Слайд 1Задание А23
Знаки препинания
в бессоюзном сложном предложении
Слайд 2Задание: Как объяснить постановку двоеточия (тире) в данном предложении? В
каком предложении ставится тире (двоеточие)? (Знаки препинания не расставлены.)
Аналитический отчёт
ФИПИ: «…Наиболее частотные ошибки: «Пунктуация в сложных предложениях, состоящих из нескольких простых»…».
Слайд 3Чтобы правильно выполнить задание А25, нужно знать правила постановки двоеточия
и тире не только в бессоюзных сложных, но и в
простых предложениях, а также в предложениях с прямой речью.
Слайд 4Двоеточие в бессоюзном сложном предложении:
1) Если вторая часть р а
с к р ы в а е т, п о
я с н я е т содержание первой. В этом случае между частями предложения можно вставить а именно [ ] : [а именно].
Это строение отправляло множество разных должностей: тут были и казармы, и тюрьмы, и даже уголовный суд. (Г.)
Ужасное смятение изобразилось на лице его: багровый румянец заступил место обыкновенной бледности, глаза засверкали, он произносил невнятные звуки. Настя и тут помогла ей: она сняла мерку с Лизиной ноги, сбегала к Трофиму-пастуху и заказала ему пару лаптей. (По А. Пушкину)
Слайд 52) Если в первой части предложения есть слова так, одно,
таков, такой.
—[так, одно, таков, такой]: [ ].
Жили они
так: он вставал, как всегда, рано, и шел по хозяйству на завод. (Л.Т.)
В этот ответственный час все жили одним: удастся или нет первому отряду перебраться и закрепиться без того, чтобы поднять большую тревогу у противника. (Сим.)
Старик боялся только одного: как бы не ударила ростепель. Мое решение таково: в разведку пойдут только бывалые партизаны. (В. Быков)
Слайд 63) Перед прямым вопросом:
[ ] : [прямой вопрос].
Остановились
ляхи над пропастью, дивясь неслыханному казацкому делу и думая: прыгать
им или нет? Невольно мелькнула в голове мысль: точно ли это старуха? (По Н. Гоголю)
Хочу вот что знать: кто рассказал Анне о моей беде? (Г.Ф.)
Бакланов одного за другим слал людей и спрашивал: скоро ли? скоро? (Фад.)
Слайд 74) Если в первой части предложения есть глаголы смотреть, видеть,
понимать, слышать, верить, доказывать, чувствовать и т.д.В этом случае между
частями предложения можно поставить союз что.
[видеть, понимать, знать, сказать и т.д.]: [ ].
Я оглянулся и увидел: зайцы снялись и стали удаляться неуклюжими прыжками. (С.-М.)
Я, с трудом спускаясь, пробирался по крутизне, и вот вижу: слепой приостановился, потом повернул низом направо. (Л.)
Я верю: освоение космоса поможет человечеству решить ряд проблем в разных отраслях науки. (Ю.Гагарин)
Ты же понимаешь: без результатов эксперимента нас и слушать не станут. (Гран.)
Слайд 85) Если в первой части есть глаголы прислушаться, повернуться, посмотреть,
оглянуться и т.д., предупреждающие о последующем действии. В этом случае
после них можно поставить слова и увидел, и услышал, и почувствовал
[и увидел, и услышал, и почувствовал]: [ ]
И повел он очами вокруг себя: боже, всё неведомые, всё чужие лица! — И повел он глазами вокруг себя (и увидел): боже, всё неведомые, всё чужие лица!
Прислушался казак: шуршит камыш за обозами. — Прислушался казак (и услышал): шуршит камыш за обозами. (По Н. Гоголю.)
Я вошел в хату: две лавки и стол да огромный сундук возле печи составляли всю её мебель.
Слайд 96) Если вторая часть указывает п р и ч и
н у того, о чем говорится в первой. В этом
случае между частями предложения можно вставить союз потому что или так как.
[ ] : [ причина ]
Через десять минут он захрапел, но я не мог заснуть: передо мной во мраке всё вертелся мальчик с белыми глазами. (Л.)
Так блаженствовал он с месяц: в комнатах чисто, барин не ворчит, и он, Захар, ничего не делает. (Гонч.)
