Слайд 1Зав.кафедрой транспортных систем СПбГАСУ
Александр Иванович Солодкий
Автоматизированные системы управления наземным
городским пассажирским транспортом
Слайд 2АСУ НГПТ
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ
ПОЛНОЦЕННОЕ И КАЧЕСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМИ УСЛУГАМИ ПРИ
БЕЗОПАСНОЙ И ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЕ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА НА ЛИНИИ И МИНИМИЗАЦИИ
ФИНАНСОВЫХ ЗАТРАТ
Слайд 3АСУ НГПТ
ЗАДАЧИ
повышение точности и регулярности движения наземного пассажирского транспорта;
повышение
оперативности управления транспортными средствами в обычной обстановке и в критических
ситуациях;
обеспечение автоматизированного сбора и обработки информации о состоянии процессов перевозок, о местоположении и движении транспортных средств;
обеспечение согласованной работы транспортных средств города и области на конечных пунктах посадки-высадки пассажиров;
сокращение трудовых затрат на осуществление управления пассажирским транспортом.
Слайд 4АСУ НГПТ
Для достижения поставленной цели АСУ-НГПТ решает следующие задачи:
создание единой
распределенной информационно - телекоммуникационной среды, объединяющей органы управления и предприятия
- перевозчики и обеспечивающей информационный обмен между ними;
формирование программно-технической и информационно-аналитической среды, обеспечивающей единую технологию обработки информации и удовлетворение потребностей в информации специалистов и руководителей транспортного комплекса города;
введение системы электронного документооборота позволяющей повысить оперативность принятия решений, обеспечить быстрый доступ к требуемым документам;
организация системы обмена данными между предприятиями- перевозчиками, административными органами управления города и другими службами города, информационный обмен с которыми необходим;
обеспечение безопасности и целостности данных по планированию, регулированию и учету работы пассажирского городского наземного транспорта;
Слайд 5АСУ НГПТ
Для достижения поставленной цели АСУ-НГПТ решает следующие задачи:
интеграция создаваемых
автоматизированных систем для обеспечения управления движением с существующими и проектируемыми
информационными системами и информационными ресурсами предприятий - перевозчиков, административных органов управления в рамках создаваемой интеллектуальной транспортной системы (ИТС) города;
объединение в единую систему управления существующих и планируемых к внедрению локальных систем автоматизации технологических процессов на городском пассажирском транспорте;
создание единой автоматизированной на базе технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS системы оперативного диспетчерского управления наземным пассажирским транспортом, позволяющей обеспечить:
автоматизацию процессов формирования городского заказа на пассажирские перевозки и контроля за его выполнением;
автоматизацию процессов оперативного диспетчерского управления движением наземного городского пассажирского транспорта;
автоматизированный сбор и обработка информации о состоянии процессов перевозок, о местоположении и движении транспортных средств;
Слайд 6АСУ НГПТ
Для достижения поставленной цели АСУ-НГПТ решает следующие задачи:
согласование работы
транспортных средств города и области на конечных пунктах посадки-высадки пассажиров;
создание
единой автоматизированной навигационной системы обеспечения безопасности перевозки пассажиров наземным городским пассажирским транспортом и повышения антитеррористической защищенности транспортных средств, позволяющей:
автоматизация регистрации видео-, аудио- и других данных о событиях в салонах транспортных средств с возможностями получения этих данных по запросу в режиме реального времени и воспроизведения записей в диспетчерских центрах и в оперативных службах;
обеспечение связью и обменом данных между транспортными средствами и диспетчерскими центрами в чрезвычайных и нештатных ситуациях;
обеспечение связью и передачей данных между транспортным средством и Общегородским диспетчерским центром в чрезвычайных ситуациях в режиме реального времени;
Слайд 7АСУ НГПТ
Для достижения поставленной цели АСУ-НГПТ решает следующие задачи:
контроль дорожной
обстановки по маршруту следования ТС;
создание единой автоматизированной системы информирования пассажиров
наземного городского пассажирского транспорта, позволяющей:
