Слайд 2План
1. Проблема определения стадий жизненного цикла семьи.
2. Периодизация жизненного цикла
семьи по Б. Картер и М. Макголдрик.
Слайд 3Литература
1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования.
- М. 2007
2. Психология семейных отношений с основами психологического консультирования /
Под ред. Е.Г. Силяевой - М., 2005
3. Шнейдер Д.Б. Семейная психология - М. 2006
4. Андреева Т.В. Семейная психология: Уч.пос. – Спб. 2004
5. Эйдемиллер Э.Г.. Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия - СПб. 2004
6. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи - СПб. 2008
Слайд 4 Проблема определения стадий жизненного цикла семьи
Жизненный цикл семьи
– это история жизни семьи, ее протяженность во времени, собственная
динамика; жизнь семьи, отражающая повторяемость, регулярность семейных событий.
Слайд 10Жизненный цикл семьи
Б. Картер и М. Макголдрик
1. добрачный период,
2. заключение брака и
образование новой семейной пары,
3. семья с маленькими детьми,
4. семья с детьми подросткового
возраста,
5. период приобретения детьми взрослого статуса и их отделения («птенцы покидают родное гнездо »),
6. период жизни после отделения детей.
Слайд 111. Добрачный период (молодой взрослый вне брачного союза), или «время
монады» (одинокий взрослый).
Цель: достижение эмоциональной
и экономической самостоятельности личности, принятие ответственности за себя и свою судьбу.
Слайд 12 Задачи:
• эмоциональная дифференциация Я от семьи
родителей, автономизация личности, приобретение независимости;
• развитие интимности
межличностных отношений (по Э. Эриксону), способности любить и быть любимым в межличностных отношениях с противоположным полом, поиск брачного партнера;
• становление Я личности через приобретение профессии и достижение экономической независимости.
Слайд 132. Заключение брака, образование новой семейной пары или
«время диады »
Цель:
формирование новой семейной системы на основе заключения брака.
Слайд 14Задачи:
•выработка и согласование общих семейных ценностей и семейного уклада;
•решение вопросов
главенства и установление лидерства;
•распределение ролей, принятие ответственности супругов за их
выполнение;
•определение финансово-экономического статуса семьи, организация семейного бюджета, решение территориальной проблемы семьи (проблемы проживания);
Слайд 15• организация досуга;
•брачно-семейная адаптация супругов как приспособление к жизни в
семье;
•формирование семейного самосознания «Мы », выработка общей позиции в отношении
будущего семьи, планирование основных жизненных целей;
•установление отношений с расширенной семьей (родителями и родственниками каждого из супругов).
Слайд 163. Семья с маленькими детьми (до подросткового возраста)
Цель: начало реализации
функции воспитания детей, расширение семейной системы с включением в нее
новых членов.
Слайд 17Задачи:
•изменение структурно-функционального строения семьи;
• формирование родительской позиции матери и отца;
•адаптация
семейной системы к включению детей;
• выработка стратегии, тактики и методов
воспитания, их реализация;
• установление новых отношений с расширенной семьей.
Слайд 18 4. Семья с детьми подросткового возраста
Цель: развитие семейной системы
с учетом растущей независимости детей и включение заботы о старшем
поколении (прародителях).
Слайд 19 Задачи:
• пересмотр системы детско-родительских отношений в направлении признания
права подростков на взрослость и предоставление им необходимой и возможной
степени независимости и самостоятельности;
• забота о старшем поколении семьи;
Слайд 20• изменение «весовой категории » поколений;
• решение задач возрастного развития,
переключение внимания личности на преодоление кризиса середины жизни, успешное разрешение
задач личностного развития и самоактуализации, профессионального и карьерного роста.
Слайд 215. Период отделения детей, приобретающих взрослый статус
(семья со взрослыми
детьми)
Цель: формирование гибкой семейной системы с открытыми границами.
Слайд 22Задачи:
• реконструкция семейной системы как диады;
• формирование новой системы отношений
между родителями и детьми по типу «взрослый-взрослый»;
• включение в семейную
систему новых членов;
• освоение новых семейных ролей - бабушки и дедушки;
• повышенная забота о старшем поколении, принятие недееспособности и возможной смерти родителей.
Слайд 236. Семья после отделения детей (стадия пожилого возраста и старости)
Цель:
перестройка системы отношений поколений в рамках расширенной семьи с учетом
реалий возрастных изменений.
Слайд 24Задачи:
•сохранение прежних индивидуальных интересов, видов активности и форм взаимодействия и
функционирования в супружеских парах вопреки физиологическому старению и утрате физических
сил и возможностей;
•изучение новых возможностей выполнения социальных и семейных ролей;
Слайд 25• поддержка центральной роли среднего поколения;
•приобретение мудрости и опыта старости
в разумном функционировании;
•переживание утраты супруга, близких людей, друзей;
Слайд 26• построение модели жизнедеятельности после утраты супруга;
•«пересмотр » итогов жизни,
принятие неизбежности собственной смерти, решение проблемы личностной интеграции перед угрозой
распада.