Они как будто нарочно рисовались друг перед другом своим равнодушием к опасности: слишком уж надоела такая монотонная жизнь. (Н.-Пр.)
Слайд 10Обратите внимание!
Условия постановки двоеточия пунктов 2–4 в тестах ЕГЭ не
рассматриваются, но очень часто в сочинениях встречаются ошибки на эти
правила.
Слайд 11Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Между Обломовым и Ольгой
установились тайные, невидимые для других отношения: всякий взгляд, каждое незначительное
слово, сказанное при других, имели для них свой смысл.
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения действия, обозначенного во второй части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.
4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
3
Слайд 12Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Из кармана богослова торчал
преогромный рыбий хвост: богослов уже успел подтибрить с воза целого
карася.
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит указание на быструю смену событий.
2
Слайд 13Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Отовсюду поднялись казаки: от
Чигирина, от Переяслава, от Батурина, от Глухова, от низовой стороны
днепровской и от всех его верховий и островов.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
4
Слайд 14Давайте вспомним постановку знаков препинания в предложениях с обобщающими словами
при однородных членах
Слово, которое является общим обозначением однородных членов, называется
о б о б щ а ю щ и м. Оно отвечает на тот же вопрос, что и однородные члены предложения.
Всё давало ему перевес над другими: и преклонные лета, и опытность, и сильнейшая всех ненависть к врагам. Поднялась вся нация отмстить за посмеяние прав своих, за позорное унижение своих нравов, за оскорбление веры предков и святого обычая, за посрамление церквей, за бесчинства чужеземных панов, за угнетение, за унию, за позорное владычество жидовства на христианской земле — за всё, что копило и сугубило с давних пор суровую ненависть казаков.(По Н. Гоголю)
Слайд 15Правила постановки
знаков при обобщающих словах
Если обобщающее слово () стоит перед
однородными членами, то после него ставится двоеточие
Цветы цвели повсюду: на
лугу, на холме, в лесу.
: О, О, О.
Слайд 16Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним
ставится тире:
На лугу, на холме, в лесу — повсюду цвели
цветы.
О, О, О —
Если однородными членами, стоящими после обобщающего слова, предложение не заканчивается, то после них ставится тире.
Повсюду: на лугу, на холме, в лесу — цвели цветы.
: О, О, О - ….
Слайд 17Если между обобщающим словом и однородными членами есть слова а
именно, например, как-то, то перед ними ставится запятая, а перед
однородными членами — двоеточие.
Цветы цвели повсюду, а именно: на лугу, на холме, в лесу.
, а именно: О, О, О.
, например: О, О, О.
, как-то: О, О, О.
Слайд 18Если после однородных членов перед обобщающим словом стоят вводные слова
короче говоря, словом, одним словом, то перед ними ставится тире,
а после них — запятая.
На лугу, на холме, в лесу — одним словом, цветы цвели повсюду.
На лугу, на холме, в лесу — короче говоря, цветы цвели повсюду.
О, О, О — одним словом, .
О, О, О — короче говоря, .
О, О, О — словом, .
Слайд 19Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении.
Все холостяки, жившие
в доме, щеголявшие в козацких свитках, лежали здесь почти целый
день на лавке, под лавкою, на печке — одним словом, везде.
1) Тире ставится в неполном предложении вместо сказуемого.
2) Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи.
3) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.
3
Слайд 20Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении.
Подрастут лебедята —
отец с матерью выведут их сперва на воду, а потом
начнут учить летать.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
2) В первой части указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части.
3) Первая часть обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части.
4) Во второй части содержится указание на быструю смену событий.
2
Слайд 21Тире в бессоюзном сложном предложении:
Если во второй части содержится указание
на быструю смену событий или неожиданный результат.
[ ] — [быстрая
смена событий, неожиданный результат ].
Емеля быстро поднялся и свистнул — маленькое животное скрылось в кустах с быстротой молнии.
Грянул выстрел — олень, как стрела, понесся вперед. (М.-С.)
Слайд 222) Если во второй части выражено противопоставление. Между частями предложения
можно вставить союз а или но.
[ ] — [противопоставление].
Начал
дед выспрашивать — никто знать не знает.
Станет тебя терновник царапать, густой орешник заслонять дорогу — ты всё иди.
