Слайд 1ЗАГАДКА АНТРОПОСОЦИОКУЛЬТУРОГЕНЕЗА
Понятие и основные проблемы антропологии
Орудийная гипотеза антропосоциогенеза
Психоаналитическая концепция антропосоциогенеза
Символическая
идея антропосоциогенеза
Слайд 2Антропология
Антропология – это философское учение о человеке
Философская антропология – одно
из влиятельных направлений общественной мысли ХХ века. Ее появление как
специального учения о человеке явилось своеобразным итогом наращивания философского знания о человеке.
Слайд 3Вопрос «Что есть человек?» изначально является фундаментальным вопросом философии
Термин «антропология»
появился очень поздно. Если зарождение дисциплины можно обнаружить в немецкой
философии ХУ1 века, то своего рода «прорыв» происходит в конце ХУШ в. – с кантовской лекции «Антропология в прагматическом отношении». Антропология представляет собой вид жизненной философии, которая пытается понять всего человека как целостность в его жизненной действительности.
Такие философы как Шульце, Фрис, Фихте, Фейербах, Дильтей понимали под антропологией знание о специфической сущности человека, а также об особенностях его физической, психической, моральной, духовной жизни.
Слайд 4Актуальность проблемы человека
Определяется рядом причин
Человек – самый необходимый для себя
объект изучения, но и самый трудный
Задачу изучения поставил еще Сократ:
«Познай самого себя»
Человек менее всего изучен и менее всего понят самим собой. Жизнь человека – вереница событий, которые обуславливают друг друга и вытекают друг из друга. Внешние явления связаны с внутренними.
Вопрос о движущих силах антропогенеза – один из самих сложных
Слайд 5Человек – предельная единица, на которую стянута вся философская проблематика
Любой
философский труд своим предметом делает человека. Это некий стержень, вокруг
которого строятся все размышления.
Загадка человека – самая сложная и волнующая. Это сформулировал Кант в своих знаменитых вопросах: «Что я могу», «Что я должен делать», «На что я могу надеяться» и итоговый вопрос «Что такое человек», на который никто не знает ответа
Слайд 6Человек – удивительное создание,
Принадлежит двум мирам – ноуменальному (умопостигаемому) и
феноменальному (чувственному).
Он противоречив; желание свободы и страх свободы, стремление
к покою и движение, страдание и скука, замкнутость в себе и открытость.
Все философы отмечают двойственность человека
Слайд 7Определений человека очень много
Платон: двуногое существо, восприимчивое к знанию
Существо, обладающее
мышлением, даром речи и создающее орудия
Существо рода homo sapiens, семейства
гоминид, отряда приматов
Розанов: существо неблагодарное
Буддизм: ненасытное существо
Человек – символическое животное
Слайд 8Подлинная сущность человека – в свободе выбора.
Человек создает себя
сам
Антропология затрагивает ключевые темы: происхождение человека, его противоречия, суть человека,
его развитие и потребности, межличностные отношения, любовь, ненависть, конфликты, одиночество.
Человек – многомерное существо
Слайд 9Антропология состоит из 4 секторов
Биологическая антропология – изучает происхождение человека,
его расы фенотип, генотип, биохарактеристики
Культурная антропология изучает традиции, обычаи, ценности.
Ученые Дж.Фрезер, К. Леви-Стросс
Социально-историческая антропология изучает ментальность, эпохи, особенности мышления
Философская антропология рассматривает специфику бытия, предельные отношения, позиции человека, судьбу, существование, вопросы жизни и смерти, одиночество.
Слайд 10Главные задачи антропологии
Генезис человека
Сущность человека, двойственность, принадлежность к двум мирам
(духовное и материальное, конечность, бесконечность)
Объясняет взаимоотношения человека и мира, человека
– Бога, человека и человека, смысл жизни, универсальность, система ценностей
Внутренний мир человека, механизмы деятельности, отношения Я-другой
Слайд 11В антропологии несколько подходов
1. Объективный подход – родовой, отличия человека
от других существ
2. Экзистенциальный подход – изучение уникальности, индивидуальное существование,
пограничные ситуации
Субъективный подход – чувства, эмоции, желания, страхи, стремления
Слайд 12Антропология развивается на стыке многих наук
Политология, социология, биология, психология, филология,
медицина, генетика, информатика и др. гуманитарные дисциплины
Пока человек не сделал
ничего из себя, он не мог ничего сделать и во вне (в природе)
Самый сложный вопрос – о начале жизни человека
Слайд 13Орудийная (трудовая) гипотеза антропосоциогенеза
Теорию сформулировал Ф.Энгельс в обсуждении с К.Марксом,
поэтому она называется марксистской теорией возникновения человека.
