Слайд 1ВЫСШИЙ ПИЛОТАЖ
К 100-летию со дня рождения Амет-Хана Султана, советского летчика,
дважды
Героя Советского Союза.
Слайд 2
Родился 20 октября 1920 года* в селе Алупка (ныне город
в Крыму). Крымский татарин. Правильные имя, отчество и фамилия –
Амет Султанович Амет-хан. В 1936 году окончил 7 классов школы в Алупке, в 1937 году – железнодорожную школу ФЗУ в Симферополе. В 1937-1939 годах работал слесарем по ремонту паровозов в Симферопольском депо. В 1938 году окончил Симферопольский аэроклуб.
Слайд 3Армия и годы войны
В армии с февраля 1939 года. В
марте 1940 года окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Служил
лётчиком в 122-м истребительном авиационном полку (в Белорусском особом военном округе; город Бобруйск Могилёвской области) и 4-м истребительном авиационном полку (в Одесском военном округе; город Григориополь, Приднестровье). Летал на истребителях И-16 и И-153.
Слайд 4С июня 1941 – ноябре 1942 – лётчик, командир звена,
заместитель командира и командир авиаэскадрильи 4-го истребительного авиационного полка. Воевал
на Южном фронте (июнь-октябрь 1941), в составе Ярославско-Рыбинского района ПВО (декабрь 1941 – июль 1942), на Брянском (июль 1942) и Сталинградском (август-октябрь 1942) фронтах. Участвовал в оборонительных боях в Молдавии и на юге Украины, воздушном прикрытии Ростова-на-Дону и Ярославля, Воронежско-Ворошиловградской операции и обороне Сталинграда. В конце августа 1942 года на Як-7Б был сбит зенитным огнём, лётчик спасся на парашюте.
Слайд 531 мая 1942 года в районе Ярославля, израсходовав в атаках
весь боезапас, он таранил вражеский разведчик Ю-88, подойдя к нему
сверху и ударив своим правым крылом по его правой плоскости. При этом обломивший при ударе крыло «Харрикейн» Амет-хана застрял между двигателем и фюзеляжем загоревшегося вражеского самолёта. Лётчику удалось выбраться из кабины своей машины и выброситься с парашютом. За этот таран лётчик был награждён орденом Ленина.
Старший лейтенант Амет-хан Султан перед своим истребителем Як-7 в Сталинграде.
Слайд 6За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками,
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года
гвардии капитану Амет-хану Султану присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»**.
За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года гвардии майор Амет-хан Султан награждён второй медалью «Золотая Звезда»***.
Слайд 7
ЗА ВРЕМЯ ВОЙНЫ СОВЕРШИЛ 603 БОЕВЫХ ВЫЛЕТА (ИЗ НИХ 70
– НА ШТУРМОВКУ ЖИВОЙ СИЛЫ И ТЕХНИКИ ПРОТИВНИКА) НА ИСТРЕБИТЕЛЯХ
И-153, «ХАРРИКЕЙН», ЯК-7Б, ЯК-1, Р-39 «АЭРОКОБРА» И ЛА-7, В 150 ВОЗДУШНЫХ БОЯХ СБИЛ ЛИЧНО 30 И В СОСТАВЕ ГРУППЫ 19 САМОЛЁТОВ ПРОТИВНИКА.
Слайд 8Послевоенное время
После войны до февраля 1946 года продолжал службу в
ВВС помощником 9-го гвардейского истребительного авиационного полка по воздушно-стрелковой службе
(в Белорусском военном округе; город Кобрин Брестской области, Беларусь). Летал на Ла-7.
Слайд 9Первая в мире заправка топливом в полёте
Слайд 10С февраля 1947 года работал лётчиком-испытателем в Лётно-исследовательском институте (город
Жуковский Московской области). Участвовал в испытаниях первой в мире крыльевой
системы заправки топливом в полёте, испытаниях пилотируемого самолёта-аналога противокорабельного самолёта-снаряда КС-1 системы «Комета», испытаниях первого в стране самолёта с трапециевидным крылом малого удлинения НМ-1, испытаниях новых систем катапультирования и опытных двигателей на летающих лабораториях.
Слайд 11
Погиб 1 февраля 1971 года в испытательном полёте на летающей
лаборатории Ту-16ЛЛ, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя.
Слайд 12Бронзовый бюст Амет-хана Султана установлен в Алупке. Бюсты также установлены
в городах Махачкала и Каспийск (Дагестан), Феодосия (Крым) и Киев
(Украина), посёлке Цовкра-1 (Дагестан), памятник – в Ярославле. В деревне Дымокурцы Ярославского района Ярославской области на месте приземления Героя после тарана установлен памятный знак. Мемориальные доски установлены в Алупке на доме, в котором он жил, и на школе, в которой он учился, а также в Симферополе на здании вокзала, где он работал, в Мелитополе (Запорожская область, Украина) на доме, где он останавливался, в посёлке Багерово (Крым), где он проводил испытания, и в Жуковском на улице, носящей его имя. В Алупке создан Музей Амет-хана Султана.
Слайд 13
Его именем названы площадь и улица в Симферополе, проспект в
Махачкале, улицы в городах Казань (Татарстан), Алупка, Евпатория, Красноперекопск, Судак
и Феодосия (Крым), Жуковский (Московская область), Избербаш, Каспийск и Хасавюрт (Дагестан), многих других населённых пунктах.
Имя Амет-хана Султана носят малая планета №6278 «Аметхан» (открыта 10 октября 1971 года), аэропорт в Махачкале и горный пик в Дагестане.
Слайд 14Примечания:
1) В ряде документов указана иная дата рождения – 25
октября 1920 года. Однако в автобиографиях сам Герой указывал дату
рождения – 20 октября 1920 года;
2) Награждён за выполнение 359 боевых вылетов и участие в 79 воздушных боях, в которых сбил лично 11 и в составе группы 19 самолётов противника (на 28 апреля 1943 года);
3) Награждён за выполнение 602 боевых вылетов и участие в 150 воздушных боях, в которых сбил лично 30 и в составе группы 19 самолётов противника (на 20 апреля 1945 года).
Слайд 15
Когда Ахмет-хану задали немного провокационный вопрос"Героем какого народа он себя
считает: лакского(по отцу) или крымско-татарского (по матери)", он ответил: "Я
- Герой Советского Союза".