Уже настали сумерки — они всё едут. (По Н. Гоголю)
Слайд 233) Если вторая часть является следствием или результатом того, о
чем говорится в первой части. Между частями предложения можно вставить
слова поэтому, тогда.
[ ] — [следствие, результат].
Прошумит ли пуля — валится лихой седок с коня; свистнет сабля — катится по земле голова, бормоча языком несвязные речи. Зальется песней — душа гуляет. Вот наступает Катеринин отец — подается пан Данило. Наступает пан Данило — подается суровый отец. (По Н. Гоголю)
Слайд 244) Если во второй части содержится сравнение. Перед ней можно
вставить союз будто или словно.[ ] — [сравнение].
Запоет —
реченька зажурчит, посмотрит — солнышком обогреет
Слайд 255) Если во второй части предложения есть слова так, такой,
таков.
[ ] — [так, такой, таков].
Сражаться до конца —
таков был приказ. Бережно относиться к женщине — такой завет оставил Павлу отец. (Горб).
Базарбай выполз, зажмурился — так сверкали высокие горы. (Ч. Айтматов)
Слайд 266) Если перед второй частью предложения можно вставить слово это,
или если оно уже есть.
[ ] — это [ ].
Где-то на краю занялось полымя — загорелся стог или изба. (Фад.)
На мгновение вспыхнули две зеленые искорки — это открыл глаза кот, обеспокоенный холодными жесткими лапами соседки. (Ч.)
Такого типа пустить в расход — святое дело. (Ч. Айтматов)
Но не старость была виною — сила одолела силу. (Г.)
Слайд 277) Если в первой части указывается время совершения действия, о
котором говорится во второй части. В этом случае перед первой
частью можно поставить союз когда.
[время ] — [ ].
Выглянет солнце после дождя — лес ярко зеленеет и горит алмазными искрами.
Девушка встала — вся её свита с возгласами и чемоданами кинулась к экипажу.
Умру — некому глаза закрыть. (М.-С.)
Слайд 288) Если первая часть обозначает условие совершения действия, о котором
говорится во второй части. В начале первой части можно поставить
союз если
[условие ] — [ ].
Не понравилось у одного хозяина — пошел работать к другому.
Пустить лебедя — улетит за стадом и пропадёт.
Щи подадут — жиру не продуешь; кашу подадут — ложка стоит. (По Д. Мамину — Сибиряку.)
Слайд 29Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении.
Горный Щит —
довольно большое село, раскидавшее свои избушки по берегам мелкой речонки.
1)
Тире ставится в неполном предложении вместо сказуемого.
2) Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи.
3) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
2
Слайд 30Повторим и это правило — постановку тире между подлежащим и
сказуемым.
Тире между подлежащим и сказуемым на месте отсутствующей связки ставится:
1.
если оба главных члена выражены именами существительными в именительном падеже.
Льгов — большое степное село, расположенное на болотистой реке Росоте. (Т.)
2. если оба главных члена выражены инфинитивом.
Любить — значит беречь родного человека.
3. если один из главных членов выражен неопределенной формой глагола, а другой — существительным в именительном падеже.
Наша цель — победить лень и равнодушие.
Слайд 314. если оба главных члена выражены количественными числительными.
Пятью пять —
двадцать пять.
5. если один из главных членов выражен числительным,
а другой — существительным в именительном падеже.
Десять веков — долгий срок.
6. если один из главных членов выражен формой именительного падежа существительного, а другой — оборотом с числительным.
Высота башни — сто сорок семь метров.
7. если перед сказуемым есть слова это, значит, вот, это значит, это есть.
Верить в прекрасное будущее — это такое счастье!
Простить — значит понять.
Жить широкой, полной жизнью, не бояться её — вот великий талант. (Пришв.)
Слайд 32Между подлежащим и сказуемым тире не ставится:
1. если перед сказуемым,
выраженным именем существительным в именительном падеже, стоит отрицание не или
слово есть.
Сердце не камень.
Любовь есть полное доверие.
2. если между подлежащим и сказуемым есть сравнительные союзы как, словно, точно, будто, как будто, что и т.п.
Снежинки словно крохотные звездочки.
Лед на озере будто зеркало.
Наш сад как парк.