Трудовая теория специфику человеческой
деятельности усматривает в создании орудий труда. Такая деятельность становится предпосылкой возникновения сознания и речи. Мышление, знание, обычаи – все проявляется в процессе коллективной трудовой деятельности и совершенствования орудий труда.
Слайд 14Маркс сформулировал понятие труда
Труд – предметно-практическая деятельность
Труд – целесообразная деятельность
Труд
– деятельность, в которой происходит оценка созданного
В труде создаются и
укрепляются межличностные отношения и общественные связи
Слайд 15Энгельс написал работу «Диалектика природы»
Одна из глав называется «Роль труда
в процессе превращения обезьяны в человека».
По мнению классиков, сознание возникло
в процессе изготовления орудий труда из камня, кости и дерева
В трудовой деятельности возникает потребность общения и формирования речи
Слайд 16«Труд создал человека» – формула, которую вывел Ф.Энгельс
В процессе труда
появляется «вторая природа» – мир вещей, создание которых от возникновения
идеи до ее реализации принадлежит человеку.
«Вторая природа» оказывает встречное воздействие на человека, требуя от него новых умений, навыков, развивая новые потребности и новые формы деятельности
Слайд 17Развитие трудовой деятельности
Трудовая деятельность лежит в основе культуры, права,
государства, семьи
Становится основой для возникновения морали, искусства, религии
В процессе трудовой
деятельности люди ставят перед собой новые цели, возникают идеалы, вырабатываются ценности
Слайд 18Маркс выделял три вида деятельности
Практическая деятельность – создание и совершенствование
орудий труда, механизмов, приспособлений, улучшений жизненных условий, ведущих к комфорту,
обеспеченности жизни и питания
Теоретическая деятельность – создание идей, теорий, гипотез, представлений
Практически-духовная деятельность – религия, искусство
Слайд 19Человек начинает отличать себя от животных как только начинает производить
Производя
необходимые жизненные средства, люди косвенным образом производят и саму свою
материальную жизнь
Социальное не возможно без производства. Только там, где существует производство, может иметь место общество – социокультурное объединение людей
Эта целостность надбиологическая, базируется не на функциональных особенностях организма, а на социальных нормах.
Слайд 20Критика теории Маркса
Возникновение труда связано не с началом жизни человеческого
общества, а относится к уже к развитому его периоду
Гипотеза не
может объяснить причин, побудивших к созданию орудий труда
Не учитывается психология деятельности – установки, мотивация, интересы
Не учитываются условия и возможности труда
Созданию орудий труда должен предшествовать период значительного развития интеллекта
Должна быть деятельность, предшествующая труду, задающая его условия, т.е. предпосылки необходимости труда
Слайд 21Труд в марксистской теории
Рассматривается как процесс взаимодействия человека и
природы
Человек не только преобразует форму того, что дано природой, но
и ставит сознательную цель, определяющую способ и характер действий.
Но орудия труда не могут объяснить тайну человека, его морали и нравственности, дара слова и совести, секретов социальной и личной жизни
В лице человека живая материя стала одухотворенной, мыслящей. Это скачок в развитии Вселенной.
Слайд 22Антропогенез – синтез многих компонентов: мышление, речь, деятельность
Все компоненты тесно
связаны, как они порождают друг друга
В силу чего человек обретает
то, что не заложено в его биологической природе, в генах
Что толкает это существо на внеприродные пути развития
Слайд 23Человек – самое слабое и неприспособленное к природе существо
Любое животное
– специализировано в своей особой сфере и это существенно сужает
его возможности развития
Человек – неспециализированное существо и менее всего приспособленное к природе
Его ограниченность и слабость вытолкнули его на новый уровень эволюции, когда не первый план выходят не физические характеристики, а…
Слайд 24Представление об орудийности
Это представление о продолжении и усовершенствовании физических характеристик
Важно
принципиально нечто другое…
Пока человек не сделал нечто из себя самого,
он мало что мог сделать в окружающем мире
Слайд 26Психоанализ Зигмунда Фрейда
(1856-1939) представлял собой метод лечения психических заболеваний
и теорию, объясняющую роль бессознательных явлений и процессов в жизни
человека.
