Слайд 2Задание: Из предложения (-ий) (выпишите словосочетание со связью… (примыкание, согласование,
управление). Укажите тип связи в словосочетании (словосочетание и предложение, в
котором оно употреблено, указаны).
Аналитический отчёт ФИПИ: «…Затруднения возникают в тех случаях, когда зависимым компонентом словосочетания является относительное местоимение в предложно-падежной форме, в другом — местоименное наречие… Особенно затрудняются экзаменуемые при различении самостоятельных и служебных частей речи. ...»
Слайд 3Вспомним способы подчинительной связи в словосочетаниях.
Согласование — это способ связи,
при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что
и главное, т.е. в том же роде, числе, падеже или лице: нежных рук, добрых глаз, ласковых слов (зависимые слова нежных, добрых, ласковых стоят во мн. ч., р.п., как и главные слова).
Если изменяется форма главного слова, то изменяются и формы зависимого слова. Например: нежными руками, о добрых глазах, ласковым словам.
Как правило, главное слово при этом способе связи выражено существительным, а зависимое — прилагательным; причастием; местоимением; порядковым числительным:
Слайд 4Управление — это способ связи, при котором зависимое слово ставится
в том падеже, которого требует главное слово:
При этом виде связи
форма зависимого слова не изменяется, даже если изменяется форма главного слова: поехал к морю, поеду к морю, поехавший к морю.
При управлении главное слово может быть чаще всего выражено глаголом, существительным, а зависимое — существительным; местоимением:
Слайд 5Правило-подсказка
Если в словосочетании между словами есть предлог, то связь в
нём — управление.
Слайд 6П р и м ы к а н и е
— это способ связи, при котором неизменяемое зависимое слово связано
с главным только по смыслу:
Главное слово при примыкании может быть выражено глаголом, наречием, прилагательным, причастием, деепричастием, но зависимое слово только — наречие; деепричастие или инфинитив:
Слайд 7Алгоритм определения подчинительной связи в словосочетании
Обратите внимание!
Грамматическая основа — это
предложение, а не словосочетание!
Таким образом, чтобы правильно выполнить это задание,
нужно:
1) найти главное и зависимое слова;
2) установить, какими частями речи они являются;
если зависимые слова — наречие, инфинитив или деепричастие, то это словосочетание со связью примыкание.
3) Если оба слова изменятся в любом падеже или числе, то это — согласование.
4) Если в словосочетании нет указанных частей речи и слова в нём не изменяются при склонении, то это управление; тем более, если между словами в словосочетании есть любой предлог.
Слайд 8Найти главное и зависимое слово
Определить, чем они выражены
Зависимое слово
Наречие
Инфинитив
Деепричастие?
да
нет
примыкание
Есть в
словосочетании предлог?
да
нет
управление
Согласуются ли в роде, числе и падеже?
да
нет
согласование
Слайд 9Определите тип связи в словосочетании ВСЕЙ ИСТОРИИ.
1) Главное слово —
истории (от него можно задать вопрос какой?(всей); это вопрос согласования.
Проверим наше утверждение:
2) Зависимое слово — местоимение.
3) Оба слова склоняются: всеми историями.
Следовательно, наш вывод правилен: тип связи — согласование.
Слайд 10Определите тип связи в словосочетании ПРИШЕДШЕЕ ИЗ ГАЛАКТИК.
1) Есть предлог
— это управление. Проверим:
2) Зависимое слово — существительное; его форма
не изменяется, даже если изменяется форма главного слова: пришедшим из галактик, пришедшему из галактик.
Тип связи — управление.
Слайд 11Определите тип связи в словосочетании НАПОЛНЯЯСЬ ОДНОВРЕМЕННО.
Зависимое слово — наречие,
следовательно, это примыкание.
Слайд 12Из предложения 10 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
(10)И вот
по кивку стоящего справа, видимо, ведущего в группе, они запели.
(11)И голоса взлетели…
Рассуждаем: зависимое слово — это только наречие, деепричастие, инфинитив.
В этом предложении есть только одно наречие — справа. Главное слово — стоящего. Следовательно, это словосочетание стоящего справа.
