Разделы презентаций


Выявление, устранение и предупреждение дисграфии и дислексии у младших

Содержание

Неуспеваемость – это результат школьных трудностей, не выявленных вовремя, не скомпенсированных

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Выявление, устранение и предупреждение дисграфии и дислексии у младших школьников
А.С.

Саблева,
к.п.н., доцент кафедры логопедии
ЯГПУ им. К.Д. Ушинского



Выявление, устранение и предупреждение дисграфии и дислексии у младших школьниковА.С. Саблева, к.п.н., доцент кафедры логопедииЯГПУ им. К.Д.

Слайд 2Неуспеваемость – это результат школьных трудностей, не выявленных вовремя, не

скомпенсированных

Неуспеваемость –  это результат школьных трудностей,  не выявленных вовремя, не скомпенсированных

Слайд 3Истоки проблемы
На начальных этапах владения навыками чтения и письма (

1 класс) трудностям не уделяется должного внимания
Своевременно не выявляются причины

и механизмы трудностей

Не реализуется комплексная система работы учителя, логопеда, психолога (нейропсихолога)

Наблюдаем стойкие трудности в процессе чтения и письма
* Специфические (дислексия, дисграфия, дизорфография)
* Неспецифические проблемы правописания («безграмотность»), затруднения в овладении технической стороной чтения (недостаточная скорость чтения), нелюбовь к чтению и пр.

Осложняется изучение всех школьных дисциплин

Истоки проблемыНа начальных этапах владения навыками чтения и письма ( 1 класс) трудностям не уделяется должного вниманияСвоевременно

Слайд 4 Дидактогенные факторы риска (социально-педагогические)
Дефицитарность игрового развития в дошкольном возрасте
Очень раннее

обучение письму и чтению.
Дети, которые рано начинают

писать:
* часто неправильно держат ручку, испытывают сильное мышечное напряжение.
И как результат имеют стойкое нарушение почерка
* Испытывают трудности звуко-буквенного анализа
И как результат: «срисовывание» букв и слов при списывании; трудности в выполнении операции моделирования слова, приводящие к пропускам и перестановкам букв и пр.
Интенсификация учебного процесса
Несоответствие технологий обучения возрастным и функциональным возможностям детей
Стрессовые факторы
Ограничение времени в процессе деятельности
Страх упрека в несостоятельности: «медленно читаешь», «плохой почерк»
Дидактогенные факторы риска (социально-педагогические) Дефицитарность игрового развития в дошкольном возрастеОчень раннее обучение письму и чтению.

Слайд 5Эндогенные факторы
Состояние здоровья ребенка
Особенности нейропсихологического развития:
функциональная неготовность ребенка к письму,

чтению, т.е. недостаточное развитие психических функций, необходимых для осуществления деятельности

письма, чтения (внимания, памяти, мышления, речи, пространственных представлений и пр.)
Нарушения в развитии определенных систем:
нарушения речевого развития, расстройства памяти, синдром дефицита внимания с гиперактивностью и пр.
Психологически аспект: мотивация ребенка к занятиям по письму, чтению и обучению вообще

Эндогенные факторыСостояние здоровья ребенкаОсобенности нейропсихологического развития:функциональная неготовность ребенка к письму, чтению, т.е. недостаточное развитие психических функций, необходимых

Слайд 6По данным ИВФ РАО
У значительной части детей, поступающих в школу,

отмечена несформированность
речи (до 60% )
моторики (30-35%)
зрительного и зрительно-пространственного восприятия

(до 50%)
зрительно-моторных и слухо-моторных координаций (до 35%)
Все это базовые функции, обеспечивающие формирование навыков письма и чтения

У части детей к моменту обучения в школе еще недостаточно сформированы механизмы произвольной регуляции (до 70%) .
Письмо и чтение - сложные виды произвольной деятельности, требующей концентрации внимания, программирования и текущего контроля деятельности

По данным ИВФ РАОУ значительной части детей, поступающих в школу, отмечена несформированность речи (до 60% )моторики (30-35%)зрительного