Основные труды: «Тотем и табу», «По ту сторону принципа удовольствия», «Сны и сновидения», «Я и Оно» и др.
Обнаружил огромную роль бессознательного в поведении человека;
Психика человека имеет сложную структуру, включающую сознание (Сверх-Я), подсознание (Я) и бессознательное (Оно).
Бессознательное – эта сфера инстинктов, где проявляются сексуальные влечения (либидо). Выделяет 3 комплекса: Эдипа, Электры, Нарцисса.
Вся культура есть результат сублимации.
Разработал учение об Эросе и Танатосе. Жизнь человека – постоянное взаимодействие Эроса и Танатоса.
Слайд 27Загадку антропосоциогенеза пытается решить З.Фрейд
Что предшествовало труду и чем человеческое
общество отличается от животного стада
Огромную роль в социализации З.Фрейд придавал
регулированию брачных отношений
Именно в сфере производства потомства совершилась радикальная революция, оказавшая влияние на формирование общества
Слайд 28Стадо животных и человеческая община
Стадо основывается на эндогамии – (брачные
связи близких родственников) при жестком соперничестве и конфликтах из-за обладания
гаремом самок
Первобытная община базируется на экзогамии (выбор брачных партнеров вне данного рода). При этом устанавливается мир внутри общины, определяются родственные отношения. Символом родства становится тотем, олицетворяющий первопредка и единство рода.
Слайд 29Тотем – священный символ единства и родства
Животное – тотем –
нельзя убивать, применять насилие
Тотем становится символом ничейности самок, на половые
связи с ними накладывается табу
Возникает понятие родства и поколений – материнства, братства, сыновности
Нравственно-социальные запреты конструируют первобытно-родовую общину
Слайд 30Тотем связан с табу -
Табу – запрет
Запрет двойной – запрет
убийства (каннибализма) и запрет кровосмешения (брак с близкими родственниками, инцест)
Это
черта, которая знаменует начало культуры, которая понимается как морально-нравственное начало всех человеческих норм
(а не только как орудийная деятельность)
Слайд 31Антропогенез З.Фрейд связывает с психическими процессами
Исток человечества и его культуры
лежит в психическом феномене совести.
Связано это с убийством и поеданием
первобытного отца, обладавшего гаремом самок.
Сыновья убили предка и женились на его женщинах.
Это наложило отпечаток на психику, породило раскаяние и требование наложить запрет на подобные действия.
Слайд 32Итак, табуирование каннибализма и инцеста
Оба эти запрета выражены в мифе
об Эдипе
Отсюда первобытный механизм поворота к социализации З.Фрейд назвал «Эдипов
комплекс»
«Эдипов комплекс» - совокупность процессов в психике мальчика, которые формируются в результате влечения к матери и враждебности к отцу
Слайд 33Фрейд давал представление о двойственности психики человека
С одной стороны, его
инстинкты, неосознаваемые психические процессы, имеющие иррациональный характер, то что идет
от древних, животных проявлений, подчинено принципу удовольствия
С другой стороны – та часть психики, которая накладывает запрет, осуществляет цензуру желаний и считается с реальностью, подстраивает действия под необходимость общества.
Слайд 34З.Фрейд дает структуру психического аппарата человека
Оно – безличная и наиболее
древняя часть инстинктивная часть психики, считается резервуаром психической энергии. Стремится
к немедленной разрядке.
Я – сознательная часть психики. Ее функции – воспринимать внешний мир и наилучшим образом приспосабливаться к нему. Это механизм регуляции, цензор разрешающий или запрещающий действия.
Сверх-я Олицетворяет императивы и запреты, диктуемые обществом
Слайд 35В области инстинктов
Наиболее сильным, по Фрейду, является половое влечение, сексуальная
энергия, как он назвал энергия «либидо». Она выражает природную, биологическую
сущность всего живого, стремящегося к размножению
Слайд 36Основная задача культуры – обуздание природных инстинктов
Культура и ее нормы
обеспечивают совместную бесконфликтную жизнь в обществе. Культура ограничивает, накладывает запрет
на антисоциальные действия.
