Слайд 1Жанровые разновидности текста в
СМК
Слайд 2Жанр - исторически определившийся тип отображения реальной действительности,
обладающий рядом
относительно устойчивых признаков.
способ отражения реальной действительности;
тематическое своеобразие;
функциональные особенности;
технические условия
создания журналистских произведений.
При помощи этих признаков все разнообразие журналистской продукции можно классифицировать по ряду формальных признаков.
Слайд 3
Заметка
Репортаж
Интервью
Информационная корреспонденция (пресс-релизы)
Информационный отчет
приглашение
Вопрос-ответ
Бекграундер
Комментарий
Корреспонденция
Статья
Аналитические отчеты, интервью, опрос
Беседа, резюме, мониторинг
Рецензия
Обозрение, Обзор
СМИ
Прогноз,Версия
Письмо, Исповедь
Рекомендация (совет)
Аналитический пресс-релиз
Слайд 4ОПЕРАТИВНО-НОВОСТНЫЕ ТЕКСТЫ
Ядро этих текстов – новость - сообщение, содержащее информацию,
ранее неизвестную аудитории.
Требования, предъявляемые к тексту:
оперативность;
релевантность – соответствие интересам аудитории
( коммуникатору и коммуниканту);
фактическая точность;
декодируемость – понятность сути сообщения для аудитории ;
очищенность сущностной информации от «шумов» (дополнительных сведений, деталей и подробностей, отвлекающих от смысла основной темы);
краткость информации.
Слайд 5ЗАМЕТКА и ПРЕСС-РЕЛИЗ –
ведущие оперативно-новостные тексты
Жанровое своеобразие выражается в
максимальной локализации пространственно-временных координат. Текст несет в себе классическое триединство: все факты в нем объединены одной темой, фиксируется одномоментное состояние процессов, происходящих в действительности, и точно обозначено место действия.
Заметка и Пресс-релиз обычно строятся
по принципу перевернутой пирамиды:
главный факт выносится в начало,
а второстепенные
ранжируются в материале
в зависимости от
их значимости.
Слайд 6ЗАМЕТКА
Основная мысль публикации может быть представлена в
лид. абзаце. Для привлечения внимания читателей данная часть
текста обычно выделяется шрифтом.
Важное значение имеет зачин, т.е. структура первого предложения. В нем следует:
во-первых, сообщить о самом главном,
а во-вторых, уже с первой фразы заинтересовать читателя.
В зачине можно обозначить проблему, привести мнение какого-либо официального лица, констатировать итоги того или иного события и т.д.
За зачином следуют подробности.
Слайд 7структура заметки состоит из
следующих элементтов:
Заголовок Например: Ущерб от пиратства составил
1миллиард долларов».
Лид абзац Ущерб от всех видов пиратства при нарушении прав интеллектуальной собственности в РФ составляет около 1 млрд. долл. Об этом сообщила на заседании Госдумы заместитель председателя комитета по культуре Е.Драпеко.
Зачин В зачине констатируется проблема, связанная с нарушением законодательства об охране авторского права и развитием монополизма в сфере создания и распространения аудио- и видеопродукции.
Подробности В качестве «говорящих» подробностей приводится сообщение Е.Драпеко о различных фактах пиратства, а также мнение депутатов о борьбе с данным явлением.
Слайд 8Пресс-релиз - основной жанр PR-текста. Состоит из предназначенной для прессы
актуальной оперативной информации о событии базисного субъекта PR.
Актуальная оперативная информация
о базисном субъекте PR:
новое событие, продукт, услуга;
управленческие изменения в организации (структурные изменения, связанные с банкротством, образованием новых филиалов, сменой руководства и т.п.);
публичные выступления в СМИ ведущих специалистов компании, ее руководства;
торжественные события в жизни базисного субъекта (например, юбилеи).
Слайд 9Пресс-релиз оформляется:
на бланке с логотипом организации (на фирменном бланке с
банковскими реквизитами нежелательно).
логотип и адрес организации (левый верхний угол).
имя и
координаты контактной персоны (в правом верхнем углу).
текст должен обязательно иметь указание на свою жанровую принадлежность: «пресс-релиз».
эмбарго — дату распространения текста (ставится конкретная дата или указывается: «для немедленного распространения»).
заголовок, который должен раскрыть тему.
лид-абзац содержит основную информацию, это ответы на вопросы «кто?», «что?», «когда?», «где?» и, возможно, «почему?», «для кого?»
текст строится по принципу «перевернутой пирамиды»: каждый последующий абзац содержит менее важную информацию.
Слайд 11По признаку оперативности информирования выделяют
2 типа пресс-релиза
Слайд 12
Пресс-релиз
Karisoku
Дата распространения:
Контактное лицо:
17 марта 2010 г. Петров Петр Петрович
телефон: (812) 100-00-00
17 марта в Санкт-Петербурге состоится открытие салона японской мебели
Сегодня, 17 марта 2010 года, состоится официальная церемония открытия первого в России салона японской мебели Karisoku.
Karisoku – одна из самых известных японских фабрик, выпускающая мебель только из натуральных и экологически чистых материалов.