Слайд 7Как понять, что ребенку действительно трудно дается правописание?
Понять, что дело

не в лени или элементарной Невнимательности


Обратить внимание на характер ошибок

в тетради ученика
Как понять,  что ребенку действительно трудно дается правописание?Понять, что дело не в лени или элементарной НевнимательностиОбратить

Слайд 8*Письмо: «Требуется помощь!» ЕЕ
Если:
Отсутствуют пропуски между словами и предложениями
Имеет место зеркальное

письмо: буквы С, Э, З, Б, В и др., перевернутые

в другую сторону; эта же картина может быть и с цифрами
Повторяется одна и та же буква в написании слова, например: пироп вместо пирог
Имеет место замена букв: Б – Д (колодок), Ж – Х (мужомор), И – У (клумат), Т – П (пигр) и др.
Ошибки в правописании гласных в ударных слогах (учетель вместо учитель)
Пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов
(гамазин вместо магазин)
Забывание начертаний редко встречающихся букв (Ъ, Э) или прописных букв
Не соблюдаются границы полей в тетради и устойчивые правила переноса
Нечитаемый почерк, слишком мелкое или слишком крупное написание букв,
резкое колебание почерка (от мелкого – к крупному)

*Письмо: «Требуется помощь!»  ЕЕЕсли:Отсутствуют пропуски между словами и предложениямиИмеет место зеркальное письмо: буквы С, Э, З,

Слайд 9 Специфические ошибки на письме:
:

Специфические ошибки на письме: :

Слайд 10Специфические ошибки на письме:

Специфические ошибки на письме:

Слайд 11Специфические ошибки на письме:

Специфические ошибки на письме:

Слайд 12Специфические ошибки на письме: оптические и кинетические

Специфические ошибки на письме: оптические и кинетические

Слайд 13Как понять, что ребенку действительно трудно дается чтение?
Понять, что дело

не в лени или элементарной Невнимательности


Обратить внимание на характер ошибок

при чтении
Как понять,  что ребенку действительно трудно дается чтение?Понять, что дело не в лени или элементарной НевнимательностиОбратить

Слайд 14 * Чтение
Наиболее часто встречающиеся проблемы чтения:
неправильное прочтение слов,

пропуск, перестановка и замена букв и слогов
недостаточная скорость чтения
непонимание смысла

прочитанных слов
непонимание смысла прочитанного на уровне предложений и текстов
игнорирование знаков препинания и смысловых пауз
нелюбовь или даже ненависть к чтению
* Чтение Наиболее часто встречающиеся проблемы чтения: неправильное прочтение слов, пропуск, перестановка и замена букв и

Слайд 15Типизация специфических ошибок чтения (дислексических)

Типизация специфических ошибок чтения (дислексических)

Слайд 17*Трудности во время письма и чтения могут сохраняться в течение

всего периода обучения в школе *
Несформированность образа буквы и образа

слова, пропуск и путаница букв и слогов
Слабость фонематического восприятия
Обилие шибок «на правило». Несоответствие между знаниями правил и письмом, то есть неумение применить правило в процессе письма
Неумение составлять связные, логические тексты
Нечитаемый почерк




*Трудности во время письма и чтения могут сохраняться в течение всего периода обучения в школе *Несформированность образа

Слайд 18ЧТО ГОВОРИТ НАУКА?

ЧТО ГОВОРИТ НАУКА?

Слайд 19 Функциональная система письма и чтения (Ж. М. Глозман, 2009)

Функциональная система письма и чтения (Ж. М. Глозман, 2009)

Слайд 22 Письмо как вид деятельности (навык) включает операции:

Письмо как вид деятельности (навык) включает операции:

Слайд 23Функциональный базис процесса овладения навыком письма
(А.Н. Корнев)

Функциональный базис процесса овладения навыком письма (А.Н. Корнев)

Слайд 24*Письмо как комплексный навык
требует интеграции, координации и автоматизированности всех перечисленных

операций.
Затруднения в каком либо звене приводят к адаптационным перестройкам в

других звеньях

Например:
неавтоматизированность каллиграфического навыка приводит к переключению внимания на выполнение этой операции, степень произвольности этого звена повышается и одновременно ослабевает контроль за выполнением остальных операций (фонематического анализа, обнаружения орфограмм и др.) и снижается точность и эффективность их реализации (А.Н. Корнев).

