Слайд 1Задание 18 ЕГЭ 2018
Знаки препинания
в сложноподчинённом
предложении
Слайд 2Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые.
Идея единого европейского пространства (1) поклонником
(2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея
Малиновский (4) обрела множество сторонников.
Слайд 3 Сложноподчиненное предложение – предложение, которое включает главное и
одно или несколько придаточных. Придаточные подчиняются главному и отвечают на
вопросы членов предложения.
Слайд 4 Правило
Как правило, грамматические основы отделяются друг от
друга запятыми.
(Мелиховы выехали на покос], (когда уже на
лугу была чуть не половина хутора).
(Как дерево роняет листья),[так я роняю грустные слова] (С. Есенин).
Слайд 5 Ловушка №1!
В простых предложениях, входящих в
состав сложного, могут быть либо только подлежащие, либо только сказуемые.
Не ошибись, когда определяешь основы!
[Скоро пять лет], (как я работаю в институте).
Слайд 6 Ловушка №2!
Придаточное предложение может находиться внутри
главного предложения.
Его необходимо выделять запятыми с двух
сторон!
Слайд 7 Помни!
В сложном предложении есть вводные
конструкции, определения, приложения и обстоятельства, которые требуют выделения запятыми!
Слайд 8
Не ставится запятая в сложном предложении ПОСЛЕ главной грамматической основы:
Слайд 10Алгоритм действий
1. Выделить грамматические основы.
2. Выделить союз или союзное слово.
3.
Определить границы главного и придаточного предложений.
4. Выяснить, есть ли условия,
при которых запятая перед придаточным не ставится.
5. Проставить знаки препинания.
6. Выбрать вариант ответа.
7. Выписать все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Слайд 11 В КИМах ЕГЭ последних лет чаще всего задание
касается расстановки знаков препинания в СПП с придаточным ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМ, поэтому
более подробно рассмотрим этот тип предложений.
Слайд 12 Придаточные определительные относятся к члену главного предложения, выраженному
существительным или другим словом, употреблённым в значении существительного, и отвечают
на вопросы определений (какой? какая?...).
Придаточные определительные предложения прикрепляются к главному чаще всего с помощью союзных слов: какой, который, что, когда, где и др.
Слайд 13Придаточное определительное ВСЕГДА стоит либо после главного предложения, либо внутри
главного:
На пригорке стоит дом, в котором мы живём.
Дом,
стоит на пригорке.
в
котором мы живём,
Слайд 14 В зданиях ЕГЭ используются примеры предложений, в которых
придаточная часть присоединяется ТОЛЬКО с помощью союзного слова «который», стоящего
дистантно (не сразу после определяемого слова, а на некотором удалении от него):
Река,
, была неглубокой.
на заросшем берегу которой мы остановились
Слайд 15Обратите внимание!
Никогда не ставится запятая после союзного слова который:
События, свидетелями
которых мы стали, потрясли город.
2. Если союзное слово который является
зависимым словом при деепричастии, запятая ставится перед деепричастным оборотом, а после слова который – нет:
Вот книга, прочитав которую ты многое для себя откроешь.
3. Если придаточные определительные однородные и соединяются неповторяющимся союзом И, между ними запятая не ставится:
Книги, которые я прочитал и которые бы посоветовал вам, написаны нашими современниками.
Слайд 16Внимание!!!
Союзное слово «который» может стоять как в начале придаточной части
, так и в середине.
Слайд 17Рассмотрим пример
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
Вера старалась (1) и не
вспоминать тех страшных дней (2) в течение (3) которых (4) ей так много пришлось страдать.
Слайд 18Шаг первый:
Выделяем грамматические основы предложения.
Вера старалась (1)
и не вспоминать тех страшных дней (2) в течение (3)
которых (4) ей так много пришлось страдать.
В первой части сказуемое является составным глагольным. Старалась и не вспоминать – это НЕ разные основы, а одно сказуемое.
Основы связаны союзным словом которых.
Слайд 19Шаг второй:
Определяем границы главного и придаточного предложений:
[Вера старалась (1) и
не вспоминать тех страшных дней] (ДНЕЙ КАКИХ?)(2) (в течение (3)
которых (4) ей так много пришлось страдать).
[Вера старалась и не вспоминать тех страшных дней], (в течение которых ей так много пришлось страдать).
Таким образом, правильный вариант ответа - 2
Слайд 21Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые.
Хлестакову удалось провести (1) даже городничего
(2) плутовство (3) которого (4) было известно всему городу.
2
Слайд 22
2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на
месте которых в предложении должны стоять запятые.
Цицерон (1) речи
(2) которого (3) признаны образцом ораторского искусства (4) был убежденным сторонником сохранения и укрепления «сенатской республики».
14
Слайд 23
3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на
месте которых в предложении должны стоять запятые.
На Кольском полуострове
(1) до сих пор сохранились места (2) добраться (3) до которых (4) можно только вертолётом или гусеничной техникой.
2
Слайд 24
4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
Мы те(1), которые(2) здесь(3) роясь
в темноте(4) питаем вас.
134
Слайд 25
5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
Вот книга(1) прочитав (2) которую
(3) ты многое для себя откроешь.
1
Слайд 266. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
Теплота(1) с которой дочь говорила
о своей матери(2) и (3)которая освещала её лицо(4) невольно привлекала внимание.
14
Слайд 27
7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на
месте которых в предложении должны стоять запятые.
Принесен был к
чаю черничный пирог (1) от вида которого все оживились (2) задвигались (3) и весело заговорили.
12
Слайд 28 8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на
месте которых в предложении должны стоять запятые.
История научной фантастики
— это история идей (1) которые (2) изменяли мир (3) но (4) которые сначала были осмеяны и отвергнуты.
13
Слайд 29
123
8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на
месте которых в предложении должны стоять запятые.
Спелеологи при свете
фонаря (1) освещавшего всю пещеру (2) увидели осколок скалы (3) на котором (4) нарисованы были фигурки людей и животных.
Слайд 30 9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на
месте которых в предложении должны стоять запятые.
На высоком (1)
зеленом стержне Столетника расцвели пышные гроздья белоснежных цветов (2) невиданной красоты (3) которые издавали неописуемый аромат (4) сразу наполнивший всю оранжерею.
34