информировать пассажиров о схеме маршрутной сети, о расписаниях движения общественного транспорта на маршрутах регулярного сообщения, об изменениях в работе транспорта – в сети Интернет, на сотовых телефонах;
информировать пассажиров о фактическом движении транспортных средств на маршрутах и о времени прибытия на остановочные пункты - с помощью электронных остановочных табло, инфоматов, сотовых телефонов;
предоставлять возможности прокладки оптимального маршрута поездки с учетом мест заторов транспорта («пробок»), пересадок с использованием различных видов общественного пассажирского транспорта;
оперативно информировать пассажиров о возникновении нештатных и чрезвычайных ситуаций в транспортно-дорожном движении на маршрутах, а также о рекомендуемых действиях при их возникновении;
Слайд 8АСУ НГПТ
Внедрение в полном объеме комплекса программно-аппаратных средств АСУ-НГПТ должно
обеспечить:
постоянный контроль за работой на линии и прозрачность работы транспортного
оператора, выполняющего городской заказ на перевозки пассажиров;
повышение эффективности и оперативности работы диспетчерских служб за счет автоматизации ручных процедур и использования современных телекоммуникационных технологий;
повышение точности и регулярности движения наземного пассажирского транспорта;
значительное расширение возможностей информирования населения о фактическом прибытии транспорта с помощью информационных табло на остановках, мобильных сотовых телефонов, уличных информационных киосков, в сети Интернет;
снижение затрат на содержание диспетчеров конечных станций;
повышение безопасности пассажиров, водителей и транспортного средства во время поездки;
сокращения времени реагирования на возникающие нештатные ситуации и обеспечения информационного взаимодействия с оперативными службами города;
осуществление интеграции всех программных комплексов, связанных с работой общественного транспорта, на единой информационной платформе.
Слайд 9АСУ НГПТ
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ:
текущее планирование перевозок:
формирование нарядов на выпуск транспортных средств
(ТС) на линию;
формирование оперативных сменно-суточных планов;
учет и контроль выпуска и
возврата подвижного состава транспортных предприятий:
регистрация выезда/заезда ПЕ в/из парка;
формирование сообщений обо всех нарушениях на выпуске;
ввод корректирующей информации по фактическим данным о выпуске подвижного состава на линию в режиме реального времени;
формирование оперативных справок о состоянии процессов выпуска и возврата);
учет и контроль исполненного движения подвижного состава на маршрутах:
определение местоположения ПЕ;
регистрация прохождения ПЕ контрольных пунктов;
Слайд 10АСУ НГПТ
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ:
установление отклонений ПЕ от трассы маршрута и от
расписания движения;
регистрация сходов, простоев, возвратов, формирование сообщений и подготовка оперативных
справок обо всех нарушениях при движении по маршруту;
отображение движения транспортных средств на маршрутной сети на электронной карте или схеме;
оперативное диспетчерское планирование и регулирование движения подвижного состава на маршрутах:
оперативное устранение возникающих отклонений от утвержденных расписаний и графиков движения;
оперативное перераспределение подвижного состава по количеству и направлениям в случае возникновения помех запланированному движению;
формирование оперативных расписаний и раздвижка/сдвижка интервалов движения;
Слайд 11АСУ НГПТ
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ:
ликвидация последствий аварийных и экстремальных ситуаций на городском
транспорте, в том числе решение вопросов, связанных с безопасностью движения,
безопасностью пассажиров и водителей);
формирование отчетных данных и анализ исполненного движения с передачей данных об исполненном движении и выявленных нарушениях в АСУ-предприятия (ERP), в ОГДЦ в согласованных форматах:
создание и ведение архивов с данными об исполненном движении,
ведение архивов переговоров в эфире,
формирование и выдача на экран или печать результатов исполненного движения ПЕ на линии и эффективности маршрутов в различных разрезах;
формирование отчетов о сорванных рейсах с указанием причин, в том числе по причине транспортной ситуации;
статистический анализ выявленных задержек и срывов движения на участках маршрутной сети по причине транспортной ситуации;
формирование статистических о фактических скоростях пассажирских транспортных средств, формирование оценок параметров транспортных потоков на участках маршрутной сети.
