Слайд 1Выполнила: Рябинина Ангелина
Проверила: Ковычева Елена Ивановна
Фарфоровая посуда в стиле
Ампир.
Гурьевский сервиз
Слайд 2Ампи́р (фр. style Empire — «имперский стиль») — стиль позднего (высокого) классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник
во Франции в период правления императора Наполеона I; развивался в течение трёх первых
десятилетий XIX века; сменился течением историзма.
Слайд 3Развитие общества происходит по объективным законам, и категории причин и
следствий никто не отменял. Поэтому, когда в начале XVIII века
случайно нашли город Геркуланум, а позднее Помпеи, стало совершенно естественно, что это приведет к рождению нового стиля в искусстве. Интерес к античности, изучение архитектуры, предметов обихода и украшений позволили понять, сколь велики были возможности древней культуры. Желание возродить ее величие совпало с правлением Наполеона, жаждущего провести параллель с правителями древности. Так во Франции появился стиль ампир –торжественный, величественный, монументальный, который распространился по всему миру и завоевал особую популярность в России.
Слайд 4Специально для Наполеона изготавливались вазы огромных размеров, столовые сервизы с
изображением его сцен военных побед. Изделия щедро покрывались позолотой и
украшались узнаваемым египетским орнаментом.
Слайд 6Изделия Севрского фарфора, созданные в начале XVIII века, поражают величием
и торжественностью. Даже при первом взгляде они существенно отличаются по
форме, цвету, декорированию. Формы вазонов монументальны, основательны; преобладают зеленые, голубые, пурпурные цвета, утяжеленные позолотой. Декор предметов выразительный с элементами античных барельефов.
Слайд 7Наполеон имел полное основание гордиться победами, поэтому любил, чтобы успехи
были задокументированы не только на бумаге, но и напоминали ему
и окружению об этом постоянно. Так появляется фарфоровая посуда, где изображался Император, полководцы, зарисовки жизни в походе. Безукоризненного качества керамические изделия расписывались вручную лучшими художниками, работавшими на фабриках.
Слайд 8Олимпийский сервиз
Пурпурная окаемка с золотым растительным орнаментом – отличительная особенность
шикарного набора
Слайд 9Отличительными чертами ампира можно назвать связь с историей, излишнюю декоративность,
смешение разных стилей: египетского/римского/турецкого.
Слайд 10На предметах набора нет ни одной выдуманной надписи или рисунка
– все является калькой египетских надписей и барельефов
Египетский сервиз
Слайд 11Российский ампир несет на себе все черты, установленные стилем с
уклоном на национальную особенность. Тематикой являлось прославление Александра I и
его побед. Гимном победы народа 1812 года стал знаменитый «Гурьевский» сервиз, а также «военные тарелки», на которых прописывались портреты солдат и офицеров разных войск.
Слайд 13«Гурьевский» сервиз был заказан управляющим графом Гурьевым для Александра I,
выполнен под руководством модельмейстера, адъюнкт-профессора Академии художеств Степана Пименова (1809-1816
).
Всего к «Гурьевскому» сервизу было сделано 4500 предметов, на декорирование было использовано несколько килограммов золота.
Слайд 14На всех предметах набора изображены сцены из жизни русского общества.
На чашки, супницы, тарелки, вазы и т.д. мастера нанесли виды
Петербурга с картин и гравюр величайших российских и иностранных художников, а также иллюстрации из книг "Народы России" и "Петербургские сцены и типы". Что касается отдельных сцен из жизни крестьян, которыми украшен ряд фарфоровых предметов, то они были "позаимствованы" с рисунков Венецианова.
Слайд 16Сервиз похож на своего французского собрата палитрой и декорированием, особенно
красно-коричневой окаемкой с золотым орнаментом. Но его специфика – темы
для сюжетов. Сервиз отражает жизнь простого народа, его костюм, характерную деятельность, предметы быта и труда, развлечения крестьянских детей. Интересны вазы, основанием которых были крестьянские девушки, наподобие древнегреческих жриц. Вдохновителем сервиза стал Степан Пименов, а название «гурьевский» получил по фамилии куратора завода графа Д.А. Гурьева. Сервиз украшали русские и французские живописцы, используя надглазурную полихромную роспись с позолотой.
Слайд 17На чайной паре в стиле ампир портрет Александра I в
мундире, с орденоносной лентой. Предметы расписывались Ф. Жераром, украшены небольшими
скульптурными листьями в золоченой окантовке по фону кружки и блюдца.
Фарфоровый завод Гарднера, около 1820
Слайд 18Выводы
Величие и торжественность;
2. Излишняя декоративность;
3. Использование центрической композиции в оформлении;
4.
Преобладание зеленых, голубых, пурпурных цветов, утяжеленных позолотой;
5. Использование бытовых сюжетов,
изображение императора, полководцев, сцены побед.
Слайд 19Гурьевский сервиз
Красно-коричневая окаемка с золотым орнаментом.
Сервиз отражает жизнь простого народа,
его костюм, характерную деятельность, предметы быта и труда, развлечения крестьянских
детей.
Использование надглазурной полихромной росписи с позолотой.
Декор выразительный с элементами античных барельефов.
Слайд 20Список литературы
https://lermontovgallery.ru/spravochnik-antikvariata/nestandartnyy-stil-empire/
1. Соколов М.В. Декоративно-прикладное искусство [Электронный ресурс] :
учебное пособие / М.В. Соколов, М.С. Соколова. — Электрон. текстовые
данные. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2017. — 467 c. — 978-5-4486-0248-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71803.html .
2. Нестандартный стиль ампир [Электронный ресурс] режим доступа:
3. Имперские амбиции [Электронный ресурс] режим доступа
https://www.casaricca.ru/journal/imperskie-ambitsii/