Слайд 1Презентация на тему: «Жизнь и
творчество Зинаиды Гиппиус»
Выполнила ученица 8 класса
Буртасова Екатерина
Слайд 2(Псевдоним — Антон Крайний и др.; в замужестве Мережковская). Поэтесса,
литературный критик, прозаик, публицист, драматург. Родилась в г. Белев Тульской
губернии. Семья Гиппиус ведет начало от немца Адольфуса фон Гингста, изменившего фамилию на "фон Гиппиус" и обосновавшегося в Москве в XVI в., где в Немецкой слободе им был открыт первый книжный магазин. Отец Гиппиус служил по судебному ведомству.
Слайд 38 января 1889 г. в Тифлисе Гиппиус была обвенчана с
Мережковским. В этом же году Зинаида переезжает в Петербург. Здесь
она знакомится с такими известными писателями, как
Я. Полонский, А. Майков, Д. Григорович, А. Плещеев, П. Вейнберг, сближается с молодым поэтом Н. Минским .
Слайд 4Квартира Мережковских в доме Мурузи стала важным центром религиозно-философской и
общественной жизни Петербурга, посещение которого считалось почти обязательным для молодых
мыслителей и писателей, тяготевших к символизму. Все посетители салона признавали авторитет Гиппиус и в большинстве своём считали, что именно ей принадлежит главная роль в начинаниях сообщества, сложившегося вокруг Мережковского. Вместе с тем, завсегдатаи испытывали и неприязнь к хозяйке салона, подозревая в ней высокомерие, нетерпимость и склонность к экспериментам с участием посетителей. Молодые поэты, проходившие нелегкую проверку личным знакомством с «мэтрессой», действительно, испытывали серьёзные психологические затруднения: Гиппиус предъявляла к поэзии высокие, предельные требования религиозного служения красоте и истине («стихи — это молитвы»)[3] и в своих оценках была предельно откровенна и резка.
Слайд 5Совместно с Мережковским у неё начинают оформляться идеи свободы, метафизики
любви и неорелигиозных воззрений. К началу века духовно-религиозный максимализм Мережковских,
осознание своей провиденциальной роли не только в судьбе России, но и в судьбе человечества на началах любви и свободы достигает социального апогея. Гиппиус в статье "Хлеб жизни" (1901) писала: "Пусть же будет у нас чувство обязанности по отношению к плоти, к жизни, и предчувствие свободы — к духу, к религии. Когда жизнь и религия действительно сойдутся, станут как бы одно — наше чувство долга неизбежно коснется и религии, слившись с предчувствием Свободы; (...) которую обещал нам Сын Человеческий: "Я пришел сделать вас свободными".
Слайд 6Осенью 1899 г. у Мережковских возникает идея обновления во многом
себя исчерпавшего христианства; для осуществления задуманного необходимо было создание "новой
церкви". Стремление услышать живой "голос церкви" и попытка привлечь представителей официального клира к идее их "нового религиозного сознания" подтолкнули Гиппиус к замыслу организации Религиозно-философских собраний (1901—1903). Гиппиус принадлежит и идея создания своего журнала "Новый путь" (1903—1904), в котором наряду с разнообразными материалами о возрождении жизни, литературы и искусства через "религиозное творчество" печатались и отчеты Собраний. Вынужденное (из-за отсутствия средств) закрытие "Нового пути" и события 1905 г. значительно изменили жизнь Мережковских. Они все больше уходят от живого и реального "дела" в узкий домашний круг строительства "новой церкви".
Слайд 7Гиппиус заявила о себе и как драматург — "Святая кровь"
(1900; вошла в 3-ю книгу рассказов); "Маков цвет" (1908; совместно
с Мережковским и Философовым) — отклик на события революции 1905— 1907 гг. Драма "Зеленое кольцо" (1916), поставленная Вс. Мейерхольдом в Александрийском театре (1915), оказалась самой удачной. Гиппиус посвятила ее молодым, "зеленым" людям "завтра".
Слайд 8Наиболее ценная часть художественного наследия Гиппиус представлена ее пятью стихотворными
сборниками: "Собрание стихов 1889—1903 гг." (1904); "Собрание стихов. Книга вторая.
1903—1909" (1910); "Последние стихи. 1914—1918" (1918); "Стихи. Дневник. 1911—1921" (Берлин, 1922); "Сияния" (Париж, 1938).
Множество стихотворений, рассказов, статей посвящено теме любви: "Критика любви" (1901), "Влюбленность" (1904), "Любовь и мысль" (1925), "О любви" (1925), "Вторая любовь" (1927), "Арифметика любви" (1931). Замечательное стихотворение Гиппиус о любви — "Любовь одна" (1896) было переведено Райнер-Мария Рильке на немецкий язык. Во многом следуя за концепцией любви В. С. Соловьева и отделяя влюбленность от желания, Гиппиус поясняла, что влюбленность "это — единственный знак "оттуда", обещание чего-то, что, сбывшись, нас бы вполне удовлетворило в нашем душе-телесном существе".
Слайд 9Любовь — одна
Единый раз вскипает пеной
И
рассыпается волна.
Не может сердце жить изменой,
Измены
нет: любовь — Одна.
Мы негодуем, иль играем,
Иль лжем — но в сердце тишина.
Мы никогда не изменяем:
Душа одна — любовь одна.
Однообразно и пустынно
Однообразием сильна
Проходит жизнь... И в жизни длинной
Любовь одна, всегда одна.
Лишь в неизменном — бесконечность,
Лишь в постоянном глубина.
И дальше путь, и ближе вечность,
И все ясней: любовь одна.
Любви мы платим нашей кровью,
Но верная душа — верна,
И любим мы одной любовью...
Любовь одна, как смерть одна.
Слайд 1024 декабря 1919 г. Мережковские (Гиппиус, Мережковский, Философов и В.
Злобин) ночью навсегда покидают Петербург и Россию. После недолгого пребывания
в Польше в 1920 г., разочаровавшись как в политике Пилсудского по отношению к большевикам (12 окт. 1920 г. между Польшей и Россией было подписано перемирие), так и в роли Б. В. Савинкова, приехавшего в Варшаву, чтобы обсудить с Мережковскими новую линию в борьбе с большевиками, 20 окт. 1920 г. Мережковские, расставшись с Философовым, навсегда уезжают во Францию. В Париже Гиппиус организует литературно-философское общество "Зеленая Лампа" (1927—1939), собиравшее представителей разных поколений эмигрантов и сыгравшее видную роль в интеллектуальной жизни первой волны эмиграции.
Слайд 11Собрания "Зеленой Лампы" проводились для избранных, на них приглашались только
по предварительным спискам. На собраниях часто бывали И. А. Бунин
с супругой, Б. К. Зайцев, Л. Шестов, Г. Федотов. В это время парижская квартира Мережковских описывается за неплатеж. В 1940 г. уходит из жизни когда-то близкий друг Философов, в конце 1941 г.— Мережковский, в 1942 г. — сестра Анна. Гиппиус тяжело переживает эти уходы. В последние годы жизни Гиппиус помимо мемуаров изредка пишет стихи и работает над большой поэмой "Последний круг" .