Слайд 13Из предложения 6 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
(6)Певцы стали
плотно плечом к плечу, образовав небольшое полукружие. (7)Лица их были
спокойны и сосредоточенны.
Рассуждаем: при этом виде связи зависимые слова отвечают на вопросы какой?-ая?-ое?-ие?, чей?-я?-и?, который?-ая?. В данном предложении слово небольшое отвечает на этот вопрос. Главное слово при нем — полукружие. Следовательно, это словосочетание небольшое полукружие. Просклоняем его: небольшОГО полукружИЯ, небольшОМУ полукружИЮ.
Слайд 14Сколько словосочетаний со связью УПРАВЛЕНИЕ в 19 предложении?
(19)Жить после жизни
— вот что неистребимо вложено в нас от сотворения!
Рассуждаем:
1-е
словосочетание — жить после жизни; есть предлог, следовательно, это управление (живу после жизни, живем после жизни).
2-е словосочетание с предлогом — вложено в нас; (вложит в нас, вложенный в нас).
3-е — вложено от сотворения.
Словосочетание неистребимо вложено со связью примыкание: неистребимо — наречие.
Следовательно, в 19 предложении три словосочетания со связью управление.
Слайд 15Определите способ связи
(в) черных костюмах
приглушили свет
молодёжь наша
привыкла
к громогласию
стали плотно
этот час
ими владела
ведущего в
группе
единый порыв
общая забота
запели по кивку
повергнут в раздумье
озарениях разума
увлекало каждого
тот час
мои мысли
такой силой
к этим певцам
сущность музыки
подумалось вдруг
Слайд 16Определите способ связи
вновь приходит
просветление души
увековечить себя
наша планета
важно осознавать
продление себя
сказано в музыке
достигли свободы
желанный
мир
какое-то устройство
некий двигатель
всего лучшего
Слайд 17А теперь давайте вернемся к отчету ФИПИ, в котором сказано,
что «затруднения возникают в тех случаях, когда зависимым компонентом словосочетания
является относительное местоимение в предложно-падежной форме, либо местоименное наречие».
Слайд 18F Прочтите внимательно!
Разряды местоимений
1. Вопросительные (С их помощью задается вопрос)что?
кто? чей? какой? который? сколько? каков?
Кто пришёл? Который час? Каков
результат матча? и т.д.
2. Относительные (Служат для связи простых предложений в составе сложных)те же, что и вопросительные: что, кто, чей, какой, который, сколько, каков
Свобода, о которой мечтали узники, пришла. Он поступил опрометчиво, о чём впоследствии сильно жалел. Тот единственный, о ком она думала, погиб в первые дни войны.
(Все относительные местоимения в этих предложениях в предложно-падежной форме, т.е стоят в предложном падеже.)
Слайд 19Относительные местоимения, как и местоименные наречия (см ниже) — члены
предложения, т.к. в придаточной части сложного предложения являются не союзами,
а союзными словами.
В этом легко убедиться на примере этого предложения: Свобода, о которой мечтали узники, пришла. Оно сложное: грамматические основы свобода пришла и мечтали узники. А теперь рассмотрим придаточную часть о которой мечтали узники. Какое слово «прячется» за союзным словом о которой? О чём мечтали узники? Конечно, о свободе!
Поэтому если вам в подобном предложении нужно найти словосочетание со связью управление, то вот оно: о которой мечтали или мечтали о которой.
Слайд 20Местоименные наречия в заданиях ЕГЭ встречаются нечасто, и обычно это
вопросительно-относительные наречия: откуда, как, когда, где, зачем, отчего, почему или
отрицательные нигде, никак, никогда, ниоткуда.
Я знала, когда он приедет (когда — союзное слово в роли обстоятельства времени. Найдите в этом предложении словосочетание со связью примыкание. Вы уже помните, что примыкают только наречие, деепричастие и инфинитив. В предложении только одно наречие — когда, вопрос к нему можно задать от глагола приедет. Следовательно, это словосочетание когда приедет.). Сравните: Было поздно, когда мы пришли домой (когда — союз).
Слайд 21Как различить союз и союзное слово? На союзное слово падает
логическое ударение, и это одно из основных отличий.
