Слайд 1ЯЗЫК – ИСТОРИЯ –КУЛЬТУРА-НАРОД
Связь языка
с историей и культурой
народа
Подготовка к сочинению
Слайд 3Цели урока:
- Какова роль языка в истории и культурной жизни
народа?
- Почему происходит засорение русского языка?
Слайд 5Язык. 1. Подвижный мышечный орган в полости рта, воспринимающий вкусовые
ощущения, у человека участвующий также в артикуляции.
Язык. 2. Исторически сложившаяся
система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.
Язык. 3. Народ, нация.
Слайд 6Функции языка:
- коммуникативная / функция, служащая для общения людей/
- когнитивная
/ функция, связанная с познаванием, мышлением/
- метаязыковая / функция, использующая
средства языка с целью пояснения какого-либо понятия другими словами/
- эмоционально – экспрессивная / функция, служащая для непосредственного выражения чувств, эмоций/
- эстетическая / функция создания прекрасного средствами языка/
Слайд 7Русскую речь надо охранять и беречь, как русскую природу. Она
столь же (краткое прилагательное) и (краткое прилагательное).
Рина Зелёная
/ прекрасна и беззащитна /
Слайд 9 Прошлое, сохраняющееся в
памяти человечества.
Например,
события,
вошедшие в историю.
Слайд 10
Язык – первое орудие труда, первая машина, помогающая человеку преобразовать
мир. Проделывая за нас логические операции, он служит человеку и
порабощает его.
А. Генис
Язык – это след гигантского производительного труда человеческого общества.
Это отложенные кристаллы мириадов трудовых движений, жестов и вызванной ими духовной энергии. Все сложные движения, рождённые в глубинах нашего существа, получают форму в языковом определении. Язык – это орудие мышления.
А.Н. Толстой
Слайд 11 Вывод:
язык - источник для
познания истории народа.
Слайд 12
Причины засорения русского
языка:
- влияние окружающего современного мира;
-
бездуховность общества, лишённого всякого стремления к высоким идеалам, безнравственность, духовная опустошённость.
Слайд 13
Язык не есть мёртвый часовой механизм, но живое
творение,
исходящее из самого себя.
В. Гумбольд
Вывод: потребности культурного развития стали двигателем развития языка, который отразил и сохранил историю культурной жизни нации.
Слайд 16Будет величайшим преступлением перед культурой, перед своей родиной, перед человечеством,
если мы не будем беречь наш язык.
К.Г. Паустовский
Слайд 17Вывод: изучая язык, мы изучаем историю народа, храним свою национальную
культуру.
Без русского языка не будет русского народа, забудется русская культура,
а без неё не вспомнится прошлое, а без прошлого нет и не будет будущего.
Слайд 18 Какие мысли, высказывания известных людей запомнились, получили в вашей
душе эмоциональный отклик?
Напишите сочинение по теме «Роль языка в истории
народа».
В своём сочинении обязательно используйте цитаты.
Объём работы не менее 70 слов.
задание.
Сочинение – рассуждение на
тему:
« Культурный человек. А какой он? »