Слайд 12АСУ НГПТ
Единая автоматизированная система информирования пассажиров наземного городского пассажирского транспорта
позволяет:
информировать пассажиров о схеме маршрутной сети, о расписаниях движения общественного
транспорта на маршрутах регулярного сообщения, об изменениях в работе транспорта в сети Интернет, включая мобильные устройства связи (сотовые телефоны, смартфоны, коммуникаторы, планшеты и т.п.);
информировать пассажиров о фактическом движении транспортных средств на маршрутах и о времени прибытия на остановочные пункты – с помощью электронных остановочных табло, сотовых телефонов;
предоставлять возможности прокладывания оптимального маршрута поездки с учетом мест заторов транспорта («пробок»), пересадок с использованием различных типов общественного пассажирского транспорта;
оперативно информировать пассажиров о возникновении нештатных и чрезвычайных ситуаций в транспортно-дорожном движении на маршрутах, а также о рекомендуемых действиях при их возникновении.
Слайд 13АСУ НГПТ
Единая автоматизированная система информирования пассажиров наземного городского пассажирского транспорта
применяется для:
информирования пассажиров, находящихся на остановочных пунктах, о времени прибытия
(отправления) транспортных средств с помощью электронных табло;
информирования населения в сети Интернет:
о схеме маршрутной сети,
о расписаниях движения общественного транспорта на маршрутах регулярного сообщения,
об изменениях в работе общественного транспорта,
о предприятиях-перевозчиках (парках и депо);
предоставление в сети Интернет возможности прокладывания и выбора оптимального маршрута поездки:
с учетом мест заторов на маршрутной сети («пробок»),
с учетом пересадок,
с использованием различных типов общественного пассажирского транспорта;
оперативного информирования пассажиров о возникновении нештатных и чрезвычайных ситуаций в транспортно-дорожном движении на маршрутах, а также о рекомендуемых действиях при их возникновении.
Слайд 14АСУ НГПТ
Автоматизированная система информирования пассажиров состоит из следующих функциональных подсистем:
Ядро
подсистемы;
Центр контроля и управления;
Подсистема информирования на остановочных пунктах;
Подсистема информирования на
транспортном средстве;
Подсистема мобильного информирования – с использованием мобильных устройств связи (сотовых телефонов, смартфонов, коммуникаторов и т.п.);
Подсистема интернет-информирования;
Подсистема информирования на информационных терминалах (информационные киоски, платежные терминалы и т.п.).
Слайд 15АСУ НГПТ
Задачи по обеспечению безопасности пассажирских перевозок:
видеонаблюдение и аудиоконтроль на
борту транспортных средств (ТС) с непрерывной записью видео- и аудиоинформации
на борту ТС;
выборочное считывание и последующее хранение видео- и аудиоинформации, записанной на борту ТС, в архивном хранилище транспортного предприятия;
просмотр, прослушивание и предоставление архивной видео- и аудиоинформации по заявкам на данные;
гарантированное получение тревожных сообщений с борта ТС;
получение видео- и аудиоинформации с борта ТС в режиме времени, близком к реальному, для ее просмотра и прослушивания, а также сохранения в оперативном хранилище;
связывание видео- и аудиоинформации с навигационными данными, а также со справочной информацией по транспортному средству (маршрут, гаражный номер);
учет оборудования подсистемы безопасности НГПТ и контроль работы бортового оборудования подсистемы на борту ТС;
защита данных подсистемы безопасности НГПТ от несанкционированного доступа (НСД).
Слайд 16АСУ НГПТ
Задачи управления и диспетчерского контроля движения:
общее оперативное управление (диспетчирование)
перевозок;
текущий мониторинг дорожных условий и условий движения наземного городского пассажирского
транспорта;
анализ текущей транспортной ситуации и прогноз ее развития;
выполнение контрольно-надзорных функций за перевозками в пределах своей компетенции;
организация выполнения мероприятий по снижению общего ущерба при возникновении непредвиденных ситуаций в транспортной системе наземного городского пассажирского транспорта (аварийность, экологический ущерб и прямые потери времени при задержках перевозок).
Слайд 17АСУ НГПТ
Информационное обеспечение функционирования ОГДЦ
Слайд 18АСУ НГПТ
Перечень первичных входных данных
Данные о плановых расписаниях движения пассажирского
транспорта (плановый наряд) на следующие сутки.
