Слайд 1Ямная, катакомбная, срубная
культура Луганщины
Бронзовый век – время, связанное с
цветными металлами и сплавами из них.
Слайд 2Курганы являются основным источником изучения истории степных племен. Ориентировочное число
курганов Луганской области – 7 – 8 тысяч. Они представляют
собой могильники, состоящие из 2-20 курганов, нередки и одиночные насыпи.
Приблизительное число уже раскопанных курганов на Луганщине составляет 300-320 единиц.
Древнейший характер этих курганов впервые установил в 1900 г. археолог В. А. Городцов. Он установил последовательную смену трех археологических культур в бронзовом веке:
Ранняя бронза – ямная (древнеямная) культура (3,2 – 2,7 тыс.лет до н.э.).
Средняя бронза – катакомбная культурно-историческая общность (2,7 – 2 тыс.лет до н.э.).
Поздняя бронза – срубное время (2 тыс.лет до н.э).
Свое название культуры получили по характерным для каждой из них конструкциям могил (грунтовая яма, катакомба-яма с боковой нишей и грунтовая яма с деревянным срубом).
Слайд 3Характерной чертой ямной культуры является захоронение умерших в ямах под курганами в
положении лёжа на спине, с согнутыми коленями. Тела посыпались охрой.
Слайд 4Поселки у ямников были небольшие (1000 1500 кв.м), люди вели
подвижный скотоводческий уклад жизни.
Позже поселки укрепляли на случай обороны каменными
стенами.
Инвентарь: горшки яйцевидной формы, медный нож, спиральные и серебрянные подвески, плоскодонный сосуд, жаровня с углями, деревянная ложка, деревянный столовый разнос.
Слайд 6Погребения ямной культуры
Село Астахово Свердловского района
Села Гончаровка, Пионерское, Бобриково, Платоновка,
Дариновка.
У г.Ровеньки, Провалье, Горск, пос. Новотошковка.
Кременской район на берегу озера
Долгое.
У г.Старобельск,на берегу р.Айдар, на стоянке у с. Подгоровка.
Слайд 7Древнеямную культуру сменила катакомбная. Свое название погребения получили потому, что умерших хоронили
не просто в грунтовых ямах, а в особых боковых нишах
— катакомбах, устраивавшихся в стенках могильных ям. В кургане обычно встречается от 2 до 10 катакомбных камер, а иногда их число достигает 25. Вход называется колодцем или шахтой, в одной из его стенок вырубывали погребальную камеру-катакомбу.
Вход в катакомбу из ямы заваливался камнями, дно покрывалось охрой, известью или выстилалось камышом. Скелеты в катакомбах обычно лежали в скорченном положении, лицом к выходу. Они как бы спят, лежа на правом боку.
Памятники катакомбной культуры представлены
погребениями и поселениями. Среди катакомбных поселений особый интерес представляют Кибикинское поселение близ Луганска
Слайд 8Исследование этих поселений показало, что население катакомбной культуры вело оседлый
образ жизни.
Слайд 9Характерной особенностью инвентаря катакомбной культуры являются предметы из бронзы: листовидные
ножи, бронзовые тёсла, шилья и бронзовые украшения.
Особенно выделяются по количеству
и изяществу
изготовления каменные
шлифованные топоры с
просверленными проушинами
для рукоятки.
Слайд 10У входа или внутри камеры ставили жаровни и курильницы.
С помощью
дыма из курильниц язычники изгоняли зло и нечисть
из душ
умерших и погребальных комнат-камер.
Наиболее развитой считают донецкую катакомбную культуру (территория рек Северский Донец и Бахмут):
памятники бахмутского типа
памятники ингульского типа
памятники манычского типа
Первые научные исследования курганных погребений на Луганщине были проведены в 1892 г. Н.Е.Брандербургом: могилы на р.Комышеваха и Золотой рудник в Попаснянском районе. Здесь был могильник из 11 насыпей-курганов.
С 1919 по 1929 гг. в Луганске и его окрестностях Локтюшев раскопал около 18 захоронений бронзового века.
Слайд 13Срубная культура.
Название культуры условное, оно связано с особенностями конструкции могил.
Могильные ямы, расположенные под насыпью курганов, укреплялись деревянным срубом, а
сверху были покрыты бревнами.
Обряд предусматривал захоронение умершего в ямах или деревянных срубах в согнутом положении, на левом боку, кисти рук перед лицом. Известны также случаи кремации.
Жилища — наземные, землянки и полуземлянки каркасно-столбовой конструкции с двускатной или шатровидной крышей. Стены сложены из дёрна, брёвен, редко — камня. В больших постройках жилая часть чаще всего обособлена от подсобно-хозяйственной. Внутри жилищ располагались один или несколько очагов, ямы, иногда колодец
Слайд 15Принципиальным отличием этой культуры является значительное развитие земледелия и скотоводства,
которые почти совсем вытеснили охоту, а также небывалое ранее развитие
бронзолитейного производства и строительной деятельности. Особенно интересны жилища людей срубной культуры. Поселки располагались на берегах малых и средних рек.
Среди вещей преобладает глиняная посуда, несколько реже встречаются бронзовые и каменные изделия. Плоскодонные глиняные сосуды были двух форм: острореберные, т. е. горшки с горизонтальным ребром по выпуклой середине, и сосуды баночной формы. Горшки украшали оттисками шнура, палочки или гребенки, с помощью которых на сырые стенки наносились различные геометрические фигуры — ромбы, треугольники, перекрещивающиеся линии.
Население племен срубной культуры было языческим. Признаком этой религии являются святилища.
Слайд 17Земледельческое орудие труда: массивные, немного изогнутые серпы, прямые косари (массивные,
тяжелые, с немного кривым лезвием ножи) с отверстием на ручке,
служившие для рубки кустарника, и кельты разных типов.
Разнообразнее стало бронзовое вооружение: выделяются большие втульчатые двухлопастные наконечники стрел и кинжалы с овальным, похожим на лист, лезвием.
Слайд 18Места поселений и захоронений
с. Орехово-Донецкое, с.Лиман, пос. Старая Кондрашевская
г.Кременная, с.Погорелово,
г.Кировск, с.Трехизбенка,
с.Астахово
3. г.Александровск, г.Червонопартизанск, с.Привалье, с.Благовка
4. с.Пришиб, с.Бахмутовка, с.Николаевка,
с. Петровка на р.Айдар
и на р.Евсуг
с.Шульгинка на р.Айдар, с.Капитаново на р.Ольховая
с.Проказино возле г.Старобельск на р.Айдар