Слайд 333. если между подлежащим и сказуемым стоят союз, частица, вводное
слово.
Андрей тоже студент.
Андрей только студент.
Андрей, кажется, студент.
4. если подлежащее выражено
личным местоимением.
Мы интернационалисты. Я коренной казак.
5. если сказуемое выражено прилагательным или причастием (полными или краткими)
Дуб могуч. Лес большой.
Картина написана.
Слайд 34Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении.
Высокие горы энергично
разрушаются внешними силами Земли — ветром, водой, суточными и сезонными
колебаниями температуры и движущимися ледниками.
1) С помощью тире выделяется обособленное приложение.
2) Тире разделяет части бессоюзного сложного предложения.
3) Тире ставится на месте пропущенного члена в неполном предложении.
4) Тире разделяет подлежащее и именное сказуемое.
1
Слайд 35Вспомним, при каких условиях при обособлении приложений ставится тире?
Вместо запятой
при обособлении приложений ставится тире:
1) Если перед приложением можно вставить
слова а именно, то есть:
За час до ужина вся почти дворня собиралась играть в кашу или в крагли — род кеглей. Это была красавица — женщина во всей развившейся красе своей. Оба пошли вместе, беспрестанно оглядываясь назад, и наконец опустились отлогостью в низменную лощину — почти яр.
Слайд 362) Для выделения с двух сторон приложений, имеющих пояснительный характер:
Старая доха — большой овчинный полушубок — крепко выручила меня
в ту лютую стужу. (С.-М.)
Он [Игнатов] и в кругосветное плавание пошел, вызвавшись охотником и оставив в Кронштадте жену — торговку на базаре — и двоих детей. (Стан.)
Три плода — три яблока — висело на тонких, кверху загнутых ветвях. (Т.)
3) Для внесения ясности, если приложение относится к одному из однородных членов:
В полку собрались казахи, русские, украинцы, уйгуры — выходцы из Китая.
Слайд 37В каком предложении нужно поставить два тире? (Знаки не расставлены.)
1.
Наемный двор громадное пустопорожнее место принадлежащее отцу Темы примыкало к
дому.
2. Искренность в отношениях правда в общении вот дружба.
3. «Степан пронзительно закричала кухарка воды достань из колодца да побыстрее!»
4. Служить бы рад прислуживаться тошно.
3
1
Слайд 38Чтобы не ошибиться в постановке требуемых знаков, нужно повторить ещё
два правила:
1) Тире при вставных предложениях.
При помощи тире выделяются вставные
предложения, выражающие чувства говорящего, поясняющие или дополняющие предложения:
Сергей решил заглянуть к тетеньке Анне на этот раз для того, чтобы получить первую и — он знал — самую обширную и достоверную информацию об односельчанах. И вот — вы только вообразите себе! — Иван Петрович появился.
Акулы — их было много — окружили аквалангиста. Снова — в который уже раз — кот наш пропал ранней весной. По реке шныряют водяные пауки, а на берегу сидят и тяжело дышат — никак не могут отдышаться от сухой жары — сонные лягушки.
Слайд 392) Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Прямой речью называются
чьи-либо слова, переданные без изменения формы, например:
Публицист сказал: «Только бережное
отношение к культурному наследию страны поможет сохранить его нашим детям и внукам».
Критик отмечал: «В статьях Д.С. Лихачева можно найти ответ на любой нравственный вопрос» (выделенные слова — прямая речь, переданная буквально).
С л о в а а в т о р а поясняют, кому она принадлежит (слова автора в приведенных примерах: публицист сказал, критик отмечал).
Слайд 40Знаки препинания при прямой речи
Если слова автора (А) стоят перед
прямой речью (П), то после них ставится двоеточие, прямая речь
заключается в кавычки и первое слово в ней пишется с прописной буквы. Многоточие, вопросительный и восклицательный знаки ставятся перед закрывающими кавычками, а точка — после них.
А: «П».
А: «П…»
А: «П?»
А: «П!»
Учитель сказал: «Любовь к чтению возникает от самого чтения, а не с первого взгляда».
Слайд 41Если прямая речь стоит перед словами автора, то после неё
ставится запятая (многоточие, вопросительный или восклицательный знак) и тире, а
слова автора начинаются со строчной буквы
«П», — а.
