Слайд 1«Я пишу для самого вдумчивого и глубокого читателя. Таких немало»
Слайд 2Водолазкин Евгений Германович
Евгений Водолазкин, доктор филологических наук, специалист по древнерусской
литературе, начал писать художественную прозу, уже добившись существенных успехов в
научной работе. Его романы «Лавр» и «Авиатор» получили ряд премий, в том числе «Большую книгу», и переведены на 30 языков.
Слайд 3БИОГРАФИЯ
Родился 21 февраля 1964 г. в Киеве. Окончил школу с
углубленным изучением украинского и английского языков (1981) и русское отделение
филологического факультета Киевского государственного университета (1986).
Слайд 4В 1986 поступил в аспирантуру при Отделе древнерусской литературы Института
русской литературы (Пушкинского Дома) РАН.
Слайд 5После защиты в 1990 г. кандидатской диссертации на тему «Хроника
Георгия Амартола в древнерусской литературе» поступил на работу в Отдел
древнерусской литературы Пушкинского Дома.
В 1992 г. получил годичную стажировку в Мюнхенском университете, где изучал западную медиевистику, а также читал лекции по древнерусской литературе. Участвовал в ряде конференций в России и за рубежом, в том числе - в Международных съездах славистов в Кракове (1998) и Любляне (2003).
В 1998 г. организовал в Пушкинском Доме международную конференцию «Монастырская культура: Восток и Запад» (материалы конференции составили основу одноименного издания, вышедшего год спустя).
Мюнхенский университет
Слайд 6 Г. ВОДОЛАЗКИН
«Хроника Георгия Амартола в древнерусской литературе»
Хроника Георгия
Амартола — сочинение византийского монаха IX века Георгия Амартола. Охватывает
обзор событий от Адама до кончины царя Феофила.
Слайд 7В 1998-2002 гг. (с перерывами), будучи стипендиатом Фонда Александра фон
Гумбольдта, занимался исследовательской работой в библиотеках Германии.
В 2000 г.
в Мюнхене опубликовал монографию «Всемирная история в литературе Древней Руси», которая в том же году была им защищена в ИРЛИ в качестве докторской диссертации. В 2002 г. выпустил книгу «Дмитрий Лихачев и его эпоха», в которую вошли воспоминания и эссе выдающихся ученых, писателей и общественных деятелей (переработанное и дополненное издание – 2006 г.).
С начала 2000-х годов наряду с научными исследованиями в области древней и новой русской литературы печатает публицистические и научно-популярные работы («Независимая газета», «Новая газета», «Литературная газета», журналы «Звезда», «Огонек», «Эксперт» и др.), среди которых – книги «Часть суши, окруженная небом. Соловецкие тексты и образы» (2011) и «Инструмент языка» (2011). Приблизительно в это же время начал заниматься и литературным творчеством. Лауреат премий «Большая книга» (2013, 2016), «Ясная Поляна», «Милован Видакович» (Сербия), Премии Горького (Италия - Россия), «Русский Рим», «Клио» и др. С 2012 г. – главный редактор пушкинодомского альманаха «Текст и традиция».
Слайд 8В 2018 году в Ягеллонском университете прошла Международная научная конференция
«Знаковые имена современной русской литературы: Евгений Водолазкин» (Краков, 17-19 мая
2018 года), в которой принял участие 91 исследователь из 19 стран мира.
20 ноября 2018 года Евгений Германович, в соответствии с Указом Президента России, включён в новый состав Совета при Президенте по культуре и искусству .
Живёт в Санкт-Петербурге; жена — литературовед Татьяна Руди, дочь — Наталия Водолазкина.
Ягеллонский университет
Слайд 9дебют
роман "Соловьев и Ларионов" о белогвардейском генерале Ларионове и его
исследователе, аспиранте-историке Солона
обложка рисунок Михаила Шемякина..
Слайд 10Роман "Соловьев и Ларионов"
«Этот роман – классический “historical fiction”. Историк
Соловьев восстанавливает в правах ту историю Крыма, которая когда-то была
растоптана Красной армией. Генерал Ларионов, не покинувший Крым вместе с Врангелем, олицетворяет собой в романе тайную логику хода русской исторической реальности. И это становится ясным именно сейчас, когда есть соответствующий исторический запрос».
Слайд 11Второй роман, «Лавр», вышел в конце 2012 года, и на
совершенно неожиданно пустом поле года, не взрастившем ни новой Улицкой,
ни даже нового Пелевина. У «Лавра» были все предпосылки успеха. Его исторический фон — Средневековье — описан человеком, Средние века профессионально изучающим, и роман приятно лишен — типичных для подобных книг — нестыковок и фантазий.
Американская писательница Джанет Фитч, автор романа «Белый олеандр», прочитала «Лавра» и написала большую рецензию. Ее замечания показались мне очень глубокими. Она утверждает: «Когда русские пытаются подделываться под нас, это выходит провинциально и малоинтересно. Но когда они начинают следовать собственной традиции и культивировать ее, становится интересно по-настоящему». Она имела в виду не только «Лавра», это касалось всей нашей литературы.