F Правило-подсказка
Если
зависимым словом в словосочетании является относительное местоимение в предложно-падежной форме, то всегда вид связи в таком словосочетании — управление, а если местоименное наречие — примыкание.
Слайд 22Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
(1)Странники
не понимали, откуда появился этот всадник.
откуда появился
Слайд 23Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
(1)Странники
не понимали, откуда появился этот всадник.
этот всадник
Слайд 24Укажите тип связи в словосочетании (НА) КОТОРОМ СКАКАЛ (2 предложение).
(2)Конь, на котором он скакал, издалека казался просто огромным.
управление
Слайд 25Из предложения 2 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
(2)Конь,
на котором он скакал, издалека казался просто огромным.
издалека казался
Слайд 26Из предложения 3 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
(3)Куда,
в какие края спешил русский богатырь?
куда спешил
Слайд 27Укажите тип связи в словосочетании (В) КАКИЕ КРАЯ (3 предложение).
(3)Куда,
в какие края спешил русский богатырь?
согласование
Слайд 28Из предложения 4 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
(4)О
каких бедах прознал и стремительно помчался на выручку?
(о) каких
бедах
Слайд 29Укажите тип связи в словосочетании ПОМЧАЛСЯ НА ВЫРУЧКУ (4 предложение).
(4)О каких бедах прознал и стремительно помчался на выручку?
управление
Слайд 30Из предложения 4 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
(4)О
каких бедах прознал и стремительно помчался на выручку?
стремительно помчался
Слайд 31Из предложения 5 выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.
(5)О
чем думал он сейчас?
о чем думал
Слайд 32Укажите тип связи в словосочетании ДУМАЛ СЕЙЧАС (5 предложение).
(5)О
чем думал он сейчас?
примыкание
Слайд 33Из предложения 6 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
(6)Мирная
жизнь, пашня, пахнущая теплым хлебом, старики — родители и молодая
жена-красавица — всё осталось где-то в прошлом.
осталось где-то
Слайд 34Укажите тип связи в словосочетании ОСТАЛОСЬ В ПРОШЛОМ (6 предложение).
(6)Мирная жизнь, пашня, пахнущая теплым хлебом, старики — родители и
молодая жена-красавица — всё осталось где-то в прошлом.
управление
Слайд 35Из предложения 7 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
(7)Да
и не к лицу добру молодцу дома отсиживаться, коли беда
нагрянула, о какой раньше не слышали.
добру молодцу
Слайд 36Укажите тип связи в словосочетании О КАКОЙ НЕ СЛЫШАЛИ (7
предложение).
(7)Да и не к лицу добру молодцу дома отсиживаться,
коли беда нагрянула, о какой раньше не слышали.
управление
Слайд 37Из предложения 7 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
(7)Да
и не к лицу добру молодцу дома отсиживаться, коли беда
нагрянула, о какой раньше не слышали.
раньше не слышали
Слайд 38Из предложения 8 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
(8)Все
эти мысли долго не давали покоя богомольцам, которые взглядом проводили
удальца и помолились за его удачу.
эти мысли
Слайд 39Укажите тип связи в словосочетании ВЗГЛЯДОМ ПРОВОДИЛИ (8 предложение).
(8)Все
эти мысли долго не давали покоя богомольцам, которые взглядом проводили
удальца и помолились за его удачу.
управление
Слайд 40Укажите тип связи в словосочетании ПОМОЛИЛИСЬ ЗА УДАЧУ (8 предложение).
(8)Все эти мысли долго не давали покоя богомольцам, которые взглядом
проводили удальца и помолились за его удачу.
управление
Слайд 41Из предложения 9 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
(9)А
в монастыре, куда они пришли, увидели открытые ворота и переглянулись:
что-то случилось.
куда пришли
Слайд 42Из предложения 9 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
(9)А
в монастыре, куда они пришли, увидели открытые ворота и переглянулись:
что-то случилось.
открытые ворота
Слайд 43Укажите тип связи в словосочетании УВИДЕЛИ ВОРОТА (9 предложение).
(9)А
в монастыре, куда они пришли, увидели открытые ворота и переглянулись:
что-то случилось.
управление