Данные о фактических расписаниях движения
пассажирского транспорта (оперативные изменения к плановому наряду на текущие сутки):
недовыпуск ТС,
снятие и постановка ТС с/на линию,
замена ТС,
корректировка расписаний и дополнительных выходов с информацией об оперативно созданном расписании на дополнительных выходах,
укорачивание/продление рейсов.
Телематические данные о местоположении и скорости ТС на маршрутах.
Прогноз времени прибытия ТС на остановочные пункты.
Оперативные данные о возникновении нештатных ситуаций при работе ТС на маршрутах.
Оперативные данные о возникновении чрезвычайных ситуаций из информационных систем силовых ведомств (МВД, МЧС и т.д.), переданные в АСУ-Навигация
Данные о плановых расписаниях движения маршрутного НГПТ
Маршрутная сеть НГПТ с указанием и идентификацией остановочных пунктов
Слайд 19АСУ НГПТ
Задачи контроля и анализа перевозок:
Оперативный анализ исполнения планового движения
на маршрутах.
Ежедневное обновление информации о состоянии всех маршрутов, включая возможную
информацию по снятию движения, ремонтам дорог, объездам, перекрытиям и так далее.
Получение оперативных справок о ходе перевозочного процесса (выполнение расписания, графика работы, маршрута движения) автотранспортных предприятий.
Получение отчетных данных о выполнении транспортной работы предприятиями.
Слайд 20АСУ НГПТ
Основные автоматизированные технологические процессы для уровня предприятий перевозчиков:
контроль
выпуска и возврата подвижного состава транспортных предприятий:
регистрация выезда/заезда ПЕ в/из
парка;
формирование сообщений обо всех нарушениях на выпуске;
ввод корректирующей информации по фактическим данным о выпуске подвижного состава на линию в режиме реального времени;
формирование оперативных справок о состоянии процессов выпуска и возврата);
контроль исполненного движения подвижного состава на маршрутах:
определение местоположения ПЕ;
регистрация прохождения ПЕ контрольных пунктов;
установление отклонений ПЕ от трассы маршрута и от расписания движения;
регистрация сходов, простоев, возвратов, формирование сообщений и подготовка оперативных справок обо всех нарушениях при движении по маршруту;
Слайд 21АСУ НГПТ
Основные автоматизированные технологические процессы для уровня предприятий перевозчиков:
отображение
движения транспортных средств на маршрутной сети на электронной карте или
схеме;
оперативное диспетчерское планирование и регулирование движения подвижного состава на маршрутах:
оперативное устранение возникающих отклонений от утвержденных расписаний и графиков движения;
оперативное перераспределение подвижного состава по количеству и направлениям в случае возникновения помех запланированному движению;
формирование оперативных расписаний и раздвижка/сдвижка интервалов движения;
ликвидация последствий аварийных и экстремальных ситуаций на городском транспорте, в том числе решение вопросов, связанных с безопасностью движения, безопасностью пассажиров и водителей);
Слайд 22АСУ НГПТ
Автоматизированная система информирования пассажиров (АСИП) обеспечивает решение следующих задач:
Сбор
из внешних источников и хранение следующих данных:
Обработку полученных данных, формирование
и хранение в БД информационного контента о работе наземного городского пассажирского транспорта;
Прогнозирование (расчет) времени прибытия ТС на остановочные пункты с учетом пробок;
Подготовку, формирование, рассылку и доставку информационных наборов данных во все типы электронных средств предоставления информации, контролируемых подсистемой информирования;
Дистанционное управление электронными средствами предоставления информации;
Удалённую диагностику электронных средств предоставления информации;
Доставку в электронные средства предоставления информации новых версий ПО для обновления ПО (при наличии в устройствах технической возможности удаленного обновления ПО);
Подготовку, формирование и предоставление информационных наборов для информирования через сотовые телефоны и в сети Интернет;
Формирование отчетности о работе средств предоставления информации.
Слайд 23АСУ НГПТ
При внедрении подсистемы диспетчерского управления (ПДУ) обеспечивается эффективное информационное
взаимодействие подсистемы со всеми предприятиями, службами, административными органами, имеющими отношение
к транспортному комплексу:
- с базовыми автоматизированными комплексами (системами и задачами) предприятий-перевозчиков.
