Слайд 1Задание А9
Синтаксический анализ предложения
Слайд 2Задание: Укажите верную характеристику предложения (предложение указано).
Аналитический отчёт ФИПИ: «…Неумение
отличить главные члены предложения от второстепенных часто не позволяет экзаменуемым
опознать предложение как структурную единицу и правильно определить количество грамматических основ в сложном предложении…»
Синтаксический анализ предложения следует начинать с выделения грамматической основы.
Слайд 3Ответьте на вопросы:
На какие типы делятся предложения по наличию грамматических
основ?
Простые и сложные
Чем простые предложения отличаются от сложных?
У сложных несколько
грамматических основ
Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?
У односоставных один главный член: или подлежащее, или сказуемое
Слайд 4Типы односоставных предложений
С главным членом подлежащим
С главным членом сказуемым
Назывное
Определённо-личное
Неопределённо-личное
Обобщённо-личное
Безличное
Слайд 5С главным членом сказуемым
Определённо-личное
Неопределённо-личное
Обобщённо-личное
Безличное
1, 2 лицо ед.
и мн.
числа
изъявит и
повелит. наклонения
3 лицо мн. числа
3 лицо мн. числа
в обобщённом значении (использует
ся в пословицах и поговорках)
Безлич. глагол
личн. глагол в безлич. употреблении
Н. Ф. глагола
слово «нет»
Слайд 6Характеристика предложения
Простое
Сложное
Одна грамматическая основа
Две и более грамматических основ
Союзное
Бессоюзное
ССП
СПП
Слайд 7Простые и сложные предложения
Простые предложения:
Двусоставные (грамматическая основа состоит из двух
главных членов – подлежащего и сказуемого): Весенний ВЕТЕР РАСПРАВЛЯЕТ крылья
Односоставные
(грамматическая основа состоит из одного главного члена – или подлежащего, или сказуемого): Тихое солнечное УТРО. В дверь ПОЗВОНИЛИ
Сложные предложения бывают союзные (сложносочинённые или сложноподчинённые) и бессоюзные
Слайд 8Сложносочинённое предложение
Сложносочинёнными называются сложные предложения, в которых простые предложения относительно
равноправны по смыслу и связываются сочинительными союзами и интонацией.
Например: ПЕРЕПАДАЛИ
частые ДОЖДИ, и на берёзовых листьях ПОЯВИЛАСЬ первая ЖЕЛТИЗНА.
Слайд 9Группы сочинительных союзов
1). Соединительные: и, да (=и), ни-ни, тоже, также
2).
Разделительные: или. Либо, то-то, не то- не то, то ли
– то ли
3). Противительные: а, но, да (=но), зато, однако, же
4). Двойные (сопоставительные): как, так и; не только..,но и; не столько..,сколько; не так…,как; хотя и.., но; не то что(бы)...,но (а); если не...,то
Слайд 10Обратите внимание!
Союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЖЕ находятся в середине следующей части
сложносочинённого предложения:
Старшие отправились на рыбалку, мы с моим братом ТОЖЕ
собрались туда. Все побежали к реке, мы ЖЕ остались у костра.
В значении противительного союза может употребляться и слово ТОЛЬКО, придающее речи разговорную окраску:
Я постараюсь выполнить вашу просьбу, ТОЛЬКО вы меня не торопите
Слайд 11Сложноподчинённое предложение
Сложноподчинёнными называются сложные предложения, в которых одно из предложений
грамматически подчинено другому и связано с ним интонацией и подчинительным
союзом или союзным словом, например: В маленьких комнатках, где ЖИЛА МАТЬ, БЫЛО очень ТЕСНО.
Слайд 12Подчинительные союзы
1). Изъяснительные: что, как, ли (частица в роли союза)
2).
Временные: когда, пока, едва. С тех пор как, лишь только
3).
Причинные: потому что, так как, ибо, ввиду того что
4). Условные: если, коли, кабы, раз
5). Уступительные: хотя, несмотря на то что, вопреки тому что
6). Следствия: так что
7). Целевые: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы
8). Сравнительные: как, как будто, словно, точно, подобно тому как
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Придаточное изъяснительное предложение может присоединяться к главному при помощи частицы ЛИ: Пётр не знал (что?), сможет ЛИ он переплыть реку.
