Слайд 1Выполнила:
Манукян А.А.
ОБ16-2
Сущность и природа политических решений.
Политическое решение как основной
элемент управления.
Слайд 2СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ
Политическое решение — это осуществляемый в коллективной или
индивидуальной форме процесс определения задач политического действия, выбор определенной программы,
обозначающей цель, этапы, способы и практические шаги их достижения.
Политическое решение является центральным элементом управления, поскольку определяет цели и механизмы (средства) ее реализации.
Любое политическое решение принимается политическими субъектами для разрешения конкретной политической ситуации.
Политическое решение — это всегда сложный диалектический процесс, начинающийся с появления политической проблемы и заканчивающийся с ее разрешением, снятием.
Слайд 3Одной из задач политических решений является разрешение конфликтных политических ситуаций.
Как эффективное средство разрешения политических конфликтов политическое решение зачастую предотвращает
развитие конфликта в острую, непримиримую или, еще хуже, вооруженную стадию.
Слайд 4Формы политических решений
Все разнообразие политических решений традиционно подразделяется на
пять форм:
законы и постановления высших государственных властных органов;
решения
властных органов на местном уровне;
решения, которые должны приниматься гражданами непосредственно;
решения верховных органов политических партий и организаций общественного типа;
решения органов партий политики и организаций общественного типа на местном уровне.
Как отмечается, первая и вторая формы решений могут быть приняты исполнительными и представительными органами власти, третья же принимается самим населением непосредственно, четвертая и пятая — негосударственными организационными структурами системы политической сферы. Решения, подлежащие принятию непосредственно гражданами, могут быть как общей значимости (речь здесь идет о выборах высших органов власти и референдумах), так и местных масштабов (здесь речь идет о выборах в органы власти на местном уровне и общих собраниях жителей).
Слайд 5Подготовка и принятие политического решения представляют собой сложный процесс, состоящий
из ряда элементов, которые в данном случае лучше назвать стадиями
или этапами.
В целом в этом процессе можно выделить четыре стадии:
1) постановка или выявление социальной проблемы, требующей своего разрешения;
2) формулирование возможных альтернатив решения проблемы;
3) обсуждение или анализ имеющихся альтернативных решений;
4) принятие решения, т.е. выбор оптимальной альтернативы в качестве плана действий.
Слайд 6Субъектами политических решений выступают непосредственно индивиды, граждане, члены общественных организаций
либо их представители в выборных органах государственной власти, политических, профессиональных
и иных общественных организациях, в компетенцию которых в соответствии с конституцией или уставом входит выработка и принятие решений.
Слайд 7Политическое решение правомерно рассматривать как основной элемент управления, состоящий в
определении цели и механизмов (средств) ее реализации. Это своего рода,
принимаемое субъектом политического действия постановление, направленное на осуществление политических мероприятий с целью достижения определенного результата.
Политическое решение представляет также средство разрешения конфликтных политических ситуаций. Конфликт в политической жизни общества — явление неизбежное. Разрешается конфликт посредством не одного, а как правило, целой серии политических решений, каждое из которых должно стать шагом политической мудрости, внимательности, осторожности, согласия, ибо речь идет о состыковке интересов противоположных, а зачастую — антагонистических.
Слайд 8Исторический опыт показывает, что наиболее распространенными формами разработки и принятия
решений на политическом уровне являются:
■ популизм, предполагающий заигрывание властей с
обществом, пропаганду неосуществимых целей;
■ политика партийных приоритетов, когда в основу государственных решений закладываются программные установки правящей или авторитетных для населения партий;
■ волюнтаризм, выражающий произвольный характер постановки целей отдельной политической фигурой или группой руководителей;
■ корпоративизм, закрепляющий за той или иной организацией право на определение целевых приоритетов;
■ бюрократизм, где доминирующие позиции в принятии решений принадлежат аппарату управления и его частным представителям;
■ плюрализм, создающий относительное равенство соперничающих в политике группировок;
■ клиентаризм, позиционирующий государство в качестве обслуживающей сервис-структуры по отношению к обществу.
Слайд 9Все разнообразие политических решений можно разделить на пять типов:
1) законы
и постановления высших органов власти;
2) решения местных органов власти;
3) решения,
принимаемые непосредственно гражданами;
4) решения высших органов политических партий и общественных организаций;
5) решения местных органов политических партий и общественных организаций.
Принимаемые на всех уровнях решения могут иметь различное количество адресатов, в отношении которых намечаются определенные политические действия. Решения высшего органа власти определяют содержание действий как в отношении самой системы органов власти, так и внешней среды. Решения, принимаемые политическими партиями, общественными организациями и группами, могут касаться их действий по отношению к представительным и исполнительным органам власти, негосударственным общественным структурам, а также любым другим элементам социальной системы.