Слайд 1Задание 2 ОГЭ.
Теория и практика
Слайд 2Суть задания
Анализ текста.
Выявление явной и скрытой информации.
Слайд 3Как решить такое задание?
Прежде чем анализировать предложенный текст, прочитайте второе
задание;
затем прочитайте текст, поймите его смысл;
объясните мотивы (причины) поведения
героев;
выявите неверные ответы (для этого необходимо знать, что правильный ответ содержит либо информацию, противоречащую смыслу всего текста или какой-либо его части, либо информацию, которая в тексте отсутствует).
Слайд 4Задание 3 ОГЭ.
Теория и практика
Изобразительно-выразительные средства русского языка
Слайд 5Для успешного выполнения третьего задания по русскому языку необходимо хорошо
знать изобразительно-выразительные средства русского языка.
Слайд 6Чаще всего в задании нам необходимо найти среди предложений то, в
каком используется определенное средство выразительности. Для этого:
вспоминаем значения лингвистических терминов;
внимательно
читаем каждое предложение;
определяем, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выразительности;
выбираем ответ.
Слайд 7Эпитет
образное определение предмета или действия.
Сквозь волнистые туманы пробирается луна, На печальные поляны льёт печально свет
она.
Зачастую это слово является прилагательным, реже – наречием, но так
же может быть и глаголом, и даже существительным
Слайд 8Слово должно иметь образ. Сравните:
Сухая листва
Золотая листва
Во втором примере
сразу «рисуется» образ богатой осени, которая щедро разбросала по лесам
свои сокровища – горящие золотом листья. Рассмотрим еще несколько эпитетов.
Слайд 9Белые рученьки, красна девица, добрый молодец, ясный месяц, зорька алая,
буйная головушка, горькая доля, трескучий мороз, чисто поле, добрый конь.
Я
вспомнил свою любовь былую, любовь души двенадцативесенней.
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
Слайд 10Олицетворение
наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека.
Заговорили наши орудия.
Вечор, ты помнишь, вьюга
злилась.
Сравните: лес проснулся (ребенок проснулся),камыш шепчет (девушка шепчет),темнота подкралась (разведчик
подкрался).
Слайд 11Метафора
это перенос названия с одного предмета или явления действительности на
другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по
контрасту.
Метафора основывается на сходстве предметов или явлений в самых различных чертах.
Метафора возникает из сравнения, сопоставления предмета с другим на основании чего-то общего. Чтобы появилась метафора, следует найти точки соприкосновения двух предметов или явлений в чем-то, например:
озеро, как зеркало — зеркало озера;
лед, как матовое стекло – матовое стекло льда
Слайд 12На основе внешнего сходства получили одинаковые наименования швейная и хирургическая игла,
лист хвойного дерева (игла сосны, ели, кедра) и иглы некоторых животных (ежа, дикобраза).
Метафоричными
являются связи животное — человек и отсюда возникшие наименования людей в переносном смысле: баран, осёл, свинья, лиса, сорока, волк, медведь.
Слайд 13Перенос значения одного слова на другой, то есть возникновение метафоры,
связан с их сходством:
подобие формы: дамская шляпка — шляпка гвоздя, копна
сена — копна волос;
цветовая близость: янтарные бусы — янтарный блеск; золотое кольцо — золотая листва;
общность функции: дворники расчистили снег — автомобильные дворники; горит свеча — горит лампочка; сторож (охранник) — сторож (кухонное приспособление, не дающее подгореть молоку);
похожесть в расположении: подошва обуви — подошва горы.
Слайд 14И может быть — на мой закат печальный блеснёт любовь улыбкою прощальной.
(А.С.Пушкин)
Нам дорога твоя отвага, огнём душа твоя полна. (М.Ю. Лермонтов)
Пора золотая была, да
сокрылась. (А.Кольцов)
Осень жизни, как и осень года, надо благодарно принимать. (Э. Рязанов)
И над серостью наших бесед в дымной комнате машут крыльями опоздавшие птицы газет. (Р. Рождественский)
Прапорщики воткнулись глазами в царя. (А. Толстой)
Слайд 15Сравнение
сопоставление одного предмета с другим.
Сравнение может быть представлено:
а) формой сравнительного оборота,
присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО,
ЧТО (в значении союза КАК)
Пример: Хорошо и тепло, как зимой у печки, и берёзы стоят, как большие свечки.
б) сравнительным придаточным предложением
Пример: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.
в) существительное в творительном падеже
Пример: Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.
Слайд 16Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино, печаль минувших
дней
В моей душе чем старше, тем сильней.
Раньше был он звонкий, точно
птица,
Как родник, струился и звенел,
Точно весь в сиянии излиться
По стальному проводу хотел.