Слайд 13Очень важно!!!
В русском языке есть интересное слово «поэтому».
Постоянно возникает вопрос:
к каким союзам – сочинительным или подчинительным – его относить?
Большое
количество лингвистов относят слово «поэтому» к сочинительным союзам (они соотносят его с союзом И): Ворота нуждались в дополнительной защите, поэтому перед ними соорудили подъёмные мосты//Ворота нуждались в дополнительной защите, И перед ними соорудили подъёмные мосты. Следовательно, это сложносочинённое предложение.
Другая часть лингвистов относит слово «поэтому» только к наречию, Если рассматривать с этой точки зрения, то перед нами бессоюзное сложное предложение.
В ВОПРОСАХ ФОРМАТА ЕГЭ МЫ БУДЕМ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ НА ПЕРВУЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ («ПОЭТОМУ» - СОЧИНИТЕЛЬНЫЙ СОЮЗ)
Слайд 14Бессоюзные сложные предложения
Бессоюзными называются сложные предложения, в которых простые предложения
связаны только по смыслу и интонационно (без союзов). Между частями
бессоюзного сложного предложения могут стоять запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.
Например: Уже вечерело, солнце скрылось за осиновую рощу. Лес точно ожил: везде стали раздаваться весёлые восклицания.
Слайд 15Советы - помощники
При определении количества простых предложений в составе сложного
нельзя учитывать вставные конструкции: они грамматически не связаны с основным
предложением.
Например: Он меня, вы знаете, очень уважает; Завтра, как сообщают газеты, открывается выставка цветов (оба предложения простые, осложнённые вводными предложениями).
Сравните: Говорят, лето в этом году будет жаркое и сухое (предложение простое, осложнено вводным предложением)//Говорят, что лето в этом году будет жаркое и сухое (предложение сложноподчинённое)
Слайд 16Сложные предложения с разными видами связи (союзной и бессоюзной)
Сочинительная и
подчинительная: Она подала брату знак, что ей нужно остаться одной,
и все потихоньку вышли из комнаты.
Сочинительная и бессоюзная: Через час явилась возможность ехать: метель утихла и небо прояснилось (запятая между простыми предложениями метель утихла и небо прояснилось не ставится, так как есть общая часть – через час явилась возможность ехать (т.к. метель утихла и небо прояснилось)
Подчинительная и бессоюзная: Как ни был он подготовлен, сердце ёкнуло: всё-таки большое событие
Сочинительная, подчинительная и бессоюзная: И он стал рассказывать, почему не вышло: кругом всё уже было залито водой, и для того чтобы попасть в деревню, надо было идти по узкой полосе
Слайд 17Последняя подсказка
Учитель сказал, что урок окончен и мы можем идти
(сложноподчинённое предложение с однородным придаточным. Во втором предложении пропущен подчинительный
союз. Сравните: Учитель сказал, что урок окончен и что мы можем идти)
Учитель сказал, что урок окончен, и мы вышли из класса (предложение с разными видами связи: подчинительной и сочинительной)
Чтобы не допустить ошибки, проверяйте сомнительную часть по вопросу. Если в сложноподчинённом предложении есть однородные придаточные, он и отвечают на один и тот же вопрос. Если это независимая часть, такой вопрос поставить нельзя
Слайд 18A10.Укажите верную характеристику первого (1) предложения текста.
(1)Наверное, никто не будет
спорить, что дом, полный цветов, всегда уютен, в нем спокойно
и надежно, обилие цветов радует глаз, согревает душу.
1) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью
2) сложносочинённое
3) простое с обособленными членами
4) сложноподчиненное
1
Слайд 19A10.Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.
(2)Но вот мало кто
знает, почему так происходит.
1) простое с однородными членами
2) бессоюзное
3)
сложное с разными видами связи
4) сложноподчиненное
4
Слайд 20A10.Укажите верную характеристику восьмого (8) предложения текста.
