Слайд 3Оценить живопись Древнегреческих мастеров можно только по дошедшим до нас
сведениям древних авторов, и немногочисленным римским копиям.
Слайд 4ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ЖИВОПИСЦЫ
Полигнот (V в. до н. э.) – представитель возвышенного
стиля. Стремился передать пространство, размещал фигуры на картинах на разном
уровне. Стал вводить в картину пейзаж. Палитра включала 4 цвета. Создавал стенные росписи и картины в технике энкаустики.
Отъезд аргонавтов. Рисунок на древнегреческой вазе в стиле Полигнота.
Слайд 5Орфей. Рисунок на древнегреческой вазе в стиле Полигнота
Слайд 6Аполлодор Афинский. Он родился примерно в 420до н. э
Впервые включил
в свои работы искусство светотени,
. За особую палитру полутонов
его прозвали Тенеписцем.
С его именем связывают рождение станковой картины, Аполлодор начал писать темперой на грунтованных досках. Ввёл в живопись начала пространственной перспективы.
Аполлодора из Афин считают предшественником гениального Зевксиса.
Слайд 7Зевксис
Зевскис славился мастерством в реалистичном изображении предметов.
Произведения Зевксиса
на мифологические сюжеты, судя по преданию, имели более или менее
жанровый характер: "Семейство кентавров, забавляющихся на зеленой мураве", "Пенелопа", славившаяся приданной ей скромностью, "Увенчанный розами Эрот", написанный для храма Афродиты в Афинах, знаменитая "Елена" в храме Геры Лакинии
«Младенец Геракл, душащий змей»
Слайд 8Легенда о Зевкисе и Парразии
Однажды Зевксис и Парразий поспорили, кто
лучше владеет своим мастерством.
Зевксис написал кисть винограда, да так
натурально, что даже птицы, слетались, чтобы клевать чудесно нарисованные плоды. Соперник из Эфеса всего лишь изобразил портьеру, и гениальность изображения заключалась в том, что Зевксис спутал ее с настоящей.
Слайд 9Третий знаменитый живописец — младший современник Зевксиса и Паррасия был
Тиманф, В состязании с Паррасием на лучшую картину о споре
Аякса с Одиссеем Тиманф вышел победителем. Особенно славилось его произведение «Жертвоприношение Ифигении».
«Жертвоприношение Ифигении». Фреска из Помпей
Слайд 10АПЕЛЛЕС (370 по 306 гг до. Н.Э.)
Главная его профессиональная заслуга
в том, что он досконально изучил основы и художественные приемы
сразу двух школ: Ионической и Сикионской.
Таким образом, его творения заключали в себе лучшие традиции изобразительного искусства того времени.
«Александр Великий в ателье Апеллеса»
Джузеппе Кадеса
Слайд 11Александр Великий издал указ, запрещающий рисовать кому-либо портреты, кроме Апеллеса.
Однажды
живописец нарисовал для него картину, где Александр-царь изображен подобно Зевсу,
мечущим молнии.
Картина настолько понравилась царю, что он говорил так: «Существуют только два Александра: один — сын Филиппа (имеется в виду царь Филипп II — отец Александра Македонского), другой — Апеллес; первый — непобедим, второй — неподражаем».
Слайд 12Александр Пушкин
1829 г.
Сапожник (притча)
Картину раз высматривал сапожник –
И в обуви
ошибку указал;
Взяв тотчас кисть, исправился художник.
Вот, подбочась, сапожник продолжал:
«Мне кажется,
лицо немного криво…
А эта грудь – не слишком ли нага?»...
Тут Апеллес прервал нетерпеливо:
«Суди, дружок, не свыше сапога!»
Есть у меня приятель на примете:
Не ведаю, в каком бы он предмете
Был знатоком, хоть строг он на словах,
Но черт его несет судить о свете…
Попробуй он судить о сапогах!
«Апеллес» . Джорджо Вазари
Слайд 13Александр Великий дарит Кампаспу Апеллесу
Джованни Батиста Тьеполло 1740 г.
Гаэтано
Гандольфи 1793 г.
Слайд 14До наших дней не сохранилось ни одной работы этого автора.
О том, как прекрасна были его картины мы можем судить
по копии работы Апеллеса - помпейской фреске «Афродита Анадиомена»
Слайд 15К сожалению об этих художниках известно только из источников, оставленных
человечеству от древних литераторов. Известно, например, что картины Зевкиса были
перевезены из Рима в Константинополь, где все до единой сгорели в пожарах.
Слайд 16ВАЗОПИСЬ
Отдельная тема для разговоров — древнегреческая вазопись, по сравнению с
живописью достигшая более масштабного развития. Античные мастера покрывали росписями керамические
изделия:
Слайд 18Над изготовлением вазы работало два мастера: гончар и вазописец. Гончар
создавал форму вазы, а вазописец украшал ее, процарапывая изображения по
сырой глине и закрашивая изображения краской, приготовленной из глины, воды и древесной золы.
