Слайд 1Методика
«Профессиональная готовность»
Чернявская А.П.
Слайд 2Инструкция
Вам предлагается ряд утверждений. Если Вы согласны с тем, что
написано в утверждении, то в бланк листа ответов поставьте знак
«+», если не согласны – знак «-». Ответить необходимо на все вопросы.
Слайд 3Опросник
1. Я отношусь к тем людям, которые выбирают не конкретную
профессию, а уровень образования.
2. Я не принимаю серьёзных решений мгновенно.
3.
Когда мне нужно решиться на какое-то важное дело, я самым серьёзным образом оцениваю свои способности.
4. Я знаю, в каких условиях я буду работать.
5. Я анализирую своё прошлое.
Слайд 46. Я тяжело переношу неудачи в жизни.
7. Я знаю обязанности,
которые я буду выполнять на работе.
8. Меня обязательно будут уважать
за мои знания и опыт.
9. Я ищу в прошлом истоки того, что со мной происходит в настоящем.
10. Мне не нравится, что поиск дела по душе требует больших усилий.
11. Все мои действия подчинены определённым целям.
12. У меня вошло в привычку думать о том, что со мной происходило раньше.
Слайд 513. По моему мнению, знание будущей работы до мельчайших подробностей
не гарантирует от разочарований.
14. Я приложу все усилия, чтобы иметь
высокие знания и навыки хотя бы в одной области (практической или теоретической).
15. У меня стало привычкой анализировать важные события моей жизни.
16. Я ничего не делаю без причины.
17. Меня вполне устраивает моя пассивность.
18. Я задумываюсь о том, что меня ждёт в будущем.
Слайд 619. Я предпочитаю спокойную, малоответственную работу.
20. Я отношусь к тем
людям, которые поступают необдуманно.
21. Я буду менять места работы до
тех пор, пока не найду то, что мне нужно.
22. Первая же крупная неудача может «выбить меня из седла».
23. Я не задумываюсь о своём будущем.
24. Я не выберу работу, требующую большой отдачи.
25. Я знаю самого себя.
Слайд 726. Я буду добиваться своего, даже если это вызовет недовольство
родных и близких.
27. Чем больше профессий я знаю, тем легче
мне будет выбирать.
28. Мне не нравится быть самостоятельным.
29. Я не собираюсь заранее планировать уровень образования, который я хотел бы получить.
30. Меня страшат ситуации, в которых я должен сам принимать решения.
31. Я не жалею времени на обдумывание вариантов сложных математических задач.
Слайд 832. Когда меня постигают неудачи, я начинаю думать, что ни
на что не способен.
33. Я не представляю себя работником, решающим
производственные и личные проблемы, связанные с производством.
34. Я вряд ли смог бы выполнить производственные задания без помощи руководителя.
35. Мне трудно узнать о перспективах, которые даёт та или иная профессия.
36. Я считаю, что интуиция основана на знании.
Слайд 937. Чтение справочников о профессиях ничего мне не даёт.
38. У
меня нет устойчивых взглядов на моё профессиональное будущее.
39. В моей
жизни мало успехов.
40. Я стремлюсь целенаправленно узнавать о профессиях, учебных заведениях и местах работы.
41. Я очень беспокоюсь, смогу ли я справиться с трудностями, а может, и неудачами в своей профессиональной жизни.
Слайд 1042. Я признаю только обдуманный риск.
43. Многие мои планы срываются
из-за моей неуверенности в себе.
44. Я отношусь к тем людям,
которые живут настоящим.
45. Я с детства привык доводить начатое до конца.
46. Я боюсь делать важные шаги в своей жизни.
47. Я зная, что мне интересно.
48. Было время, когда я строил образ «идеальной профессии» без конкретного названия.
Слайд 1149. Когда я иду на компромисс, у меня портится настроение.
50.
Я готов приложить много усилий, чтобы добиться того, что мне
нужно.
51. Я знаю, чего я добьюсь в жизни.
52. Я могу назвать профессии, которые интересовали меня в детстве.
53. Я мало задумываюсь о своей жизни.
54. Я не могу определить своего отношения к тому, что мне необходимо принимать решения.
55. В оценке профессий эмоции для меня играют большую роль.
Слайд 1256. Если я чего-то очень захочу, я преодолею любые препятствия.
57.
У меня нет определённых требований к будущему.
58. При принятии решений
я полагаюсь на интуицию.
59. Мне не нравится, когда от меня требуют инициативы и активности.
60. Я знаю, что у меня есть такие черты характера, которые совершенно необходимы для моей профессии.
61. Я – соломинка, влекомая течением жизни.
Слайд 1362. Когда я думаю о том, что мне нужно выбирать
профессию и место работы (учёбы), у меня портится настроение.
63. При
выборе из двух или нескольких возможностей я полагаюсь на ту, которая внешне более привлекательна.
