Слайд 1Заучивание стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста
Слайд 2Особенности детей старшего дошкольного возраста
В данном возрасте у старших дошкольников
наблюдается кризис восприятия поэтических произведений, поэтому педагогу необходимо подбирать произведения
соответствующие их эмоциональному состоянию, чтобы воспитать у них любовь к литературе как к виду искусства (О. В. Акуловой)
Для детей данного возраста характерно критическое, оценочное отношение к речи окружающих. ( по программе «Детство»)
Слайд 3Задачи, которые должен преследовать воспитатель на занятиях по заучиванию стихотворений
1.Вызвать интерес к стихотворению и желание знать его.
2.Помочь понять содержание
в целом и отдельных трудных мест и слов.
3.Обеспечить запоминание.
4. Научить выразительно читать перед слушателями.
5. Воспитывать любовь к поэзии.
Слайд 4Произведения, которые рекомендуются для заучивания детьми старшего дошкольного возраста
О дружбе
О
природе
О социальных отношениях
Слайд 5Структура занятия по заучивания стихотворений
Мотивация
Подготовка к восприятию произведения
Чтение
Беседа
Установка на запоминание
Повторное
чтение
Рассказывание детьми, анализ
Слайд 6Давайте вспомним и назовём методические требования к заучиванию стихов
- Не
рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл
стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение, теряется выразительность, появляется ненужная тягучесть, искажение окончаний слов.
- Наступает быстрое утомление от шума.
-Стихотворение заучивается целиком. Для запоминания рекомендуются короткие стихи. Это обеспечивает осмысленность чтения и тренировку памяти.
-Не следует требовать полного запоминания стихотворения на данном занятии. Для этого нужно 8-10 повторений, которые следует распределять в течение всего дня.
- В процессе заучивания стихов следует учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности, вкусы.
-Необходимо создавать атмосферу поэзии, стихотворения должны звучать на прогулке, на природе, во время игр. Важно давать стихи для заучивания не от случая к случаю, а систематически в течение года.
Слайд 7Методы заучивания:
- Визуальный (использовать различные наглядные пособия: картины)
- Двигательный (используя
жесты и мимику)
- Слуховой( средства интонационной выразительности)
Слайд 8Приемы, которые способствуют хорошему заучиванию и запоминанию стихотворения:
- вопросы по
тексту для уточнения идеи произведения, его художественных особенностей;
- эмоциональное чтение
текста педагогом;
- чтение по ролям стихов, написанных в диалогической форме;
- хоровая декламация отдельных строчек;
- использование иллюстративного материала.
-драматизация с игрушками, если стихи дают возможность использовать игрушку.
Слайд 9Лучшему заучиванию стихотворений способствует:
1. Объяснить детям само значение слова
«помни, запомни», т.е. «повтори за мной».
2. Само художественное произведение
должно нравиться детям.
3. Дети могут выполнять просьбу педагога из любви к самому педагогу, стремления порадовать его, заслужить похвалу.
4. Педагог должен уметь убедить каждого ребенка, особенно в этом нуждаются робкие, застенчивые, что он запомнит то, что предложит педагог.
5. Чувство соревнования или сделать сюрприз.6. Атмосфера поэзии в группе и дома.
6. Научить детей видеть образы художественного произведения в воображении.
7. Для запоминания текста, по данным психолога, ребенку нужно повторить 8-10 раз не на одном занятии, и 2-3 раза припомнить.
Слайд 10Н.С. Ашукин «Весна»
Стаял снег. Весна пришла.
Стужа зимняя забылась.
Верба бела зацвела,
А
теперь вот распушилась.
И последняя капель
За окошком отзвенела,
В небе ласковый апрель,
Где-то
пчелка загудела.
- Ты лети, пчела, лети
Над цветами полевыми
Холодам запри пути
Ты ключами золотыми.
Лето красно отопри,
Чтоб хлеба заколосились,
Чтобы в поле до зари
Звонки песни разносились!