Слайд 21Античные вазы стали расписывать не только для эстетики, а как
историко-документальные объекты. Мы видим на вазах и чашах: Сюжеты из
жизни и мифологии;
фрагменты интерьеров, быта;
характерные для того времени одежды, прически.
Слайд 26СТИЛИ РОСПИСИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ КЕРАМИКИ
ЧЁРНОФИГУРНЫЙ
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ
КРАСНОФИГУРНЫЙ
ковровый
Слайд 27Вазопись Геометрический стиль.
Амфора с Дипилонского некрополя в Афинах,
VIII
в. до н. э.
Слайд 28Лучшие образцы греческой вазописи геометрического стиля — это афинские амфоры
VIII века до н. э. Их росписи отличаются высоким художественным
совершенством, строго продуманной композицией и удачно сочетаются с формой сосуда. Рисунки на вазах исполнены блестящей темно-коричневой краской, которую условно называют «лаком».
Слайд 29ОРИЕНТАЛИЗИРУЮЩИЙ или ковровый стиль вазописи пришел на смену геометрическому. По
мере расширения связей с другими странами в расписной керамике Древней
Греции стали широко использоваться восточные мотивы: розетки, пальметки, цветы лотоса, сфинксы, грифоны, сирены. Второе название стиля – ковровый, объясняется тем, что рисунок на поверхность вазы наносился сплошным ковром, почти без промежутков фона
Слайд 30Чернофигурный стиль (VI в. до н. э.) : Красный фон
и роспись черным лаком.
Изображения - орнаменты и мифологические сюжеты.
Слайд 31ЧЁРНОФИГУРНЫЙ
ОТЛИЧАЕТСЯ ДЕКОРАТИВНОСТЬЮ И СИЛУЭТНОСТЬЮ, ОТСУТСТВИЕМ ОБЪЁМА И УСЛОВНОСТЬЮ ИЗОБРАЖЕНИЯ
Слайд 33Краснофигурный стиль V - IV:
Фон – черный, а рисунки
оставляются в цвете глины
ДЕТАЛИ ПРОРИСОВЫВАЮТСЯ ТОНКОЙ ЧЁРНОЙ ЛИНИЕЙ, БОЛЕЕ СВОБОДНО
ИЗОБРАЖАЮТСЯ ЛЮДИ И ЖИВОТНЫЕ, ПОЯВЛЯЮТСЯ СЛОЖНЫЕ РАКУРСЫ, ЭЛЕМЕНТЫ ПЕРСПЕКТИВЫ, ДОТУПНЫ БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ СЮЖЕТЫ.
Эвкситий и Евфроний Краснофигурный килик-кратер.
Сцена из «Иллиады» Гомера
Слайд 34Ноланская амфора с изображением Эдипа и сфинкса
работы вазописца Ахилла.
Ок. 440— 430 гг до н.э.
Изображение Афины и Посейдона на
кратере с волютами Вазописца Наццано. Ок. 360 год до н. э. Лувр. Париж
Слайд 35Билингва
Билингва — техника росписи древнегреческих ваз, в переходный период от
чернофигурной к краснофигурной вазописи. На одной стороне керамического сосуда находится
изображение, выполненное в более раннем чернофигурном стиле, а на другой — краснофигурное изображение, иногда на тот же самый сюжет.
Амфора-билингва: Геракл и Афина, Андокид,
Слайд 36Художники начинают профессионально передавать перспективу, движение, мимику,
По сравнению с
геометрическим стилем в ней уже главенствуют изображения людей. Основными мотивами
были пиры, празднества и сюжеты Троянской войны.
Слайд 37Для росписи ваз в этом стиле в качестве основы использовалась
белая краска, на которую наносились чёрные, красные либо многоцветные фигуры.
Эта техника вазописи применялась преимущественно в росписи лекифов, арибалов и алабастронов.
Слайд 38Эллинистические вазы, как правило, черные и однородные, с блестящей, почти
лакированной внешностью, украшенные мотивами цветов или гирлянд. Также появились горшки
с более сложными рельефами с изображениями животных или мифологических существ.
Слайд 39В росписи гнафий по чёрному лаковому фону использовались белый, жёлтый,
оранжевый, красный, коричневый, зелёный и другие цвета. На вазах встречаются
символы счастья, культовые изображения и растительные мотивы.
Слайд 40Керамические изделия, которые «пришли» к нам глубоко из веков и
украшенные характерной для Древней Греции росписью, представляют огромную художественную ценность
для мировой культуры.
Слайд 42ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА
Слайд 43КАКАЯ СКУЛЬПТУРА НАЗЫВАЕТСЯ
«КАНОН ПОЛИКЛЕТА» и её название?
1
2
3
Слайд 44КАКАЯ СКУЛЬПТУРЫ ОТНОСИТСЯ К ПЕРИОДУ АРХАИКИ?
1
2
3