Слайд 3Строение уха:
Наружное ухо (ушная раковина, наружный слуховой проход, барабанная перепонка);
Среднее
ухо (евстахиева труба, слуховые косточки: молоточек, наковальня, стремечко);
костная передача звука;
Внутреннее ухо (преддверие, улитка, полукружные каналы…).
Слайд 4Механизмы ощущения высоты тона и громкости:
Теория места (> 3000 Гц):
- частота звука вызывает смещение строго
определённых мест базилярной мембраны улитки;
- интенсивность звука влияет на амплитуду колебания базилярной мембраны.
Временна́я теория (< 50 Гц):
- частота звука влияет на частоту прохождения нервных импульсов по слуховому нерву;
- интенсивность звука зависит от числа нервных волокон, объединяющихся в пучки для передачи импульса.
Слайд 5Слуховое восприятие пространства
Монауральные признаки:
поворот головы к/от источника звука;
специфическое отражение звука
ушной раковиной (над-под);
громкость↑ свидетельствует о близости↑ объекта;
различная громкость двух источников
может свидетельствовать о разном расстоянии до объектов;
изменение громкости свидетельствует об изменении расстояния до объекта.
Эффект Доплера: увеличение частоты звука до появления источника звука перед наблюдателем, уменьшение частоты звука после появления источника звука.
Слайд 6Слуховое восприятие пространства
Бинауральные признаки:
различие во времени (составляет около 0,0001 с
= 0,1 мс);
различие в интенсивности (не ощущается при < 1000
Гц);
расхождение по фазе (компрессии/разряжению) для низкочастотных звуков (лучше ощущается при < 1000 Гц);
Трудная задача: локализация звука при равноудалённости от ушей.
Эффект предшествования (возникает при эхо < 35 мс).
Слайд 7Восприятие музыки
Музыка – последовательность взаимосвязанных тонов, образующих когерентный паттерн –
мелодию.
Октава – это отношение двух звуковых частот, равное 2:1.
Абсолютный
слух – способность различать, идентифицировать и воспроизводить музыкальные тоны в отсутствие музыкального первоисточника.
Амузия – неспособность распознавать мелодии.
Слайд 8Восприятие мелодии
Факторы, позволяющие определить целое из последовательности тонов:
близость (в том
числе ритмическая);
сходство по высоте;
«общая судьба»;
замкнутость;
«фигура-фон».
Константность восприятия мелодий.
Слайд 9Классификация ощущений по модальностям (Гусев А.Н.):
- зрительные;
- (кинестетические);
- слуховые; - (органические);
- вкусовые; - (вибрационные);
- обонятельные; - вестибулярные.
- тактильные;
- болевые;
- температурные;
- проприоцептивные;
Слайд 10Общий анализ сенсорных систем
1. Локализация (где и как расположены рецепторы).
2.
Характер физической стимуляции (н-р: свет, звук, давление).
3. Сенсорные качества (н-р:
интенсивность – яркость, длина волны – цвет; амплитуда звука – громкость, частота звука – высота тона).
4. Функциональное назначение.
[5. Связь с другими сенсорными системами.]
[6. Адаптация.]
Слайд 11Вестибулярные ощущения
1. Локализация:
1) преддверие (сферический и эллиптический мешочки) внутреннего
уха;
/внутри мешочков имеются волосковые клетки, которые отклоняются под давлением
отолитов (кристаллов карбоната кальция)/
2) полукружные каналы внутреннего уха (находятся в разных плоскостях, что даёт возможность отслеживать любые изменения в трехмерном пространстве).
/в ампуле полукружного канала отклоняется купол/
Слайд 12Вестибулярные ощущения
2. Характер физической стимуляции:
Для мешочков: гравитация, прямолинейное движение.
Причём сферический
мешочек чувствителен к вертикальной траектории, а эллиптический – к горизонтальной.
Для
полукружных каналов: направление и интенсивность вращательного движения (ускорение вращения).
Слайд 13Вестибулярные ощущения
3. Сенсорные качества:
скорость и направление движения в случае изменения
параметров.
Не приспособлены для распознания движения с постоянной скоростью.
Слайд 14Вестибулярные ощущения
4. Функциональное назначение:
ориентация в пространстве.
Слайд 15Вестибулярные ощущения
5. Связь с другими сенсорными системами:
со зрительной: зрение имеет
большу́ю роль в пространственной ориентации. Примеры: самодвижение, постуральное влияние «раскачивающейся
комнаты», поддержания позы при закрытых глазах. Физиологическая связь: вестибуло-окулярные движения глаз, вестибулярный нистагм, локомоционная болезнь.
со слуховой: анатомическая (пример: некоторые формы глухоты).
с тактильной: компенсация зрительного влияния при поддержании позы.
Слайд 16Вестибулярные ощущения
6. Адаптация:
Адаптация к вращательным движениям может возникать достаточно быстро,
но в то же время – на короткий срок.
Вестибулярная
габитуация – возникает медленно, но на длительный срок. Пример: космонавты, фигуристы, моряки.