Слайд 1Выполнила: Блинова Ольга
ученица группы С-106
Тема: Непрямой онтогенез
Дисциплина: биология
Слайд 2Онтогенез – это процесс индивидуального развития различных организмов от начала
существования до самого конца жизни. Этот термин был предложен Э.
Геккелем, немецким ученым, в 1886 году.
Слайд 4Непрямой онтогенез: типы, периоды
Он отмечается у множества видов беспозвоночных, а
также у некоторых позвоночных (земноводные, змеи). В процессе развития у
них выделяется либо одна, либо несколько личиночных стадий. Ее наличие обусловлено довольно небольшими запасами желтка, содержащимися в яйцах данных животных.
Слайд 5Кроме того, оно объясняется необходимостью менять среду обитания в процессе
развития или расселяться видам, которые ведут паразитический, малоподвижный или сидячий
образ жизни
Слайд 6Развитие с полным и неполным превращением
Появившиеся на свет личинки живут
самостоятельно. Они активно питаются, развиваются и растут. У них есть
ряд особых временных (провизорных) органов, которые отсутствуют у взрослых особей. Личиночный (непрямой) тип развития бывает с полным или неполным превращением
Слайд 7Это деление осуществляется на основании особенностей метаморфоза, которым характеризуется тот
или иной онтогенез. Если речь идет о неполном превращении, появившаяся
на свет личинка со временем утрачивает личиночные органы и получает взамен постоянные, которые характерны для взрослых организмов (вспомните, к примеру, кузнечиков).
Слайд 8Если развитие осуществляется с полным превращением, то личинка сперва становится
неподвижной куклой. Затем из нее выходит взрослая особь, которая очень
сильно отличается от личинки -
Слайд 10Зачем нужны личинки?
Смысл их существования, возможно, состоит в том, что
они используют не такую пищу, как взрослые особи, благодаря чему
расширяется пищевая база данного. Можно сравнить, к примеру, питание гусениц и бабочек (листья и нектар) или головастиков и лягушек (зоопланктон и насекомые)
Слайд 11Кроме того, многие виды, находясь в личиночной стадии, активно осваивают
новые территории. Личинки двухстворчатых моллюсков, к примеру, способны к плаванию,
что нельзя сказать о взрослых особях, которые практически неподвижны
Слайд 12Типы развития (онтогенеза), происходящие с метаморфозом, характерны для таких позвоночных,
как амфибии и рыбы. К примеру, из икринки лягушки формируется
головастик (личинка), которая по своему строению, среде обитания и образу жизни сильно отличается от взрослых осыбей
Слайд 13У головастика есть жабры, хвост, орган боковой линии, двухкамерное сердце.
Как и у рыб, у него один круг кровообращения. Когда
личинка достигает определенного уровня развития, совершается ее метаморфоз, в ходе которого появляются признаки, свойственные взрослому организму. Именно так головастик со временем превращается в лягушку
Слайд 14У земноводных существование личиночной стадии обеспечивает возможность обитать в разной
среде, а также использовать разную пищу. Головастик, к примеру, живет
в воде и ест растительную пищу. Лягушка же питается животной пищей и ведет по большей части наземный образ жизни
Слайд 15У многих насекомых наблюдается подобное явление. Смена среды обитания, а
значит, и образа жизни при переходе от стадии личинки к
стадии взрослого организма уменьшает интенсивность борьбы за выживание внутри данного вида.