Слайд 1Выборка
социологического исследования
Лекция 4
Слайд 2Можно ли распространить сведения, полученные в результате исследования, на объекты,
находящиеся за пределами нашего конкретного опыта?
Главный вопрос:
?
Слайд 3146 880 432 чел.
Такова численность населения России на 2018 г.
Слайд 4Зачем нужна выборка?
1. Экономит время исследователя
2. Экономит средства заказчика
3. Является
формой индуктивного вывода
4. Реализует принцип рандомизации (от англ. Random –
случайный)
Слайд 5Генеральная совокупность
Это множество интересующих исследователя объектов.
Идеальная генеральная совокупность основана на
теоретическом описании объекта.
Реальная генеральная совокупность почти никогда не совпадает
с идеальной и подвержена колебаниям (люди могут уезжать, болеть, умирать и проч.)
Слайд 6Выборка
Это подмножество объектов заданной совокупности, позволяющее делать выводы относительно совокупности
в целом
Слайд 7Репрезентативность (представительность)
Проблема репрезентативности заключается в том, чтобы установить степень соответствия
между параметрами исследованной совокупности и реальными характеристиками объекта
Генеральная совокупность
Выборочная совокупность
Слайд 8Рандомизация
(англ. random выбранный наугад, случайный) процедура случайного выбора элементов статистическойсовокупности при проведении выборочного исследования, в т. ч. медико-биологического характера.
(англ. random выбранный наугад, случайный) - процедура случайного выбора элементов
статистической совокупности при проведении выборочного исследования.
Слайд 9Техника рандомизации
Техника рандомизации – устранение любых систематических влияний любых факторов
на изучаемые переменные
Лучшей моделью случайного отбора является вероятностная выборка, в
которой строго соблюдается принцип равенства шансов попадания в выборку как для всех единиц изучаемой совокупности, так и для любых последовательностей таких единиц
Слайд 10Типы вероятностных выборок
Простая случайная выборка (таблица случайных чисел)
Систематическая выборка (случайно
выбирается число k, а затем в выборку вводится каждый k-тый
элемент)
Стратифицированная (отбор по исследовательским критериями создание 2 или более подвыборки-страты)
Пропорциональная стратификация
Непропорциональная стратификация
Кластерная (от англ. Гроздья) – отбор по естественной группировке единиц наблюдения (город – село, вузы и пр.). Гомогенность кластеров.
Многоступенчатая (1 фаза – кластерный отбор, 2 фаза – случайная выборка)
Слайд 11Идеальная и реальная выборка
Мы уже говорили об идеальной и реальной
генеральной совокупности. Существуют также идеальная и реальная выборочные совокупности.
У
кого меньше шансов попасть в выборку?
Работающие люди, которых постоянно нет дома (если опрос поквартирный);
Домохозяйки и пенсионеры (если опрос проводится на предприятии)
Жители удаленных населенных пунктов (особенно поздней осенью)
Слайд 12Расхождение между оценкой показателя, получаемой на основании исследования выборки, и
истинным значением этого показателя в генеральной совокупности
Генеральная совокупность
Ошибочная
выборка №1
Выборочная
совокупность
Ошибочная выборка №2
Слайд 13Основа выборки
Основа выборки – это полный список объектов, из которых
надо случайным образом отобрать единицы измерения для исследования.
Если размер
генеральной совокупности невелик, то создание основы выборки не представляет трудности. Основы выборки могут страдать неполнотой, неточностью.
Примеры: списки избирателей, списки жильцов, списки личного состава, списки членов организации и т.п.
Слайд 14Параметры контроля выборки
Институт Гэллапа
Пол
Возраст
Образование
Доход
Расовая принадлежность
ВЦИОМ
Пол
Возраст
Образование
Тип поселения
Семейное положение
Сфера занятости
Должностной статус
Слайд 15Ошибка выборки
Самый распространенный тип ошибок выборки – выборка доступных случаев
(допустимо только для эксперимента).
Отбор типичных случаев (типичных объектов).
Отбор критических случаев.
Метод
«снежного кома» – выделение небольшой группы членов совокупности, который служит источником сведений о других членах этой совокупности.
«Квотная» выборка – отбор доступных единиц из выявленных кластеров.
Слайд 16Ошибки прогнозов
Выборка неизменна, а генеральная совокупность изменилась (например, рейтинг политической
партии или ее лидера упал)
Пренебрежение респондентами, не имеющими определенного
мнения
Недостаточный учет аномальных и труднодоступных единиц исследования
Недостаточный учет отсутствующих
Отказы от ответа
Внешние обстоятельства, препятствующие контакту
Слайд 17Систематические ошибки выборки
Систематические нарушения случайного характера выборочной процедуры.
Результаты такого отбора
могут выглядеть правдоподобно.
Ошибки предвыборных опросов из-за смещения выборки, несмотря
на то, что выборочная совокупность численно может быть огромной.
Можно опросить 1000 человек и получить точные данные. А можно опросить 50 000 чел. и ошибиться.
Слайд 18Объем выборки
Величина генеральной совокупности
Допустимая статистическая ошибка
Количество градаций, используемых при анализе
массива
Слайд 19Ремонт выборки
Перевзвешивание показателей в случае, если известен статистический сдвиг случайной
выборки
Слайд 20Литература:
1. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. М., 1998. С. 135-156.
2.
Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологического исследования. М., 1995. С.
145-189.
3. Кокрен У. Методы выборочного обследования. М., 1976.
4. Чурилов Н.Н. Проектирование выборочного социального исследования. Киев, 1986.