*Письмо как комплексный навыктребует интеграции, координации и автоматизированности всех перечисленных операций.Затруднения в каком либо звене приводят к

Слайд 26 А.Н. Корнев
Методика раннего выявления дислексии (Методика МРВД) Описаны методы выявления

предрасположенности детей к  расстройствам письменной речи до начала обучения в

школе.
Стандартизованная методика исследования навыка чтения (Методика СМИНЧ)
Тест оперативных единиц чтения (Методика ТОПЕЧ) применяется для определения предельных по количеству знаков оперативных единиц чтения, которые автоматизированы у ребенка. Можно использовать с детьми 1-го класса и старше для выбора типа слогов, слияние которых у данного ребенка необходимо формировать на начальном этапе работы. Также эта же методика позволяет опре­делить момент, когда можно переходить к автоматизации более сложных слогов



А.Н. Корнев Методика раннего выявления дислексии (Методика МРВД) Описаны методы выявления предрасположенности детей к  расстройствам письменной

Слайд 27О.Б. Иншакова, А.А. Назарова
Методика, позволяющая специалистам выявить у учащихся младших

классов нарушение письма - дизорфографию - и определить степень eё

выраженности
Она включает приемы отграничения дизорфографии от дисграфии, иллюстрируемые наглядными примерами.
Носит тестовый характер
Позволяет получить не только количественную оценку, но также качественную характеристику дизорфографических ошибок
Дает возможность наиболее точно составить перспективный план коррекционной работы и выбрать адекватные технологии преодоления данного нарушения
Адресовано логопедам, психологам, дефектологам, студентам дефектологических факультетов и учителям начальных классов
О.Б. Иншакова, А.А. НазароваМетодика, позволяющая специалистам выявить у учащихся младших классов нарушение письма - дизорфографию - и

Слайд 28В помощь учителю!

В помощь учителю!

Слайд 29Как помочь ребенку овладеть правописанием? Играть с ребенком!

Игровые методы позволяют отрабатывать наиболее трудные правила грамматики, а также

формировать другие навыки, необходимые для грамотного письма. Книги предназначены для учителей начальных классов, русского языка и литературы общеобразовательных школ, а также родителей детей школьного возраста, вдумчиво относящихся к воспитанию своих детей.

Как помочь ребенку овладеть правописанием? Играть с ребенком!   Игровые методы позволяют отрабатывать наиболее трудные правила

Слайд 30А.Е. Соболева Научно-исследовательский центр детской нейропсихологии им. А.Р.Лурия
Предназначена для учителей начальной

школы, логопедов, школьных психологов и родителей, дети которых испытывают трудности

с усвоением грамоты.
Игровые формы и методы направлены на формирование лингвистической зоркости и чувства языка у ребенка, умения воспроизводить образ слова графически
Описанные приемы и упражнения помогут в формировании механизмов описания, пересказа, усвоения и закрепления основных орфографических правил, будут способствовать устранению путаницы букв на начальном уровне дисграфии
Приведенные в этой книге рекомендации помогут научить детей правописанию, как в условиях школьного обучения, так и занимаясь с ребенком дома
А.Е. Соболева Научно-исследовательский центр детской нейропсихологии им. А.Р.ЛурияПредназначена для учителей начальной школы, логопедов, школьных психологов и родителей,

Слайд 31Л.В. Лопатина, Е.А. Логинова
Упражнения способствуют развитию у детей дошкольного и

младшего школьного возраста навыков языкового анализа и синтеза, необходимых для

овладения письмом
Л.В. Лопатина, Е.А. ЛогиноваУпражнения способствуют развитию у детей дошкольного и младшего школьного возраста навыков языкового анализа и

Слайд 32Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика