обучение в стенах alma mater
Слайд 5Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение
высшего профессионального образования
Пермский национальный исследовательский политехнический университет
Гуманитарный факультет
Кафедра
«Экономика и финансы»
Слайд 6Ташкинов Анатолий Александрович
Ректор ПНИПУ,
профессор,
доктор физико-математических наук
Мохов Виктор Павлович
Декан
гуманитарного факультета, профессор,
доктор исторических наук
Ёлохова Ирина Владимировна
Заведующая кафедрой
«Экономика
и финансы»,
профессор,
доктор экономических наук
Слайд 7Историческая справка:
ФГБОУ высшего профессионального образования
«Пермский национальный исследовательский политехнический университет»
основан в 1953 году Постановлением Совета Министров СССР от 19.06.53
г.
Гуманитарный факультет организован 9 июня 1993 года.
В основу работы факультета положена концепция гуманитаризации инженерного образования с точки зрения компетентностного подхода к инженерному образованию.
Реализуются концепции непрерывного образования.
Кафедра «Экономика и финансы» образовалась в сентябре 2014 г. в результате слияния двух ранее действующих коллективов: энергичность и инновационность кафедры «Управление финансами» (действовала с 2006 г.) и мудрость и основательность кафедры «Экономическая теория» (была создана в 1960 г.) вошли в основу сильнейшей профессорско-преподавательской команды гуманитарного факультета Пермского Политеха.
Слайд 8Высшее профессиональное образование по специальностям
Особенности обучения:
Процесс обучения представляет собой сочетание
трех важных блоков:
бухгалтерская и налоговая подготовка;
экономический блок;
финансовой подготовки.
Слайд 9Помимо образовательного процесса
студенты нашей кафедры
имеют возможность проявить себя
в:
центре финансово-экономических исследований
(центр дополнительного профессионального образования и проектно-инновационной деятельности, создан
на базе кафедры «Экономика и финансы» 17 июня 2008 г.)
разработках проектных финансово-экономических исследований, в собственной лаборатории кафедры «Экономика и финансы»
научно-исследовательских работах
(статьи, гранты, конкурсы, проекты, которые непосредственно курируются и поддерживаются преподавателями кафедры)
Слайд 11Настоящий экономист -
это знаток своего дела, должен быть
наделен разнообразными дарованиями – в определенной степени он должен быть
математиком, историком, государственным деятелем, философом. Он должен уметь размышлять о частностях в понятиях общего и обращать полет своей мысли в одинаковой степени к абстрактному и конкретному. Он должен изучать современность в свете прошлого ради будущего. Ни одна черта человеческой натуры или созданных человеком институтов не должна оставаться за пределами его внимания.
Джон Кейнс
Слайд 12Уровни обучения экономическим знаниям
Слайд 14Вопрос:
Перечислите экономические специальности, которые Вы знаете
Слайд 15Профстандарт: 08
Финансы и экономика
08.001 Специалист по платежным системам
08.002 Бухгалтер
08.003
Специалист по микрофинансовым операциям
08.004 Специалист рынка ценных бумаг
08.005 Страховой брокер
08.006
Специалист по внутреннему контролю (внутренний контролер)
08.007 Специалист казначейства банка
08.008 Специалист по финансовому консультированию
08.009 Специалист по факторинговым операциям
08.010 Внутренний аудитор
08.011 Специалист по ипотечному кредитованию
08.012 Специалист по страхованию
08.013 Специалист по операциям на межбанковском рынке
08.014 Специалист по работе с просроченной задолженностью
08.015 Специалист по корпоративному кредитованию
08.016 Специалист по кредитному брокериджу
08.017 Специалист по операциям с драгоценными металлами
Слайд 1608.018 Специалист по управлению рисками
08.019 Специалист по потребительскому кредитованию
08.020 Специалист
по работе с залогами
08.021 Специалист по финансовому мониторингу (в сфере
противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма)
08.022 Статистик
08.023 Аудитор
08.024 Эксперт в сфере закупок
08.025 Специалист в оценочной деятельности
08.026 Специалист в сфере закупок
08.027 Специалист по платежным услугам
08.028 Актуарий
08.029 Специалист по организации персонифицированного учета пенсионных прав застрахованных лиц
08.030 Специалист по организации администрирования страховых взносов
08.031 Специалист по организации назначения и выплаты пенсии
08.032 Специалист по организации и установлению выплат социального характера
Слайд 17Функции в рамках профессии экономиста:
Учетная;
Планово-экономическая;
Аналитическая;
Инженерно-экономическая;
Аудит, контроллинг;
Оценочные (определение стоимости)
И др.