«П…» — а.
«П?» — а.
«П!» — а.
«Доверчивость — это достоинство», — утверждала Юлия Александровна.
Слайд 42Если авторские слова стоят внутри прямой речи, то знаки ставятся
следующим образом:
если на месте разрыва не было никакого знака или
должна была стоять запятая, тире, двоеточие, точка с запятой, то слова автора выделяются с обеих сторон запятыми и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы
«П, — а, — п».
Слайд 43«Книга — лучший советчик»,— сказал отец.
«Книга, — сказал отец,
— лучший советчик».
«Наш город славится мастерицами-вышивальщицами», — сказал экскурсовод.
«Наш город,
— сказал экскурсовод, — славится мастерицами-вышивальщицами».
Слайд 44Если на месте разрыва была точка, то перед словами автора
ставится запятая и тире, а после них — точка и
тире, а вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы
«П, — а.— П».
«Позвони вечером бабушке. Она очень по тебе скучает», — сказал отец.
«Позвони вечером бабушке, — сказал отец. — Она очень по тебе скучает».
Если на месте разрыва должны были стоять многоточие, вопросительный или восклицательный знак, то они сохраняются перед словами автора, после них ставится тире, а после слов автора — точка и тире. Вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы
«П…— а. — П».
Слайд 45 «Леса, моря, далёкие страны…Наверное, это очень интересно», — мечтательно
протянула Валя.
«Леса, моря, далёкие страны… — мечтательно протянула Валя.
— Наверное, это очень интересно».
«Ты читал роман «Война и мир»? Прочитай, он тебе непременно понравится»,— сказала сестра.
«Ты читал роман «Война и мир»? — сказала сестра. — Прочитай, он тебе непременно понравится».
«Здравствуйте! Давайте познакомимся», — сказал вошедший мужчина.
«Здравствуйте! — сказал вошедший мужчина. — Давайте познакомимся».
Слайд 46Если прямая речь находится внутри слов автора, то перед ней
ставится двоеточие, а после неё запятая и тире
А: «П», —
а.
И только когда он говорил: «Я сильный, я смогу», — ему становилось легче.
Слайд 47Если прямая речь заканчивается многоточием, вопросительным или восклицательным знаком, то
запятая после прямой речи опускается
А: «П…» — а.
А:
«П?» — а.
А: «П!» — а.
Старушка обмерла: «Привидится же…» — но выйти на улицу не решилась.
На грозный окрик: «Кто там ходит?» — раздался рев медведя.
На финальные слова монолога: «Не быть нам под врагами!» — весь зал встал.
Слайд 48Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Он чувствовал себя нехорошо:
тело было слабо, в глазах ощущалась тупая боль.
1) Вторая часть
бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
1
Слайд 49Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении.
Будут билеты ( )
поедем на всё лето к Черному морю.
1) Ставится двоеточие, вторая
часть бессоюзного предложения имеет причинное значение.
2) Ставится тире, первая часть бессоюзного предложения обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части.
3) Ставится тире, вторая часть имеет значение вывода.
4) Ставится двоеточие, вторая часть раскрывает утверждение в первой части.
2
Слайд 50Укажите верное объяснение пунктуации в данном предложении.
Поехать к нему —
значит помириться.
1) Тире разделяет подлежащее и сказуемое.
2) С помощью тире
обособляется приложение.
3) Тире разделяет части бессоюзного сложного предложения со значением условия.
4) Тире ставится на месте пропущенного члена в неполном предложении.
1
Слайд 51Как объяснить постановку двух тире в данном предложении?
Сердце ваше томится
ожиданием, и вдруг — но одни охотники поймут меня —
вдруг в глубокой тишине раздается особого рода карканье и шипенье, слышится мерный взмах проворных крыл, и вальдшнеп, красиво наклонив свой длинный нос, плавно вылетает из-за темной березы навстречу вашему выстрелу.
1) Это предложение с прямой речью, слова автора стоят внутри неё.
2) Выделяется с двух сторон приложение, имеющее пояснительный характер.
3) Это неполное предложение.
4) Выделяется с двух сторон вставное (вводное) предложение.
4
Слайд 52Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении.
Науку надо любить (
) у людей нет силы более мощной и победоносной, чем
наука.
