Слайд 1Юридическая риторика
Комментарий к заданиям рабочей тетради
Слайд 2Модуль 1. Ораторская речь. Виды ораторской речи. Средства изобразительности в
ораторской речи
Виды ораторской речи:
- информационное выступление;
- протокольно-этикетное выступление
- убеждающее
выступление
- развлекающее выступление
Слайд 3Информационное выступление
информационный жанр используется в научном докладе, сообщении, лекции перед
студентами, в монологе учителя при объяснении, в рассказе о каком-либо
случае или при описании некоторого явления, в ответе ученика на уроке;
Слайд 4Протокольно-этикетное выступление
приветствие в адрес официальной делегации, официальное поздравление юбиляра, вступительное
слово перед каким-либо мероприятием, выступление с оценкой заслуг человека или
организации (похвальное слово), речь на траурном митинге, официальный тост и др.;
Слайд 5Убеждающее выступление
убеждающая речь в ораторском искусстве призвана показать правильность занимаемой
оратором позиции, укрепить или изменить мнение аудитории по этому вопросу.
Типичные случаи убеждающих выступлений выступления в научных и политических дискуссиях, предвыборные, агитационные, рекламные выступления, судебные речи;
Слайд 6Развлекающее выступление
таковы, например, многие неофициальные тосты, речи на банкетах, рассказы
об интересных происшествиях, смешных случаях из жизни и др.
Слайд 7Требование 2-х «Э»
«Э»-1
Ораторская речь должна быть эффективной содержание.
«Э»-2
Ораторская речь должна
быть эффектной
форма.
Слайд 8Средства изобразительности в ораторской речи (тропы и фигуры)
Тропы служат для
создания новых именований из материала существующих слов для того, чтобы
изобразить предмет речи, дать ему характеристику через ключевое слово, главных видов тропов шесть:
Метафора – метонимия - синекдоха;
Аллегория;
Антономасия;
Перифраз.
Слайд 9Метафора
Перенос названия с одного предмета на другой по сходству этих
предметов. С целью создания образа.
Метафора – это «скрытое» сравнение: «сосны
подняли в небо свои золотистые свечи».
Метафора: “рука руку моет”. Прямое значение понятно из техники мытья рук. Переносное подобно тому, как рука руку моет, два человека помогают друг другу, чаще всего в делах нечистых, так как грязные руки отмываются одна другой
Слайд 10Метонимия
Метонимия (разновидность метафоры) – перенос именования по смежности.
Например: «Янтарь в
зубах его дымился» (Пушкин А.С.).
Разновидности метонимии:
по материалу из которого сделан
предмет: янтарь в зубах его дымился;
по свойству: радость моя;
по производителю действия: купил Цицерона;
по содержимому: чайник кипит;
по предмету, характерному для этого времени: любить до гроба.
Слайд 11Синекдоха
Синекдоха (разновидность метонимии) – название предмета по его части: «Все
флаги в гости будут к нам» Пушкин А.С.
Синекдоха образуется на
основе названия части (детали) предмета, существенной, характерной, которая переносится на весь предмет целиком.
Слайд 12Перифраз
Перифраз (разновидность метонимии) – от греч. «пересказ» - название предмета
заменяется описанием его признаков.
Название предмета как бы «расшифровывается» замещается определением
через признаки и свойства.
Слайд 13Модуль 2. Информационная речь
Задание 1: Написать текст информационной речи по
одному из вопросов, связанных с историей и теорией риторики, в
тексте речи выделить курсивом все средства репрезентативности и устности с указанием порядкового номера, после текста речи (в примечаниях) перечислить использованные средства с указанием их количества в речи.
Слайд 14Примечание к тексту информационной речи
1. Слова-связки – 7 шт.
2. Слова-маркеры
– 6 шт.
3. Слова-контакторы – 4 шт.
4. Автокомментаторы – 5
шт.
5. Подчеркивание – 7 шт.
6. Уточнение – 4 шт.
7. Этикетные формы – 3 шт.
8. Риторические средства изобразительности – 2 шт.
9. Цитирование – 3 шт.
10. Указания на источники и авторов - 1 шт.
Слайд 15Модуль 3.
Задание1: Написать текст убеждающей речи по одной из предложенных
тем. Возле текста речи (на полях) или в тексте речи
указать виды доводов (из перечисленных выше), которые были использованы в качестве средств убеждения.
Слайд 16Средства аргументации
Доводы к размышлению («к логосу») – логические доказательства.
Доводы
«к человеку» «ad hominem» - иррациональные. Аргументация, основанная на
искусственных доказательствах:
Доводы к чувствам, страстям («к пафосу» - от греч. «страсть») – чувственные доказательства - на основе модальности высказывания делятся на две группы:
Доводы к чувствам, к эстетике, этике («к этосу» - от греч. «обычай») – этические доказательства. Это доводы, апеллирующие к общности нравственных, морально-этических и эстетических представлений убеждающего и убеждаемых.