Слайд 12Герой нового романа "Лавр" – средневековый врач. Обладая даром исцеления,
он тем не менее не может спасти свою возлюбленную и
принимает решение пройти земной путь вместо нее. Так жизнь превращается в житие. Он выхаживает чумных и раненых, убогих и немощных, и чем больше жертвует собой, тем очевиднее крепнет его дар. Но возможно ли любовью и жертвой спасти душу человека, не сумев уберечь ее земной оболочки?
Слайд 13«Авиатор»
Стоило съездить в Питер, чтобы понять, что история, произошедшая в
романе Евгения Водолазкина «Авиатор», могла случиться только в этом городе.
Бывшая
имперская столица, мать революции, спустившей страну «во Ад», и спустя 100 лет может быть узнаваема людьми, жившими в прошлом, как это и произошло с главным героем произведения Водолазкина. Те же дома, пусть и утратившие первоначальный лоск, те же парадные, та же Нева.
Слайд 14Герой нового романа "Авиатор" — человек в состоянии tabula rasa:
очнувшись однажды на больничной койке, он понимает, что не знает
про себя ровным счетом ничего — ни своего имени, ни кто он такой, ни где находится. В надежде восстановить историю своей жизни, он начинает записывать посетившие его воспоминания, отрывочные и хаотичные: Петербург начала ХХ века, дачное детство в Сиверской и Алуште, гимназия и первая любовь, революция 1917-го, влюбленность в авиацию, Соловки… Но откуда он так точно помнит детали быта, фразы, запахи, звуки того времени, если на календаре — 1999 год?..
На передней стороне переплёта рисунок Михаила Шемякина, созданный специально для этой книги.
Слайд 15Сборник "Совсем другое время" включает в себя псевдоисторический роман "Соловьев
и Ларионов", повесть "Близкие друзья" и короткие рассказы.
Забавный рассказ
"Близкие друзья" о двух гитлеровцах, один из которых вместе с женой на пенсии прилетает в Россию, чтобы повторно пройти путь "до Сталинграда".
Слайд 16Детский сад
«Милости просим. Заходите в пестрый мир нового русского счастья…
Вы и сами не заметите, как в погоне за его
призраком окажетесь в сладком уединении, в чужом городе – однако ненадолго; как поколотите замучившего всех гада, как будете ждать рождения нового человека, как встретите брата из армии, жадными ложками будете глотать свадебный торт, запивая испанским хересом, – словом, заживете жизнью героев истории». Произведение входит в сборник «Счастье-то какое!»
Слайд 17Брисбен
Новый роман Евгения Водолазкина,.
Где кончается слово, начинается музыка
«К городу Брисбену,
как и положено, роман не имеет никакого отношения, иначе я
не назвал бы его так. Брисбен – это символ того, что находится на другой стороне земного шара, цель мечтаний, усилий, которая, конечно же, недостижима. Вообще это история современного успешного музыканта, который потерял возможность выступать и ищет новый смысл жизни. Прежде у него все было направлено на успех, на то верхнее «фа», которое он взял, но ему приходится признать, что смысл жизни не заключается в этой верхней точке».
Слайд 18Главный герой романа ищет новый смысл жизни. Он гитарист-виртуоз, и
потому «Брисбен» – это в каком-то смысле музыкальный роман, анонсировал
текст, который должен выйти в октябре, автор. Мы услышали отдельные главы, которые, конечно, не выстроились в единую сюжетную линию, но создали благодатную атмосферу – предвкушения нового текста на красивом русском языке, с вкраплениями украинского.
Действие происходит в Киеве, Париже, Мюнхене. Но только не в австралийском Брисбене, куда стремится героиня, но, по-чеховски, дальше мечты не уходит. Любовь как музыка, музыка любви – этим преисполнен роман, в нём много музыкальных терминов и описания тех или иных гитарных приёмов. Но больше – того, что стоит за искусством, что его составляет.
Слайд 19Премии
2010 — роман «Соловьёв и Ларионов» вошёл в шорт-листы премии
«Большая книга» и Премии Андрея Белого.
2013 — премия «Большая книга»
за роман «Лавр» (Первая премия).
2013 — премия «Ясная Поляна» за роман «Лавр».
2013 — премия конвента «Портал» за роман «Лавр».
2013 — шорт-листы премий «Национальный бестселлер», «Русский Букер» и «НОС» (роман «Лавр»).
2015 — сербская премия «Милован Видакович»[10].
2016 — итальянско-русская Премия Горького (Сорренто) за роман «Лавр».
2016 — премия «Большая книга» за роман «Авиатор» (Вторая премия).
2016 — шорт-листы премий «НОС», «Писатель XXI века» и Премии им. Аркадия и Бориса Стругацких (роман «Авиатор»).
2017 — премия «Русский Рим» в номинации «Литература».
2018 — историко-литературная премия «Клио» за роман «Авиатор».
2018 — национальная премия "Русские рифмы", "Русское слово" (номинация "За вклад в развитие культуры").