1) Ставится двоеточие, так как вторая часть сложного предложения имеет значение причины.
2) Ставится двоеточие, так как во второй части сложного предложения конкретизируется содержание первой части.
3) Ставится тире, так как вторая часть сложного предложения имеет значение следствия.
4) Ставится тире, так как в первой части сложного предложения говорится об условии действия, описанного во второй части.
1
Слайд 53Укажите верное объяснение пунктуации в данном предложении.
В сказках Андерсена обретают
дар речи не только цветы, ветры, деревья — в них
оживает и домашний мир вещей и игрушек.
1) Тире стоит после однородных членов перед обобщающим словом.
2) Тире разделяет подлежащее и именное сказуемое.
3) С помощью тире выделяется обособленное приложение.
4) Тире разделяет части бессоюзного сложного предложения.
4
Слайд 54В каком предложении вместо тире нужно поставить двоеточие?
1) Богатому не
спится — богатый вора боится.
2) Это было не только горе
— это была полная перемена жизни, всего будущего.
3) Двухмесячное пребывание в деревне, чистый воздух, свобода, уженье — всё это разнилось с нашей городской жизнью.
4) Все холостяки, жившие в доме, щеголявшие в козацких свитках, лежали здесь почти целый день на лавке, под лавкою, на печке — одним словом, везде.
1
Слайд 55В каком предложении не должно ставиться тире?
1) Художник Коровин был
талантлив во всем — он прекрасно пел, играл в любительских
спектаклях, писал воспоминания.
2) Простить виноватого — верное решение.
3) Единственный признак жизни — бесконечное кружево заячьих следов, изредка пересекаемых глубокой волчьей тропой.
4) Вот у кур есть курятник, у лошадей — стойло, у собаки — конура, а только я один должен был скитаться где попало.
1
Слайд 56Укажите правильное объяснение постановки тире в предложении:
Под крыльцом из неотесанных
бревен воет по ночам голодный Лыско — одна из самых
лучших охотничьих собак в Тычках.
1) Тире между подлежащим и сказуемым.
2) После обобщающего слова следуют однородные члены.
3) Выделяется обособленное приложение.
4) Разделяются части бессоюзного сложного предложения.
3
Слайд 57Какой знак препинания и почему ставится на месте скобок в
предложении:
Воображение моё так живо воспроизводило лица любимых моих героев (
) Мстиславского, князя Курбского и Палецкого.
1) Ставится двоеточие: вторая часть предложения поясняет содержание первой части.
2) Ставится двоеточие после обобщающего слова перед однородными членами.
3) Ставится двоеточие, вторая часть уточняет содержание первой.
4) Ставится тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными.
2
Слайд 58В каком примере недостаёт второго тире?
1) Охотиться волку на крупных
животных — на лошадей, на рогатый скот, на верблюдов нельзя
без напарников.
2) «Чтобы научить человека чему-либо, не надо его поучать, понукать и оскорблять», — считал А.П. Чехов.
3) Всё вокруг: небо, море, колыхание паруса в вышине, журчание струи за кормой — всё говорило о любви, о блаженной любви!
4) На востоке страна граничит с Испанией, на юге — с Францией.
1
Слайд 59Укажите правильное утверждение о постановке тире в данном ниже предложении:
Савва
Мамонтов звал художника Коровина «весёлым корабельщиком», Нестеров — «юным богом».
1)
В первой части сложного предложения говорится об условии действия, описанного во второй части.
2) Ставится тире, вторая часть имеет значение вывода.
3) Ставится тире в неполном предложении.
4) Содержание второй части предложения противопоставляется содержанию первой.
3
Слайд 60Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении.
Наша борзая погналась за
лисой ( ) не тут-то было.
1) Ставится двоеточие, вторая часть
бессоюзного предложения имеет причинное значение.
2) Ставится тире, содержание второй части противопоставляется содержанию первой.
3) Ставится тире, вторая часть имеет значение вывода.
4) Ставится двоеточие, вторая часть уточняет содержание первой.
2
Слайд 61В каком предложении нужно поставить двоеточие? (Знаки не расставлены.)
1) Яков
запел все замерли.
2) Самое главное в человеке доброе сердце.