Компания Karisoku была создана весной 1940 года в окрестностях японского города Нагойя. На сегодняшний день группа Karisoku включает уже 10 фабрик по всему миру, каждая из которых накопила уникальную технологию в производстве своей группы мебели.
Ассортимент Karisoku включает более 60 различных программ. В него входят спальни, гостиные, детские, прихожие, столовые и мягкая мебель. Такое невероятное множество моделей удовлетворит любое желание.
Karisoku придает огромное значение качеству выпускаемой продукции. Компания имеет право использовать знак «голубой ангел» для своей мебели. Этот знак является гарантией и обязательством того, что изделия этого предприятия способствуют защите экологии окружающей среды.
Квинтэссенцией философии Karisoku сегодня утверждение о том, что мебель должна быть функциональна, удовлетворять самые высокие эстетические требования, она должна быть «индивидуальна» для каждого помещения, качество ее должно быть безупречным.
Слайд 13Приглашение –
текст о мероприятии в деятельности базисного субъекта РR,
в котором адресату предлагается принять участие.
- оформляется на бланке
с логотипом.
- cверху указывается: «приглашение».
1-й абзац — это собственно приглашение: здесь дается информация о том кто, когда и на какое событие приглашает. Указывается также адрес, где мероприятие будет проводиться.
во 2-м абзаце дается краткая информация о самом субъекте РR и о событии, на которое приглашается адресат.
в 3-м абзаце дается список приглашенных гостей, VIP-персон.
программа, где указывается время каждой из ее составляющей, например: регистрация, пресс-конференция, кофе-брейк, окончание мероприятия.
завершается текст приглашения обязательной фразой с просьбой адресату сообщить о своем участии в мероприятии и контактными данными ответственных за связь с приглашенными лиц.
Целесообразно указать наиболее удобный проезд и место возможной парковки, что в целом должно показать уровень гостеприимства субъекта РR.
Слайд 14ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ТЕКСТЫ
При формировании интереса к новости
на первый план выступает не оперативное значение сообщаемой информации, а
ее истолкование.
В таких тестах превалируют(отчете, репортаже, интервью, бэкраундере, листе вопросов-ответов) повествовательно-описательные элементы.
Сообщаются детали и подробности события, происходящее комментируется и оценивается.
Слайд 15репортаж
Содержит в себе оперативные передачи информации
с ее анализом.
Стержнеобразующий жанровый
элемент – отражение события в том виде, в каком оно происходило на самом деле.
Время в репортаже дискретно(прерывисто), условно, ибо не соответствует по продолжительности реальному времени описываемого события, но оно всегда движется в одну сторону – от начала описания события к его завершению.
Основу повествования составляет последовательное описание события.
Последовательность описания создает эффект присутствия репортера на месте события - реальное доказательство того, что публицист описывает событие, лично им наблюдаемое.
Отличительной чертой репортажа является динамично развивающееся действие.
Слайд 16Элементы репортажа:
последовательное воспроизведение события;
наглядность – создание картины происходящего путем использования
предметного описания деталей, приведения подробностей ситуации, воспроизведения поступков и реплик
действующих лиц;
предельная документальность – репортаж не терпит ни реконструкции, ни творческого вымысла;
образная аналитичность – отвечая на вопрос, каким образом происходило событие, публицист выступает как исследователь;
эмоционально окрашенный стиль повествования, придающий рассказу дополнительную убедительность;
активная роль личности самого репортера, позволяющая не только увидеть событие глазами рассказчика, но и побуждающая аудиторию к самостоятельной работе воображения.
Слайд 17интервью
Жанрообразующим признаком интервью является субъективизация повествования.
Текст интервью в большинстве случаев представляет
собой своеобразный комментарий произошедшего. В нем господствует не столько факт, сколько отношение к нему.
Главенствует точка зрения не автора, а собеседника журналиста.
Это не означает, что голос публициста в интервью не слышен: во-первых, ход самой беседы искусно направляется журналистом (содержание и структура общения подчинены задачам, решаемым автором), а во-вторых, демонстрация точки зрения собеседника предполагает, выявляет и позицию корреспондента.
Аудитория всегда получает возможность соотнести взгляд публициста со взглядом его собеседника.
Слайд 18Виды интервью
событийные
проблемные портретные
По постановке вопросов: формализованные и свободные.
С учетом этих особенностей и строится композиция текста.
В формализованных интервью заранее продумывается логика вопросов, а полученные ответы выстраиваются в той последовательности, в которой они были заданы в вопроснике.
Более сложным представляется структурно-композиционное построение публикации, основанной на свободном интервью, которое организуется не четко обозначенными вопросами, а темой. Здесь респондент высказывает мысли по своему усмотрению. Журналист направляет и стимулирует ход беседы, вступая в активный диалог с собеседником.
Слайд 19отчет
Жанровые признаки:
В основе лежит максимально полный рассказ о конкретном событии,
лично наблюдаемом автором;
повествование ограничено определенными пространственно-временными рамками, охватывающими описываемое событие;
существенным
содержательным элементом отчета является детализация события, изложение подробностей. В качестве подробностей выступают реплики действующих лиц;
автор не обязан приглушать формальные приемы «самовыражения». Побуждение аудитории к активному восприятию текста отчета связано с прямой демонстрацией собственной позиции.