Но бесконечно удерживать энергию в кипящем котле инстинктов невозможно, они вырываются, их необходимо направлять. Этому служит
Сублимация - (возвышение) – перевод энергии либидо в разрешенные обществом сферы деятельности
Слайд 37Либидо может
Быть вытесненным обратно в сферу бессознательного
Реализоваться в действии
Переключаться в
различные сферы деятельности – искусство, политика.
Отсюда главный вывод: вся культура
создана принуждением, подавлением биологических инстинктов, трансформированных в деятельность
Слайд 41Фрейд признавал
Существование двух типов инстинктов:
Инстинкт жизни (Эрос)
Инстинкт смерти (Тонатос)
Слайд 43С точки зрения психоанализа
В процессе развития культуры человек все более
закрепощается социальными нормами
Отсюда все больше несвободы и психозов в человеческом
обществе
Слайд 44Теория символического объяснения антропогенеза Э.Кассирера
Человек возникает тогда, когда пытается объяснить,
открыть смыслы
Человек – символическое животное, посредством символизации осознает мир.
Ослабление природных
инстинктов, утрата связи со средой обитания привели к необходимости развития интеллекта
Человек переходит с генетических основ существования на ориентацию и обобщение опыта других
Знания передаются не генетически, как у животных, а на основе общественных данных
Слайд 46Человек выходит за рамки видовой программы, чего нет у животных
Произошла
переориентация с биологических форм регуляции на надприродные факторы
Такими факторами стали
символы
Символ – обобщение жизненных представлений широкого смыслового поля. В одном понятии спрессовано многообразие явлений действительности.
Слайд 47Человек создает и живет в мире символов
Символы – средства познания
мира и упорядочивания представлений.
Символы и знаки обладают смыслом в том
случае, если за ними стоят знания и они понятны всем.
Символ выступает как априорная форма, конституирующая действительность.
С этой точки зрения культура – иерархия символических форм
Слайд 48Символ выражает идеальное содержание, указывает на что-либо
Отсюда, символизация – форма
самопознания человеческого духа.
Результаты познания воплощаются в символических формах.
Символ дает возможность
собрать, осмыслить и передать информацию.
Задача символизации – превращение индивидуального опыта во всеобщий.
С другой стороны – символ – алгоритм, закон, организующий личность.
Слайд 49По Кассиреру, овладение символами – это приобщение к культуре
Культура, созданная
человеком, познается через приобщение к символам.
С философской точки зрения, именно
символические формы, создающие культуру, являются средствами развития социального бытия и развития человека.
Символическое – это сеть человеческого опыта, развитие ее – это увеличение степеней свободы самого человека
Слайд 50Символическая деятельность-
Ритуал – социально значимое действие, форма упорядоченного санкционированного поведения,
имеющая определенный смысл в обществе.
Суть ритуала – в энергии символического
объединения людей.
Общественные связи строятся на символических действиях
Слайд 51Символическое действие -
Ритуал совместного принятия пищи – важнейший из цивилизирующих
ритуалов.
Для утоления голода нет необходимости вместе садиться за стол, передавать
лучшие куски другому, брать пищу вилкой, не чавкать, не сморкаться и т.д.
Такой способ принятия пищи становится «матрицей» добрых отношений в обществе, его энергия долго не угасает, если необходимо, ритуал повторяют вновь.
Слайд 52Символом являются имена
Имя – есть функция, которая становится основой все
жизни человека (назвался груздем – полезай в кузов)
Имена – это
действия, которые должен выполнять человек в обществе:
Василий – царственный
Дмитрий – хлебопашец
Татьяна - устроительница
Слайд 53Сфера ритуальной (символической) деятельности
Является «плавильным тиглем», в котором переплавляются, становятся
пластичными, текучими природные силы и способности человека
Слайд 54Выводы по теме:
1. Из биологической эволюции не вытекает неизбежность возвышения
человека над миром животных
2. Все теории предполагают решающую роль социума
в формировании человека
3. Не изменение частностей ведет к изменению свойств целого, а изменение организации системы ведет к появлению новых свойств.