3) Тоска
мучила Настеньку уже три года она не была дома.
4) У Лыско было своё ворчанье на зверя и своё на человека.
3
Слайд 62Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
С первым лучом солнца
он уже был на ногах: ему предстоял долгий и трудный
путь по Гималаям.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
2) Первая часть бессоюзного сложного предложения называет время совершения действия, о котором говорится во второй части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет, раскрывает содержание первой части.
4) Ставится двоеточие после обобщающего слова перед однородными членами.
1
Слайд 63В каком предложении нужно поставить тире? (Знаки не расставлены.)
1) Я
встал подошёл к окну за окнами всё было снежно и
безмолвно.
2) Андрей Матвеевич был известный донской атаман.
3) Д.С.Лихачев утверждает «Память это преодоление времени преодоление смерти».
4) Рыбаку дождь не помеха.
3
Слайд 64Какой знак препинания и почему ставится на месте скобок в
предложении:
Психологи утверждают ( ) наркомания в подростковом возрасте начинается не
с первого укола, а с желания испытать наркотическое удовольствие.
1) Ставится двоеточие, так как вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет, раскрывает содержание первой части.
2) Ставится тире, так как первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения действия, о котором говорится во второй части.
3) Ставится тире, так как содержание второй части противопоставляется содержанию первой.
4) Ставится двоеточие, так как вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
1
Слайд 65Какой знак препинания и почему ставится на месте скобок в
предложении:
Поэт Н.Рубцов не злоупотребляет «деревенской» лексикой ( ) он соблюдает
достоинство сельского жителя, он разборчив по отношению к словам.
1) Ставится двоеточие, так как вторая часть сложного предложения имеет значение причины.
2) Ставится тире, так как содержание одной части бессоюзного сложного предложения противопоставляется содержанию другой.
3) Ставится тире, так как вторая часть сложного предложения имеет значение следствия.
4) Ставится тире, так как в первой части сложного предложения говорится об условии действия, описанного во второй части.
1
Слайд 66Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
И взрослые, и школьники
любят читать книги, смотреть кинофильмы или слушать рассказы о знаменитых
людях: известных спортсменах, замечательных рабочих, героях-космонавтах, великих ученых, прославленных полководцах.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет содержание первой части.
2) Ставится двоеточие после обобщающего слова перед однородными членами.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения имеет значение следствия.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
2
Слайд 67Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Ехали сюда ( ) рожь
начинала желтеть.
1) Ставится двоеточие, так как вторая часть бессоюзного сложного
предложения дополняет, раскрывает содержание первой части.
2) Ставится тире, так как первая часть бессоюзного сложного предложения называет время совершения действия, о котором говорится во второй части.
3) Ставится тире, так как содержание второй части противопоставляется содержанию первой.
4) Ставится двоеточие, так как вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
2
Слайд 68Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Карманы их вечно были наполнены
всякой дрянью, как-то: бабками, свистелками, сделанными из перышек, недоеденным пирогом,
а иногда даже и маленькими воробьенками.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
2) Двоеточие выделяет распространенное предложение с уточняющим значением.
3) Двоеточие ставится перед рядом однородных членов предложения.
4) Двоеточие ставится после обобщающего слова перед однородными членами предложения.
4
Слайд 69Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Смерти бояться — на свете
не жить.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит следствие, результат
того, о чем говорится в первой части.
2) Во второй части бессоюзного сложного предложения содержится указание на быструю смену событий.
3) Содержание одной части противопоставляется содержанию другой.
4) Первая часть бессоюзного сложного предложения обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части.
4
Слайд 70Выберите правильное объяснение пунктограммы в данном предложении.
Я поехал шагом и
скоро принужден был остановиться: лошадь моя вязла, я не видел
ни зги.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит прямой вопрос.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена первой.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит указание на быструю смену событий.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
4
Слайд 71Как объяснить постановку тире в приведенном ниже предложении?
Засмеется звонко —
ручеек лесной зазвенит по камешкам..
1) Ставится тире между подлежащим и
сказуемым.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит сравнение с тем, о чем говорится в первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
4) Выделяется обособленное приложение.
2
Слайд 72В каком предложении правильно расставлены все знаки препинания?
1) Взялся за
гуж: не говори, что не дюж.