базовыми информационными системами городского пассажирского транспортного комплекса (АСКП, АСМ-ПП, ГИС, РМТ, БД паспортов маршрутов) состыкована по информационным интерфейсам со смежными городскими системами, в том числе: со структурами и компонентами Метасистемы «Мегаполиса», с городскими информационными порталами, с системами обеспечения безопасности города, навигации и телематики, информационно-коммуникационной инфраструктуры и др.
предусмотрено взаимодействие АСДУ-НГПТ в части диспетчерского контроля и управления с системами контроля и управления транспортными потоками (САК ТП, АСУ «Старт»).
Слайд 24АСУ НГПТ
Реализован двухсторонний информационный обмен в единой распределенной транспортной базе
данных (ТБД) на основе системного подхода: данные о любом объекте
вводятся и поддерживаются в ТБД только в одном месте – в месте первого возникновения таких данных. Например: трассы маршрутов и список остановок – в отделе паспортизации (ГИС), данные о количестве перевозимых пассажиров – в отделе обследования пассажиропотоков (АСМ-ПП), данные о фактически выполненной транспортной работе – в ЗДЦ и т.д.
Слайд 25АСУ НГПТ
Основными элементами комплекса являются:
Стационарные технические средства:
Средства вычислительной техники:
Средства
вычислительной техники для ПДУ АСДУ НГПТ;
Средства вычислительной техники и телематическое
оборудование мобильных диспетчерских центров (МДЦ);
Аппаратура передачи данных ЛВС ПДУ АСДУ НГПТ и корпоративной сети системы:
Технические средства коммутации и передачи данных ЛВС;
Технические средства для выхода в сеть Интернет;
Технические средства радиосвязи (GSM/GPRS; Wi-Fi; Wi-MAX);
Бортовые навигационно-связные терминалы, устанавливаемые на борту пассажирских транспортных средств.
Слайд 26АСУ НГПТ
Структура и состав комплекса технических средств:
стационарные средства вычислительной техники
подсистемы диспетчерского контроля и управления пассажирскими перевозками, включающие серверное оборудование
и рабочие станции АРМ специалистов и административного персонала;
рабочие станции АРМ диспетчеров, устанавливаемые в транспортных предприятиях, ТДО;
рабочие станции АРМ специалистов отдела оперативного контроля и ситуационного управления ОГДЦ;
бортовые комплекты телематического оборудования пассажирских транспортных средств, выполняющих перевозки пассажиров;
бортовые комплекты телематического оборудования мобильного диспетчерского центра (МДЦ),
каналы и средства связи сотовой связи и технические средства сопряжения с ними для обеспечения сети оперативно-диспетчерской связи;
каналы связи проводной корпоративной сети передачи данных и технические средства сопряжения с ними;
Слайд 27АСУ НГПТ
Основное оборудование подвижной единицы (транспортного средства)
Слайд 29Общая архитектура подсистемы информирования
Слайд 30АСУ НГПТ
Программное обеспечение ПДУ обеспечивает автоматизированное выполнение следующих функций:
Контроль безопасности
перевозок, основанный на видеонаблюдении в салонах автобусов, с возможностью информирования
специальных и аварийных служб при возникновении сбоев и чрезвычайных ситуаций;
Автоматизированное оперативное планирование транспортной работы ПТ;
Оперативное диспетчерское управление движением автомобильного пассажирского транспорта, в том числе при возникновении нештатных ситуаций в процессе перевозок, включая:
Мониторинг местоположения ТС;
Учет и контроль движения ТС на линии;
Автоматический оперативный анализ выполнения запланированной транспортной работы;
Проведение управляющих воздействий диспетчеров;
Организацию голосовой связи с водителями ТС;
Архивирование и хранение сведений о выполненной транспортной работе.
Слайд 32АСУ НГПТ
Функциональная схема диагностики установленного оборудования
Слайд 33АСУ НГПТ
Функциональная схема мониторинга и анализа пассажиропотоков
Слайд 34АСУ НГПТ
Схема создания и ведения базы расписаний
Слайд 35АСУ НГПТ
Функциональная схема мониторинга скоростей движения
Слайд 36СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!
Зав.кафедрой транспортных систем СПбГАСУ
Александр Иванович Солодкий
тел.: 8-921-746-16-71,
e-mail: asolodkiy@mail.ru