А потом, как дальнее рыданье,
Как прощанье с радостью души,
Стал звучать он, полный покаянья,
И пропал в неведомой глуши.
Слайд 17Гипербола – преувеличение
Пример: Ты мне миллион раз говорил. Я тебя целую вечность ждал!
Реки крови! Дом за тысячу километров от школы. Напугал меня
до смерти.
Слайд 18Литота - преуменьшение
Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.
Силы как у
комара.
Маковой росинки во рту не было.
Удалой Мальчик с пальчик.
Слайд 19Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
– Трус
несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка.
Письма,
пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…
Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии.
Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.
Слайд 20Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
Из глубины
зеркала, более светлой, чем окружающий сумрак, глядели на Таню её
серые, как у матери, глаза.
По его неуверенно-торжественному голосу заметно было, что история эта ему неприятна.
Учительница, разумеется, до конца сказала бы всё, что полагалось сказать детям перед началом учебного года, если бы в класс в это время не вошли два новых ученика.
Полина Харитоновна и мама были передо мной как на ладони.
Слайд 21Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
В окнах
домов мерцали уже слабые огоньки, а высоко поднятый над домом
скворечник ещё был освещён далёким закатом.
С каменистой гряды сбегали в низину к озеру яблоньки и огороды.
Характер у неё был вулканического происхождения.
Я медленно, точно тигр вокруг добычи, пошёл вокруг стола.
Слайд 22Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является метафора.
1)
Через несколько дней наконец-то небо нахмурилось и выпал снег.
2)
Слева виднелась широкая расщелина скалы, заполненная осыпью, по которой можно было забраться наверх.
3) Справа площадки, почти у самого леса, позади кустов черёмухи я заметил какое-то сооружение с колесом.
4) На воде дрожит золотая сеть солнечных зайчиков.
Слайд 23Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1)
Круглый шатёр из оленьих шкур натянут на шесты.
2) Лишь
изредка большая ночная птица бесшумно проносилась над головой.
3) Круглые сутки над тундрой светило солнце. Большое, рыжее, лохматое.
4) Пламя бушует и ревёт, дерево трещит и коробится, выбрасывая фонтаны искр, струи горячего дыма и множество пылающих головешек.
Слайд 24Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1)
Длинные тени, падающие от деревьев, оставляли на них причудливые узоры.
2) У руля сидел мужчина с непокрытой головой и длинными усами, какие носят в здешних местах многие крестьяне.
3) Тусклое, едва различимое, светит солнце, матовое, какое-то лиловое.
4) Стоял крепкий мороз, снег похрустывал под ногами, будто битое стекло.
Слайд 25Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1)
Сквозь розовую пелену я видел чьи-то чёрные, как ночь, глаза,
полные участия и тревоги.
2) Раскалённые скалы, точно огромные печи, дышали жаром.
3) Собаки, спасаясь от смертельного холода, прорвались сквозь ущелье и неслись сломя голову вниз по белому желобу.
4) Вершины и склоны гор сверкали в снегах, а дорога была черной, мокрой, и колеса рассекали на ней лужи с таким треском, будто разрывали кусок холста.
Слайд 26Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1)
И вот перед костром между деревцами в розоватом отблеске пламени
появились большие белые птицы, точно снежные комья.
2) И всё-таки чувствуем себя на льду океана не в своей тарелке.
3) Стучим топорами по голым деревьям, и они звенят, как корабельные мачты.
4) Ветер на лету подхватил горящую солому и остервенело швырял её тяжёлыми пригоршнями в ночную степь.
Слайд 27Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является метафора.
1)
Исчезла под стеной сарая лиловая туша ноздреватого сугроба.
2) Жизнь
была слишком интересной для того, чтобы ломать голову над её смыслом.
3) У самого горизонта море было лиловым, тревожным, предвещающим шторм.
4) Тусклый серый свет проходил сквозь маленькие круглые иллюминаторы.
Слайд 28Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
1)
Маяк на мысу через равные промежутки времени загорался ярко-голубым светом.
2) Окна в кабинете полковника светились яркими огнями.
3) Луч прожектора, в котором вспыхивали ночные бабочки и мотыльки, рассекал темноту, щупал море и небо, потом снова гас, и становилось ещё темнее.
4) Глубоко внизу, словно рассыпанный бисер, искрились огоньки города.
Слайд 29Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1)
Дикий, торжествующий крик огласил пустынные берега.
2) До самого утра
вокруг пылало небо, красные языки пламени видны были далеко в степи.
3) В море плавал ковш луны, в луче маяка дремали на рейде баржи, со стороны мола доносился грохот экскаваторов и лебёдок.
4) Точно лапы погибших гигантских пауков, там и тут изгибаются высохшие распластанные корни и сучья.