64. Своим поведением в настоящем я строю фундамент для будущего.
65. Если что-то помешает мне получит выбранную профессию, я легко поменяю её на другую.
66. Я никогда не задумываюсь, по каким законам устроен мир профессий.
Слайд 1467. Я считаю, что люди, которые много достигли в жизни,
знали, почему они поступали так, а не иначе.
68. Практическая работа
(в кружках, на УПК, практике) очень помогла мне в понимании мира профессий.
69. Я с трудом уживаюсь с другими людьми.
70. Я сознательно стремлюсь к достижению намеченных целей.
71. Любой совет, данный мне со стороны, может поколебать мой выбор профессии.
72. Я знаю, что для меня в жизни важно.
Слайд 1573. Я не доверяю тому, что написано в книгах о
профессиях.
74. Я планирую свою жизнь хотя бы на неделю вперёд.
75.
Я знаю, почему я выбрал именно эту профессию.
76. Лучший способ познакомиться с профессией – поговорить с тем, кто по ней работает.
77. Мне не нравится, когда много думают о будущем.
78. В учебном заведении я получу все необходимые знания и больше никогда учиться не буду.
Слайд 1679. Я знаю область, в которой я добьюсь больших успехов,
чем в других.
80. Заранее известных способов изучения мира профессий не
существует.
81. Мне не нравится, когда много рассуждают о том, кем быть.
82. Мне трудно спланировать свою жизнь даже на неделю вперёд.
83. Я считаю, что в обществе все равны по своему положению.
84. Большинство сведений о профессиях я воспринимаю как ненужные.
Слайд 1785. Фактически я выбрал (выбираю) учебное заведение, не думая, где
я буду работать после его окончания.
86. Мне всё равно, будут
ли уважать меня на работе как профессионала.
87. В своих поступках я всегда опираюсь на проверенные сведения.
88. Всё, что со мной происходит, - дело случая.
89. Мне не хочется брать на себя ответственность за выбор профессии.
90. В важных решениях я не иду на компромиссы.
Слайд 1891. Я не доверяю рекламе профессий.
92. Я не понимаю причин
многих моих поступков.
93. Мои самооценки совпадают с тем, как оценивают
меня друзья.
94. Я не понимаю самого себя.
95. Я начинаю нервничать, когда задумываюсь о том, что меня ожидает.
96. Мой опыт показывает, что от анализа своих мыслей и переживаний пользы мало.
Слайд 1997. Я не знаю, как осуществить свой профессиональный выбор.
98. Я
могу отказаться от многого, сейчас ценного для меня, ради перспективных
профессиональных целей
99. Я представляю, каким я буду через 10 лет.
Слайд 20Методика «Профессиональная готовность» рассчитана на подростков и молодёжь в возрасте
14-20 лет. Она определяет уровень готовности совершить адекватный профессиональный выбор.
В данной методике профессиональная готовность рассматривается по следующим критериям:
Автономность
Информированность
Принятие решений
Планирование
Эмоциональное отношение
Слайд 26Автономность
Термин «автономность», или «автономия», не является собственно психологическим, а относится
к философским понятиям. Под автономией понимается «способность личности как морального
субъекта к самоопределению на основе собственного законодательства».
Любой человек будет удовлетворен своим профессиональным решением (выбор или смена профессии, места обучения, места работы, специализации, переобучения и т. д.) только в том случае, если он будет воспринимать это решение как свое собственное, а не навязанное извне.
Слайд 27Какими же основными характеристиками обладает «автономный» человек?
1. Вычленение себя из
мира окружающих людей. Умение отделить свои цели от целей родителей
и других значимых лиц. Понимание целостности своей личности, социальной общности, к которой принадлежит человек, какому типу личности хотел бы соответствовать, образа жизни, который хотел бы вести.
2. Стремление реализовать возможность в практических действиях, иметь глубокие знания и навыки хотя бы в одной области. Уверенность в том, что человек обязательно будет иметь глубокие знания и навыки. Общая ориентация на успех. Знание шагов, которые необходимо сделать для приобретения знаний и навыков. Принятие на себя ответственности за собственные действия.
Слайд 283. Накопление опыта. Наличие собственного рабочего опыта, опыта решения жизненных
проблем. Самостоятельный опыт по планированию своих поступков, общих дел, своего
времени и т. д. С накоплением опыта возникает умение соотносить свои действия с требованиями общества.4. Умение прогнозировать профессиональный рост. Однородность профессиональных предпочтений в течение длительного времени.
5. Инициатива и изобретательность в реализации возможностей. Собственная активность в получении информации и выборе профессионального пути. Наличие собственной инициативы и активности в карьеровом решении.
6. Уровень реализма в принятии карьеровых решений (в том числе собственная оценка уровня реализма). Компромисс между желаниями и возможностями, на который способен пойти человек. Осознание необходимости таких компромиссов.