Отчет более строг в сравнении с репортажем или интервью (главная его задача – предельно объективное изложение происходящего). Но лексическая и смысловая экспрессия отчету не противопоказаны.
Слайд 20Бэкграундер - жанр РR-текста,
представляющий расширенную информацию
текущего (фонового) характера
о субъекте РR, которая служит цели поддержания его паблицитного капитала.
Выступая обязательным компонентом разновидности комбинированных текстов (пресс-кита, буклета, проспекта), может также передавать расширенную неактуальную информацию сопровождающего характера по отношению к информационному поводу.
Обычно бэкграундер посвящен истории компании и поэтому на практике часто имеет такой заголовок: «Компания N1. История успеха».
Бэкграундер обычно оформляется на бланке с логотипом организации.
Слайд 21Структура бэкграундера
общая характеристика компании,
основание компании и первые шаги
ее развития.
если в компании есть легенды, занимательные истории об
отцах-основателях — все это делает бэкграундер занимательным для чтения и значительно увеличивает его шансы появиться на газетной полосе.
указание на кризисоустойчивость — важный компонент создания положительного имиджа компании.
далее представляется сегодняшний день развития компании и ее перспективы.
в отличие от пресс-релиза, текст бэкграундера закрытый по своей структуре, то есть имеет обязательную концовку, содержащую явные или скрытые аргументы в пользу того, что перед нами действительно история успеха.
Слайд 22Лист вопросов-ответов –
PR-текст, позволяющий в форме ответов на возможные
или наиболее часто задаваемые вопросы поддерживать паблицитный капитал организации.
В отличие от журналистского интервью, в этом жанре как вопросы, так и ответы составляются сотрудниками РR-структуры.
Вопросно-ответные единства здесь самостоятельны и могут располагаться в довольно произвольном порядке.
Рекомендуется давать 5-7 вопросов-ответов.
Лист вопросов-ответов может быть компонентом пресс-кита, брошюры или появляться на страницах корпоративной печати.
Лист вопросов-ответов обычно имеет следующий заголовок: «Компания N. Часто задаваемые вопросы».
Слайд 23Аналитические жанры
Комментарий
Коммента́рий (лат. commentārius — заметки, записки; толкование) — пояснения
к тексту, рассуждения, замечания о чём-нибудь или в Интернете —
к посту (сообщению);
Комментарий — это аналитический жанр журналистики, самостоятельное произведение, которое отображает мнение автора по какому-либо вопросу. То есть этот жанр дает оперативное и наглядное представление о событии через мировоззрение автора, его участника или очевидца. Комментатор — это автор комментария. Им может быть, как эксперт в какой-то области, так и обычный человек. на первый план выходит личность автора. Аудитория не просто информируется о событии, а выражается позиция по отношению к этому событию, мнение и мировоззрение.
Слайд 24Аналитический отчет
Аналитический отчет представляет собой описание тщательного исследования того или
иного вопроса по завершении определенного планового этапа.
Структура : титульный лист;
содержание отчета; введение;
основная часть документа (аналитический и проектный раздел);
заключение;
список использованных источников;
Слайд 25Аналитический пресс-релиз
Предметом аналитического пресс-релиза являются качества, возможности каких-либо людей или
организаций, фирм, учреждений во взаимосвязи их с потребностями, задачами, которые
в данный момент могут быть у аудитории СМИ.
По содержанию он может включать некоторые данные из отчетности компании, статистику, анализ рынка или прогноз развития событий на основе мнения какого-либо эксперта. Он также может содержать данные других организаций в качестве информационного дополнения.
Слайд 26Обозрение
Определяющий признак жанра обозрения — единство наглядного освещения общественных событий
и мысли обозревателя, глубоко проникающей в суть процесса, ситуации.
Основной метод
обозрения заключается в том, чтобы с помощью глубокого рассмотрения определенной совокупности фактов, объединенных временем, пространством, познакомить аудиторию с происходящими в обществе процессами, сложившимися ситуациями, возникшими проблемами.
Слайд 27Обозреватель должен:
возбуждать интерес аудитории, рассказывать ей о событиях, процессах,
происходящих в общественной жизни;
отстаивать передовые точки зрения и способствовать
совершенствованию «личной стратегии» граждан;
обнаруживать в явлениях их сущность, показывать противоречия действительности;
через выяснение сущностных связей, определение линии развития явлений, прогноз осмысливать ход общественного развития;
способствовать практическому решению проблем общества.
Слайд 28Рецензия
Официальное, аргументированное мнение, как правило, в письменном развернутом виде, которое
включает в себя полный анализ и объективную оценку действия, события,
фактов.
Характеристики:
небольшой размер, лаконизм (чтобы читатель не тратил много времени на прочтение рецензии и дочитал текст с удовольствием до конца);
актуальность объекта (анализируют новинки, малоизвестные для публики) выявление авторской позиции;
наличие рекомендации (оценки) в заключении текста.