2)Искусство — высочайшее проявление могущества
в человеке.
3) Не захотят добром отдать: увезем силой!
4) Любить значит принимать человека таким, какой он есть.
2
Слайд 73Какой знак препинания и почему ставится на месте скобок в
предложении:
Глянул дед да так и обмер ( ) все деревенские
свиньи на его же полосе картошку копают, с полдесятины овцы положили овса, кони от слепней в рожь забрались.
1) Ставится двоеточие, так как вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет, раскрывает содержание первой части.
2) Ставится двоеточие, так как вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
3) Ставится тире, так как содержание второй части противопоставляется содержанию первой.
4) Ставится тире, так как первая часть бессоюзного сложного предложения называет время совершения действия, о котором говорится во второй части.
2
Слайд 74Как объяснить постановку тире в приведенном ниже предложении?
Гусь взял в
клюв веревочку и потянул её — раздался оглушительный выстрел.
1) Обобщающее
слово стоит перед однородными членами предложения.
2) Содержание второй части бессоюзного сложного предложения противопоставляется содержанию первой.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит указание на быструю смену событий.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет, раскрывает содержание первой части.
3
Слайд 75В каком предложении нужно поставить тире? (Знаки не расставлены.)
1) Я
сел на своего доброго коня а Савельич на тощую и
хромую клячу.
2) Всё сверкало искрилось переливалось свежестью стволы берез и сосен листья трава самый воздух вода лесных озёр.
3) Трудное дело птицелова заучи повадки птичьи помни время перелетов разным посвистом свисти.
4) Слышу крадется кто-то к моей палатке.
1
Слайд 76Как объяснить постановку двоеточия в предложении:
Я выхожу из болота на
жнивье и чувствую страшную боль в ноге: жнивье впилось в
мои раны.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
2) Двоеточие выделяет распространенное предложение с уточняющим значением.
3) Двоеточие ставится после обобщающего слова перед однородными членами предложения.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет, раскрывает содержание первой части.
1
Слайд 77Какой знак препинания и почему ставится на месте скобок в
предложении:
Совершенствовать свой язык ( ) огромное удовольствие, не меньшее, чем
хорошо одеваться, только менее дорогое.
1) Ставится двоеточие, так как вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет, раскрывает содержание первой части.
2) Ставится тире, так как первая часть бессоюзного сложного предложения указывает наусловие совершения действия, о котором говорится во второй части.
3) Ставится тире, так как содержание второй части противопоставляется содержанию первой.
4) Ставится тире между подлежащим и сказуемым.
4
Слайд 78Укажите предложение, в котором, помимо других знаков препинания, надо поставить
двоеточие.
1) Речь слагается из трёх элементов из самого оратора, из
предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается.
2) Гении, сотворившие шедевры, умирают произведения остаются жить.
3) Заблистали золотом березки, затеплились румянцем рябины осень пришла.
4) Без усилия полился и сразу наполнил и овраг, и рощу, и сад сильный серебряный тенор.
1
Слайд 79Укажите предложение, в котором надо поставить и тире, и двоеточие
(не все знаки препинания расставлены):
1) Мне было охота прочитать про
всё и про травы, и про моря, и про солнце и звезды, и про великих людей, и про революцию про всё то, что люди хорошо знают, а я не знаю.
2) Тишина была такой полной и угрюмой, а небо таким душным, что мальчику казалось раздайся хоть один только резкий звук, и в природе произойдет что-то страшное.
3) На городской площади, в центральном парке в уютных скверах всюду то же безудержное веселье, та же радуга улыбок.
4) Этим раскатистым и заливчатым «ха-ха-ха» завершилось все и сватовство и земное существование Беликова.
1
Слайд 80В каком предложении есть пунктуационная ошибка?
1) Сергейчеву необходимо было встретиться
с Валей — ему надоела неопределенность в их отношениях.
2) «Обыкновенная
история» — первое произведение Гончарова — громадный росток, только что пробившийся из земли, ещё не окрепший, зеленый, но переполненный свежими соками.
3) Сказка в фольклоре — это устный рассказ о выдуманном событии, носящий фантастический, приключенческий или анекдотический характер.
4) Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун — большой праздник для крестьянских мальчиков.
1