Слайд 1
Задачи урока по теме
«Формулировка проблемы в сочинении на ЕГЭ»:
1. Повторить
ранее изученный материал по теме “Типы проблем”;
2. отработать алгоритм формулировки
проблемы, умение вычленять из текста проблему и формулировать ее письменно;
3. закрепить навыки произношения и правописания;
Слайд 2
Определите тип проблемы
по ключевым словам:
Как
и с чем действительно можно сравнить красоту Байкала? Не станем
уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете: каждому из нас люба и мила своя сторона, и для эскимоса или алеута, как известно, его тундра и ледяная пустыня есть венец природного совершенства и богатства. Мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав. Поэтому недостаточно сказать, что они дороги нам, мы — часть их та часть, которая составлена естественной средой; в нас обязан говорить и говорит её древний и вечный голос. Бессмысленно сравнивать, отдавая чему-либо предпочтение, льды Гренландии с песками Сахары, сибирскую тайгу со среднерусской степью, даже Каспий с Байкалом, можно лишь передать о них свои впечатления. Всё это прекрасно своей красотой и удивительно своей жизнью. (По В. Распутину)
Слайд 4Проверьте
Как и с чем действительно можно
сравнить красоту Байкала? Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет
ничего на свете: каждому из нас люба и мила своя сторона, и для эскимоса или алеута, как известно, его тундра и ледяная пустыня есть венец природного совершенства и богатства. Мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав. Поэтому недостаточно сказать, что они дороги нам, мы — часть их, та часть, которая составлена естественной средой; в нас обязан говорить и говорит её древний и вечный голос. Бессмысленно сравнивать, отдавая чему-либо предпочтение, льды Гренландии с песками Сахары, сибирскую тайгу со среднерусской степью, даже Каспий с Байкалом, можно лишь передать о них свои впечатления. Всё это прекрасно своей красотой и удивительно своей жизнью. (По В. Распутину)
Слайд 5
Определите, к какому типу относятся указанные проблемы. Установите соответствие.
1. В чём опасность политики национализма?
2.
Можно ли избежать социальной несправедливости?
3. В чём смысл человеческой жизни?
4. Нужно ли заботиться об окружающих людях?
5. Имеет ли человек право вмешиваться в жизнь природы?
А. Философская
Б. Политическая
В. Экологическая
Г. Нравственная
Д. Социальная
Слайд 6
проверьте
1. В чём опасность политики национализма?
- Б
2. Можно ли избежать социальной несправедливости? -
Д
3. В чём смысл человеческой жизни? - А
4. Нужно ли заботиться об окружающих людях? - Г
5. Имеет ли человек право вмешиваться в жизнь природы? - В
Слайд 7
Алгоритм формулировки проблемы
1. Прочтите текст и выявите его основную
мысль.
2. Запишите ее в виде законченного предложения.
3. Определите, на какой вопрос отвечает это предложение.
4. Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста
Слайд 8
Сформулируйте и запишите проблему
по алгоритму
ДВА БОГАЧА
Когда
при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов
уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых, — я хвалю и умиляюсь. Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.
- Возьмём мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши
неё пойдут, — не на что будет соли добыть, похлёбку посолить...
- А мы её... и не солёную, — ответил мужик, её муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика!
(И. Тургенев)
Проблема простоты, любви и милосердия .
Автор восхищается высокой духовностью и нравственной простотой русского человека.
Слайд 9
Типовые конструкции (клише) для формулировки проблемы
Проблема (какая?)
> сложная, важная, серьёзная, глубокая, актуальная, злободневная, острая, нерешённая
и т.д.
Проблема (чего?)
> воспитания, образования, патриотизма, героизма, благородства, интеллигентности, смысла жизни, отцов и детей, формирования личности, сохранения родного языка, влияния красоты природы на человека и т.д.
Типовые конструкции
- Автор размышляет над проблемой...
- Автор текста затрагивает проблему...
- В центре внимания автора проблема...
- В тексте (имя и фамилия автора в род. п.) поднимается проблема...
- Предложенный для анализа текст (имя и фамилия автора в род. п.) посвящён проблеме...
- Текст (имя и фамилия автора в род. п.) заставил меня задуматься над сложной проблемой...
- (Имя и фамилия автора в им. п.) предлагает своим читателям задуматься над проблемой...
- Как (зачем, почему и т.д.)..? Именно эта проблема привлекла внимание автора.
Слайд 10
Прочитайте текст. Выберите правильную формулировку проблемы текста.
Человек выделился
как человек в процессе познания природы. Познавая её, он осуществлял
себя как мыслящее, творящее существо. Познание доставляло подлинное удовлетворение. Именно удовлетворение, наиболее полное, гармоничное, может быть, потому, что познание природы есть приобщение к ней и к вечности. И потому, что познание происходит через творчество, человек открывает новое, создаёт. Он творец, он создатель, он бог, человечество было сформировано не императорами, жрецами, полководцами, а теми, кто создал топор, колесо, самолёт, кто нашёл злаки, следил за звёздами, кто открыл железо, полупроводники, радиоволны. (Д. Гранин)
1. Что такое гармония?
2. Какова роль познания в процессе развития человека и человечества?
3. Каковы границы познания окружающего мира?
4. Каковы перспективы технического прогресса?
Слайд 11
Прочитайте текст. Укажите проблему, которая не рассматривается автором.
Библиотека
— это не сумма книг, а система книг. Редких книг
собирать не надо, надо собирать нужные книги. Книги надо подбирать так, как в старину ювелиры подбирали камни для украшения.
Книги нельзя удалять со своих полок, как нельзя вырубать леса целиком, они должны расти у тебя. Раз прочитанная книга ещё драгоценнее, чем книга непрочитанная. Книги собираются в стаи, библиотеки, как птицы; книги собираются, как леса — из деревьев, травы и грибов: они живут в сознании человека. И для большого человека нет даром прочтённой книги. Она находит место в его сознании. Библиотеки — это лаборатории, в которых проектируется мир. Литература открывает мир! (По Б. Шкловскому)
1. Как следует подбирать книги для личной библиотеки?
2. Роль книги в формировании личности.
3. Какие книги можно назвать редкими?
4. Проблема отношения человека к книге.
Слайд 12
Отредактируйте предложения
и проверьте свою работу
1. Автор текста размышляет
над проблемой о национальных конфликтах.
2.
Кому выгодно разжигание национальных розней? Над этой проблемой рассуждает Ю. Лотман
3. В тексте поднимается проблема национализма народов.
4. Ю. Лотман ставит читателю проблему национальных конфликтов.
5. Автор текста предлагает задуматься над следующей проблемой: можно ли избежать расовой дискриминации?
Исходный вариант
Отредактированный вариант
Слайд 13
Отредактируйте предложения
и проверьте свою работу
1. Автор текста размышляет
над проблемой о национальных конфликтах.
2.
Кому выгодно разжигание национальных розней? Над этой проблемой рассуждает Ю. Лотман
3. В тексте поднимается проблема национализма народов.
4. Ю. Лотман ставит читателю проблему национальных конфликтов.
5. Автор текста предлагает задуматься над следующей проблемой: можно ли избежать расовой дискриминации?
1. Автор текста размышляет над проблемой национальных конфликтов.
2. Кому выгодно разжигание национальной розни? Над этой проблемой рассуждает Ю. Лотман.
3. В тексте поднимается проблема межнациональной вражды.
4. Ю. Лотман предлагает читателям задуматься над проблемой межнациональных конфликтов.
5. Автор текста предлагает задуматься над следующей проблемой: можно ли избежать межнациональных конфликтов?
Исходный вариант
Отредактированный вариант