Слайд 1- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас новая тема: Способы передачи
чужой речи.
- Всё, что говорят другие, для нас является чужой
речью. Порой нам приходится пересказывать чужую речь. Способы передачи чужой речи вы уже изучали в школьной программе. Сегодня мы вспомним изученное и познакомимся с новыми способами.
- Запишите в тетрадях число и тему урока:
Тридцатое апреля
Способы передачи чужой речи. Прямая речь и её оформление
Слайд 3Чужая речь
может передаваться
с помощью :
Прямой речи
Косвенной
речи
Вводных слов
Диалог
5. Дополнения с предлогом О
Слайд 41.Учитель сказал : «Ребята, быстрое чтение – очень важный навык».
2.Учитель
сообщил нам, что быстрое чтение – очень важный навык.
3.По словам
учителя, быстрое чтение – очень важный навык.
4.Учитель сообщил нам о важности быстрого чтения.
Слайд 5Определите в предложениях способ передачи чужой речи.
Мне рассказали о прилёте
журавлей.
Учитель на уроке объяснил, что журавли прилетают в середине весны.
По
мнению ребят, самая голосистая птица – соловей.
4. «Птицы – помощники леса,» - прочитали мы в учебнике.
Слайд 6Прямая речь – это точная передача чужого высказывания
Предложения с прямой
речью состоят из двух частей : слов автора и собственно
чужой речи.
Косвенная речь – это передача чужого высказывания от лица говорящего.
Косвенная речь имеет форму сложноподчинённого предложения.
4) « П », - а.
2) А : « П! » 5) « П !» - а.
А : « П? » 6) « П ?» - а.
7) « П, - а, - п.»
8) « П, - а. - П.»
9) « П ? – а. – П.»
10) « П ! – а. – П.»
Оформление прямой речи на письме
Слайд 8Найдите предложения с прямой речью. Выпишите их, расставьте знаки препинания.
1.Что
с вами приключилось, малыши?
2.Стой,братцы,стой кричит Мартышка погодите.
3.В.Г.Белинский писал о том
что стих Пушкина благороден, изящно прост…
4.Учитель спросил ребят кто из них дежурит.
5.Сегодня спросил он начнётся олимпиада?
6.Лесничий сказал видел я на озере сегодня лебедей.
7.По мнению многих Байкал самое красивое озеро в мире.
8.Когда же мы виделись с тобой спросил Ваня.
Слайд 9- Ты когда-нибудь видел звероящера? - спросил режиссёр.
- Конечно. Он
живёт у нас на даче, - сказал Севка.
- А разве
звероящеры не вымерли? – честно удивился режиссёр.
- Все вымерли, а один остался.
- А почему он остался?
Потому что он попал в выгодные климатические условия, - вывернулся Севка.
( В.Токарева)
Слайд 10Какая пунктуационная схема соответствует предложению? (знаки не расставлены)
Так я ж
вам объявляю произнёс Иван Иванович что знать вас не хочу.
1)
«П!- а.- П!»
2) «П,- а,- п!»
3) «П»,- а,- «п!»
4) «П,- а,- п»!
Слайд 11Расставьте знаки препинания в предложениях
1). Простите меня пожалуйста заговорил Вадим
позвольте я вам помогу.
2) Мама сказал Митя давай я грядку
вскопаю я уже умею.
3) Похолодало Катерина Ивановна бодро сказал Тихон.
4) Я подумал тропинка куда-нибудь нас приведёт.
Слайд 12Составьте схемы следующих предложений c прямой речью.
Все чаще вспоминались слова:
«И может быть — на мой закат печальный блеснет любовь
улыбкою прощальной» (П.).
2) «Идите за мной», — сказала она, взяв меня за руку (Л.).
3) «Позвольте... — прошептал Эмиль трепетным голосом, — позвольте мне ехать с вами».
4) «Кондуктор! — крикнул сердитый голос. — Почему не даете билетов?» (Пауст.).
5) «Ну уж это положительно интересно, — трясясь от хохота, проговорил профессор, — что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!» (Булг.).
6) Он сказал: «Я это уже слышал!» — и попросил больше не повторяться.
Слайд 13Перепишите, расставляя знаки препинания и заменяя, где необходимо, строчные буквы
прописными. Границы прямой речи обозначены //...//.
А где мой товарищ// промолвил
Олег// скажите где конь мой ретивый (П.)
2) А что же вы понимаете в этом разрешите спросить// сказал он голосом показавшимся противным ему самому// что вы находите в этой мазне (Пауст.)
3) Да...// сказал он и резко повернулся ко мне// да... ну что ж посмотрим (Пауст.)
4) Вы знаете// перебил хозяин взволнованно// я из-за него сижу на полу Вот-с полюбуйтесь ну что он понимает в журналистике// хозяин ухватил Короткова за пуговицу// будьте добры скажите что он понимает (Булг.)
5) Господи господи// бурно зарыдал Коротков// опять он да что же это (Булг.)
Слайд 14Перепишите предложения с прямой речью, расставляя знаки препинания.
Замолчи строго сказал
Красильщиков.
2) Я хочу послезавтра пообедать с вами в «Праге»
сказала она Никогда там не была и вообще очень неопытна Воображаю что вы обо мне думаете А на самом деле вы моя первая любовь.
3) Вы со мной говорите уже на «вы» задыхаясь сказал я вы могли бы хоть при мне не говорить с ним на «ты» Почему спросила она подняв брови.
4) Наконец Соня говорила Ну спать и простясь с ними я шел к себе...
5) Когда я подбежал к ним он взглянув на меня успел весело крикнуть А доктор здравствуйте в то время как она побледнела до гробовой синевы...
6.) Как блестят глаза сказал он Тебе не холодно.