Слайд 29Для возникновения основных признаков автономности необходим определенный набор новообразований:
человек
должен ощутить свою независимость от родителей (в делах, мыслях, поступках);
от внешней детерминации своего поведения он должен перейти на самодетерминацию;
он должен осознавать свой идеальный образ Я-концепции и стремиться к его достижению.
Формирование автономности чаще всего начинается в раннем юношеском возрасте и заканчивается в зрелые годы.
Слайд 30Информированность о мире профессий и умение соотнести информацию со своими
особенностями
Для того чтобы выбрать профессию, человек должен обладать значительным объемом
информации на двух уровнях.
1. Информация о мире профессий в целом. В круг этой информации входят:
а) осознание подразделения мира профессий по предмету и целям труда, орудиям производства;
б) знание общетрудовых и общепроизводственных понятий (культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования производства, структура предприятия, принципы оплаты);
в) знание отдельных профессий;
г) знание или практическое умение по приобретению профессии; по поиску и поступлению на работу; о требуемом уровне образования для различных профессий; о том, как удержаться на работе, как совершенствовать свой профессионализм и продвигаться по профессиональной лестнице.
Слайд 312. Информация об отдельных профессиях или группах профессий. В практике
профконсультирования обычно диагностируется:
уровень знакомства клиента с различными профессиями по «Схеме
описания профессии»;
его знания о способах овладения предпочитаемой профессией;
знание социально-экономических потребностей общества, конкретного региона и потребности в кадрах отдельных предприятий.
Слайд 32Кроме того, важным является вопрос об источниках получения профессиональной информации.
Именно с незнанием источников получения информации связаны основные трудности и
ошибки в выборе профессии.
Но все же основная проблема, встающая при обсуждении влияния информированности на адекватный выбор профессии, заключается в том, как человек усваивает поступающую информацию и соотносит ее со своими особенностями.
Исследователи, занимающиеся вопросами профессиональной информации, сходятся на мысли, что информация не будет иметь эффекта, пока клиент не готов принять ее.
Слайд 33Умение принимать решения
Все крупные и важные шаги человека в профессиональной
жизни объединяет одно — всегда есть альтернатива для оценки и
принятия на этой основе решения. Именно наличие нескольких возможных путей решения приводит к тому, что человек воспринимает ситуацию как требующую принятия решения. Мало понять, что в данной ситуации от человека требуется самостоятельное принятие решения. Важным условием умения принимать решение является автономность и самостоятельность человека, когда он принимает на себя ответственность за решение и его последствия, когда он в состоянии самостоятельно выдвигать и оценивать альтернативу. Таким образом, уровень умений по принятию решения неразрывно связан с уровнем зрелости личности.
Слайд 34Умение планировать свою профессиональную жизнь
Говоря о профессиональном пути, мы говорим
о пути, имеющем определенную протяженность во времени. Соответственно человек, находясь
в одной из точек этого пути, является результатом своего развития в прошлом и предполагает определенное развитие в будущем.
Для оценки умений по планированию проводится диагностическое интервью, которое бывает единственной методикой для исследования некоторых данных, предоставляющих возможность всматривания во внутренний мир человека и понимания его затруднений. Оно включает в себя: а) введение - привлечение к сотрудничеству; б) свободное, неуправляемое высказывание человека; в) общие вопросы («Ты можешь мне рассказать о школе?»); г) подробное исследование; д) попытку ослабить напряжение и заключение с выражением признательности человеку.
Слайд 35Эмоциональное отношение к ситуации выбора профессии
Период принятия решений, как и
профессиональный путь, всегда связан с эмоциями. Они проявляются в эмоциональном
отношении к разным профессиям и профессиональным группам (частный случай — к конкретным людям, представителям той или иной профессии) и к необходимости принятия решения о выборе профессии. Роль эмоционального фактора в ситуации карьерового решения практически не исследована, поэтому можно основываться лишь на самых общих положениях. Эмоциональное отношение, или эмоциональная включенность, оказывает на принятие решения большое влияние. Данный фактор включает в себя не только отношение к различным вариантам при выборе, но и отношение к планированию, к тому, что надо принять какое-то решение, отношение к ответственности за решение и планирование, к тому, что при этом надо проявлять активность, идти на компромисс и т.д.
Слайд 36Некоторые исследования говорят о том, что негативное отношение к необходимости
принять решение, касающееся будущего, может надолго удлинить этот процесс и
в результате может быть принято ошибочное решение. Таким образом, эмоциональный компонент профессиональной зрелости проявляется в общем настрое человека и тесно связан с эмоциональным компонентом зрелости личности в целом, который проявляется в положительном эмоциональном настроении, жизненном оптимизме, эмоциональной уравновешенности и переносимости неудач.
Предположительно, у старших школьников эмоциональная включенность в выбор является одним из важнейших показателей профессиональной зрелости.
Слайд 37Источник
1. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: Владос-Пресс,
2004.