Доводы «к обещанию» связаны, прежде всего, с теми личными интересами, которые непосредственно или опосредованно определяются существованием человека как биологической особи. По содержанию разновидностей таких доводов может быть несколько.
Доводы «к угрозам» связаны, прежде всего, с теми личными интересами, которые непосредственно или опосредованно определяются существованием человека как биологической особи. По содержанию разновидностей таких доводов может быть несколько.
Доводы к чувствам, страстям («к пафосу» - от греч. «страсть») – чувственные доказательства - на основе модальности высказывания делятся на две группы:
Слайд 18Виды этических доводов на основе характера объекта сопереживания или отвержения
Довод
к чувству собственного достоинства представляет собой намек на наличие лучших
человеческих качеств у публики: проницательности, здравого смысла, сметливости, практичности, благородства, свободолюбия, самоуважения и др.
Довод к физическому благополучию основан на пробуждении у слушателя стремления к удобству, комфорту, привычному, на желании деятельности, свободы и др.
Слайд 19Виды этических доводов на основе характера объекта сопереживания или отвержения
Довод
к экономическим интересам преследует цель – вызвать желание вернуть затраченные
средства, накопить и увеличить собственность, укрепить профессиональные гарантии и др.
Довод к общественным интересам основан на стремлении слушателей к хорошей репутации, к престижу, к власти, к завоеванию авторитета и др.
Слайд 20Виды этических доводов на основе характера объекта сопереживания или отвержения
Довод
к развлечению основан на пробуждении чувства соревнования, шутливого настроения, потребности
в отдыхе, в удовольствии от игры воображения и др.
Довод к истине и праву основан на пробуждении чувства справедливости, стремления к правде, сострадания к слабым, великодушия и др.
Слайд 21Виды этических доводов на основе характера объекта сопереживания или отвержения
Довод
к чувству прекрасного пробуждает эстетическое переживание на основе общности восприятия
говорящим и слушающим тех или иных объектов действительности.
Довод к моральным заповедям основан на общности представлений говорящего и слушающего об общечеловеческих заповедях: не убий, не укради и др.
Слайд 22Модуль 4. Судебная речь
Задание 1. Из перечисленных выше профессиональных участников
судебного заседания или других участников, имеющих право на ораторское выступление
в суде, выбрать одного и описать риторические задачи его ораторского выступления.
Слайд 23Профессиональные участники процесса
профессиональные участники процесса – это люди, принимающие участие
в рассмотрении дела в силу своих профессиональных и процессуальных обязанностей:
судьи,
прокурор,
адвокат.
Слайд 24Риторические задачи
Риторические задачи оратора обусловлены видом речи, целью и задачами
выступления.
Правило 2-х «В»:
- воздействие (характер воздействия зависит от вида публичной
речи).
- взаимодействие (обязательно для любого типа ораторской речи).
Слайд 25Модуль 5. Вопрос-ответ
Задание 1: П. С. Пороховщиков в книге «Искусство
речи на суде» приводит практические советы и рекомендации по поводу
использования вопросов в судебном заседании. Выбрать один из советов, указанных ниже, и объяснить подробно (своими словами), с чем, на ваш взгляд, связана такая рекомендация.
Слайд 26Например
П. С. Пороховщиков в книге «Искусство речи на суде» предлагает
следующийсовет: «Каждый вопрос должен быть основан на разумном расчете». Я
думаю, что эта рекомендация вызвана следующими причинами: во-первых, ……
Слайд 27Рекомендуемая литература
Аннушкин В.И. Риторика. Вводный курс: учебное пособие. – М.:
Флинта, 2008. – 290 с.
Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и
слово. – М., 1996. – 416 с.
Низамов И.М. Искусство слова: учебное пособие по риторике. – Казань: Казанский ун-т, 2013. – 280 с.
Рождественский Ю.В. Теория риторики: учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 510 с.
Слайд 28Требования к оформлению
1) Текст работы должен быть набран в текстовом
редакторе Microsoft Word шрифтом Times New Roman, размером 14 pt,
через одинарный интервал, выравнивание текста – по ширине. Параметры страницы: верхнее поле — 25 мм, нижнее — 25 мм, правое — 25 мм, левое — 25 мм.
Слайд 29Требования к оформлению
2) Титульный лист должен быть заполнен.
3) Далее каждый
этап выполнения заданий нумеруется (номер модуля и номер задания в
этом модуле), каждый вид задания должен иметь жанровый заголовок (например: Информационная речь) и указание темы, если это текст речи.
4) Заголовок размещается по центру, в конце заголовков точки не ставятся!!!
Слайд 30Требования к оформлению
5) Наличие всех типов ошибок (орфографических, пунктуационных, речевых,
грамматических и т.д.) – это грубое нарушение требований, поэтому работа
возвращается и не засчитывается.
6) Работа, оформленная с нарушением требований, на проверку не принимается.