Слайд 2 Доказать или опровергнуть:
«Я тебя уважаю. Ты меня уважаешь. Значит,
мы с тобой – уважаемые люди!» (© А.И. Райкин)
Слайд 3Типичный софизм.
Термин «уважать» в посылках и «уважаемый» в заключении
не связаны, ибо употребляются разные оттенки смысла.
Слайд 4Понятие– мысль, вкоторойобобщаютсятакиепризнакипредмета, явленияилинекоторогокласса, которыепозволяютвыделитьихизгруппдругихпредметовявлений(классовпредметов).
Содержание – совокупностьпризнаков, отличающихданныйпредметотдругихпредметовилиявлений.
Объем – множество (класс) предметов (элементов), которымприсущипризнаки, относящиесяксодержаниюпонятия.
Слайд 5Род – понятие, полученноеврезультатеобобщения.
Вид – понятие, полученноеврезультатеограничения.
Часть
предмета – составляющаяцелогопредмета, котораянеобладаетвсемипризнакамицелогопредмета.
Слайд 6Совместимые понятия – понятия, объемыкоторыхчастичноилиполностьюсовпадают.
Равнозначные понятия – понятия, различающиеся
по своему содержанию, но полностью совпадающиепосвоемуобъему.
Слайд 71.Найдитепонятие, ккоторомуможнобылобыотнестиследующиепризнаки:
1.1теплая, дружественная, радостная, неожиданная;
1.2светлый, звездный, тяжелый, долгий; 1.3холодное,
мрачное, серое;
1.4теплое, долгожданное, скоротечное, многообещающее.
Слайд 8Длякаждого, изприведенныхнижепонятий, постройтетакиелогическиеряды, вкоторыхкаждоепоследующеепонятиебылобыродовымпоотношениюкпредыдущему:
3.1. животное;
3.2. книга; 3.3. Цезарь; 3.4. здание; 3.5. выдающаясяличность; 3.6. знаменитыйполководец; 3.7. МосковскийКремль; 3.8. компьютер; 3.9. конституция. Примечание: ректорМГУ - ректор - человек - ит.д.
Слайд 9Назовитепонятия, обладающиенаибольшимобъемомвкаждойизприведенныхнижегрупп:
.1.Четырехугольник, квадрат, правильныйчетырехугольник.
2.Имясобственное, имясуществительное, одушевленноеимясуществительное.
3.Хищник, крокодил,
млекопитающее, животное, носорог. 4.Рабочий, слесарь, каменщик, трудящийся.
5.Город, столица, населенныйпункт,
районныйцентр. 6.Студент, учащийся, стипендиат-учащийся, курсант. 7.Адвокат, прокурор, юрист.
8.Суд, министерство, органвласти.
9.Документ, паспорт, удостоверениеличности.
10.Золото, аргон, инертныйгаз, химическийэлемент.
Слайд 10Назовитепонятие, котороесоответствуетсуммеследующихклассов: 1.РекаВолгаисамаябольшаярекавЕвропе. 2.Работникуголовногорозыскаиинспекторуголовногорозыска.
3.Бедныйчеловекибогатыйчеловек. 4.Спутникиискусственныйспутник. 5.Трапецияичетырехугольник.
6.Приращениескоростизаединицувременииускорени
7.Капиталистическийпутьразвитияинекапиталистическийпутьразвития.
8.Человек, подозреваемыйвсовершениипреступленияимужчина. 9.Коллекционерисобирательмарок.
10.Главныйчленпредложенияиподлежащее.
Слайд 11Приняв за уменьшаемый класс первое понятие каждой пары, назовите класс,
который получается в результатевычитания из него второго понятия: 1.Квадратипрямоугольныйромб. 2.Треугольникиправильныйтреугольник.
3.Симметричностьиасимметричность
4.Холодноеоружиеишпага. 5.Подозреваемыйвсовершениипреступленияиобвиняемыйвсовершениипреступления. 6.Существительноеислово
7.Трактористифермер. 8.Бережливостьирасточительность.
9.Речьиустнаяречь. 10.ПроизведенияА.Блокаистихотворения.