(8) Розы, хризантемы, ромашки,
герань, лютики, даже простые одуванчики — все цветы обладают уникальной
способностью улучшать самочувствие и настроение, создавать благоприятную атмосферу в доме.
1) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью
2) сложноподчиненное
3) простое осложненное
4) сложносочиненное
3
Слайд 21A10.Укажите верную характеристику девятого (9) предложения текста.
(9) Займитесь разведением цветов,
и вы почувствуете, как преобразится мир вокруг вас.
1) простое
с деепричастным оборотом
2) бессоюзное
3) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью
4) простое, осложненное обособленными членами
3
Слайд 22A10.Укажите верную характеристику первого (1) предложения текста.
(1)Где-то между февралем и
апрелем небольшие группы северных оленей начинают сбиваться в огромные стада,
численность которых может колебаться от 500 000 до миллиона особей.
1) простое с причастным оборотом
2) бессоюзное
3) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью
4) сложноподчиненное
4
Слайд 23A10.Укажите верную характеристику седьмого (7) предложения текста.
(7)Находясь в тундре, олени
жадно питаются, восполняя запасы, полностью израсходованные за предыдущую зиму и
готовясь к следующей суровой зимовке.
1) простое
2) бессоюзное
3) сложносочиненное
4) простое осложненное
4
Слайд 24A10.Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.
(3) Они преодолевают от
24 до 48 км. в день, а значит, 400–500-километровое путешествие
может занять у них до 20 дней.
1) сложносочиненное
2) сложное бессоюзное
3) простое осложненное
4) сложноподчиненное
1
Слайд 25A10.Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.
(5) Первые самки добираются
до мест размножения в тундре, у Полярного круга, к концу
мая; там они почти сразу же рожают детенышей.
1) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью
2) сложносочинённое
3) простое с обособленными членами
4) бессоюзное сложное
4
Слайд 26A10.Укажите верную характеристику шестого (6) предложения текста.
(6)Оленята уже через несколько
часов после рождения могут бегать, а через несколько недель они
способны самостоятельно добывать себе пищу.
1) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью
2) сложноподчиненное
3) сложносочиненное
4) простое с однородными членами
3
Слайд 27A10.Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.
(2)Эти стада, состоящие из
беременных олених, молодняка и самцов, отправляются на север, придерживаясь маршрутов,
по которым двигались многие поколения оленей.
1) сложноподчиненное
2) сложносочинённое
3) простое с обособленными членами
4) бессоюзное сложное
1
Слайд 28A10.Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.
(4)Собирающееся стадо настолько велико,
что минуют дни и даже недели, прежде чем все оно
пройдет определенную точку на маршруте.
1) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью
2) сложноподчиненное
3) простое
4) бессоюзное сложное
2
Слайд 29Выполните пунктуационный разбор предложений
Слайд 30(1)Амазонку по праву можно назвать морем подвижной пресной воды, составляющей
пятую часть всего мирового водного запаса.
(2)В реке насчитывается различных
видов рыбы больше, чем в Атлантическом океане. (3)Площадь бассейна реки Амазонка составляет свыше 2,7 миллионов миль, что соответствует десятой части суши всего земного шара. (4)Здесь сосредоточено около трети всех лесов нашей планеты, и вся эта гигантская зелёная масса производит около половины кислорода, поступающего в атмосферу от растений. (5)Чтобы исследовать Амазонку, начиная от дельты реки в Бразилии и заканчивая её устьем в высокогорье Анд в Перу, команде Кусто потребовалось больше полутора лет.
Слайд 31(6)Какие только средства передвижения не использовали путешественники, чтобы исследовать эту
уникальную экосистему под водой и на поверхности, на суше и
находясь в воздухе! (7) Надёжный корабль «Калипсо», и всевозможные наземные транспортные средства, и грузовик-амфибия, и надувной плот, и байдарки, и небольшие моторные лодки, и вертолёт, и гидроплан, и местные варианты речных лодок — всё, что создало человечество для передвижения по земле, воде и воздуху, было на вооружении исследователей