Слайд 214-5 плюсов означают, что данная специальность вам интересна;
2-3 -
свидетельствуют о неустойчивости вашего интереса;
1 - или их отсутствие
говорит о том, что эта специальность вам не очень интересна.
Слайд 22Финансист работает на max прибыли, бухгалтер -
на min затрат.
Финансист предлагает рисковые идеи, бухгалтер консервативен и осторожен.
Финансист смотрит в будущее, бухгалтер работает только с прошлым, иногда с настоящим.
Слайд 24Место экономики в нашей жизни
Исторический ракурс.
Древнеиндийские "Законы Ману" (IV –
III вв. до н. э.),
"Артхашастра" (II в. до н.
э.),
Вавилонские "Законы царя Хаммурапи" (XVIII до н.э.),
Древнекитайская "Книга перемен"
Взгляды древнегреческих философов Ксенофонта (430 – 354 гг. до н. э.),
Платона (427 – 347 гг.до н. э.),
Аристотеля (384 – 322 гг. до н. э.)
Слайд 26Экономическая система
Основные сферы экономической деятельности
производство
распределение
обмен
потребление
Слайд 27Что такое экономика?
«Экономическая теория – не есть набор готовых рекомендаций,
применимых в хозяйственной политике. Она является скорее методом, чем учением,
интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным решениям»
Джон Кейнс
Слайд 28Экономика и литература
И.А. Гончаров «Обломов» - состояние поместья как хозяйственной
единицы;
Н.В. Гоголь «Ревизор» - проблема взяток среди чиновников;
М. Горький «На
дне» - проблема нищеты и расслоения общества по принципу обладания благами
О. Бальзак «Гобсек» - ростовщичество
Ф. Достоевский «Преступление и наказание» - проблема ростовщичества, криминализации общества (убийства, проституция)
Э. Золя «Дамское счастье» - образование первого супермаркета
Слайд 29Бранил Гомера, Феоклита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом
То есть
он умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и
почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет
Отец понять его не мог
И земли отдавал в залог
Слайд 30А.С. Пушкин
Вопрос: Какому направлению в
экономической науке отдавал
предпочтение Евгений?
Слайд 31Бранил Гомера, Феоклита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом
То есть
он умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и
почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет
Отец понять его не мог
И земли отдавал в залог
Ответ:
Евгений – классическая школа,
Отец - физиократ
Слайд 32Все, что для прихоти обильной
Торгует Лондон щепетильный
И по Балтийским волнам
За
лес и сало возят нам
Слайд 33А.С. Пушкин
Вопрос:
можно ли считать
подобную торговлю выгодной?
Слайд 34Все, что для прихоти обильной
Торгует Лондон щепетильный
И по Балтийским волнам
За
лес и сало возят нам
Ответ: да, так как торговля –
это взаимовыгодный обмен
Слайд 35День финансиста — официальный профессиональный праздник в России, отмечаемый ежегодно 8
сентября начиная с 2011 года.
Ранее в этот день праздник отмечался
неофициально в честь того, что 8 сентября 1802 года декретом императора Александра I было учреждено Министерство финансов Российской империи.
Слайд 3621 апреля - День Главбуха;
1 августа – День инкассатора;
12 ноября
– День работника сбербанка;
21 ноября – День бухгалтера;
27 ноября –
День оценщика;
2 декабря - День банкира;
8 декабря образование российского казначейства