Слайд 1«Я не знаю мудрости годной для других,
Только мимолетности я влагаю
в стих.
В каждой мимолетности вижу я миры,
Полные изменчивой радужной игры.
Не
кляните, мудрые. Что вам до меня?
Я ведь только облачко, полное огня.
Я ведь только облачко. Видите: плыву.
И зову мечтателей... Вас я не зову!».
К. Бальмонт
Слайд 2Тема урока:
«В каждой мимолётности
вижу я миры…»
Слайд 3Сергей Прокофьев
(1891-1953)
русский и советский композитор, дирижёр и пианист,
смелый художник-новатор. Он открыл новые миры в музыке в области
мелодии, ритма, гармонии и инструментовки. Вместе с тем его искусство крепко связано с традициями русской и мировой классики. В музыке С. Прокофьева воплотились лирика и эпос, трагедия и комедия, человеческое горе и радость, смех и слёзы.
Слайд 4 Композитор писал во всех жанрах. Ему принадлежат 8 опер,
8 балетов, 7 симфоний и другие оркестровые сочинения, 9 концертов для сольного инструмента с
оркестром, 9 фортепианных сонат, оратории и
кантаты, камерные вокальные и инструментальные
сочинения, музыка для кино и театра.
Среди известных сочинений композитора:
1, 5 и 7 симфонии, балеты «Ромео и Джульетта,
«Золушка», Опера «Война и мир», 1, 2 и 3 фортепианные концерты, кантаты «Александр Невский», симфоническая сказка «Петя и волк», музыка к кинофильму «Поручик Киже», Седьмая соната, в т.ч. и «Мимолётности» .
Слайд 5Стремление передать минутные впечатления, игру мгновения, изменчивость и неуловимость состояния
мира, души человека перекликается с творческим кредо художников-импрессионистов,
с живописными
беспредметными образами.
Слайд 6Цикл «Мимолетностей» можно разделить по характеру выраженных в них образов
и настроений на несколько групп.
Прежде всего,— нежные, мечтательные, порой
сказочные и неизменно подлинно лирические.
(Таковы №№ 1, 2, 8, 16, 17, 18, 20.)
Это — и наиболее национально выраженная, интонационно русская группа пьес.
Слайд 7Вторая группа — пьесы скерцозные, задорные, порой шутливо-юмористические. (Таковы №№
3, 5, 10, 11) Они насыщены юношеской жизнерадостностью. Мир такого
рода образов волновал композитора всегда.
Слайд 8И, наконец, третья группа — пьесы динамичные, а иногда и
драматические. Это №№ 4, 14, 15, 19.
Они порождены не
только эмоциями беспокойства, тревоги, конфликтности. В них очень сильны и чисто зрительные, и театрально-действенные моменты, то есть то, что в дальнейшем получит свое яркое развитие в драматических коллизиях его оперных и балетных сцен.
Слайд 9Остальные номера цикла стоят особняком, разрешая самые различные образные и
языковые задачи.
Из всего цикла выделяется «Мимолётность» № 7,
где фортепиано подражает нежному и живописному звучанию арфы.
Слайд 10В 1968 году фортепианный цикл «Мимолётности» дал рождение балету, превратившему
сочинение
С. Прокофьева в вереницу зримых хореографических картин. А в
1975-м - анимационному фильму, в котором персонажи и пейзажи оживают под звуки фортепианных миниатюр.
Слайд 11Василий Кандинский
1866-1944
Русский живописец и график, один
из основоположников и теоретиков абстрактного искусства,
автор экспрессивных, динамичных композиций,
построенных на сочетании красочных пятен и ломаных линий.
Слайд 12«Цвет – это клавиши;
глаз – молоточек;
душа – многострунный
рояль». Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша
приводит в вибрацию человеческую душу…».
Слайд 13Особое место в создании художественного впечатления Кандинский отводил цвету. Краски
представлялись художнику одушевленными существами, причем обладающими своим собственным звучанием; например,
желтый цвет, по его мнению, вызывает в памяти звук флейты, синий — виолончели, красный напоминает трубу. Интересно, что цвет занимал важное место не только в живописи, но и в поэзии Кандинского. «Синее… Синее подымалось, поднималось и падало. Во всех углах загремело… Белый скачок за белым скачком. И за этим белым скачком опять белый скачок. И в этом белом скачке белый скачок. Вот это и плохо, что ты не видишь мутное; в мутном оно и сидит. Отсюда все начинается… Треснуло». Странное, не похожее ни на что сочетание слов, но, наверное, только так и можно описать вербально картины Кандинского.
Слайд 14В. Кандинский «Музыкальная увертюра»
Слайд 16Для абстракционизма характерны отказ от изображения реальных предметов, их формы;
беспредметные композиции (линии, точки, пятна, плоскости и пр.); эксперименты с
цветом; отражение внутреннего мира художника в хаотических, неорганизованных образах
Абстракционизм
Слайд 17Назовите годы жизни композитора.
Что было характерной чертой в музыке
композитора?
Перечислите наиболее известные произведения Прокофьева.
Где Прокофьев получил образование,
где учился дальше?
Кто были его учителями?
На какие группы можно разделить миниатюры «Мимолётности»?
Что особенного в Мимолётности №7?
Слайд 18«Маленький принц»
из к/ф «Пассажир с Экватора».
Муз. М. Таривердиева,
сл. Н. Добронравова.
Слайд 19Кто тебя выдумал, звёздная страна?
Снится мне издавна, снится мне она.
Выйду
я из дому, выйду я из дому –
Прямо за пристанью
бьётся волна.
Ветреным вечером смолкнут крики птиц.
Звёздный замечу я свет из-под ресниц.
Тихо навстречу мне, тихо навстречу мне
Выйдет доверчивый маленький принц.
Самое главное – сказку не спугнуть,
Миру бескрайнему окна распахнуть.
Мчится мой парусник, мчится мой парусник,
Мчится мой парусник в сказочный путь.
Где же вы, где же вы, счастья острова?
Где побережие света и добра?
Там, где с надеждами, там, где с надеждами
Самые нежные бродят слова.
В детстве оставлены давние друзья,
Жизнь – это плаванье в дальние края.
Песни прощальные, гавани дальние,
В жизни у каждого сказка своя.
Кто тебя выдумал, звёздная страна?
Снится мне издавна, снится мне она.
Выйду я из дому, выйду я из дому –
Прямо за пристанью бьётся волна