Слайд 1Знакомимся с игрой «Шахматы»(1 класс)
Презентацию подготовила:
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №10»
Г.
Нефтеюганска
Мухтаруллина Оксана Георгиевна
Слайд 6 Игра проходит на доске, состоящей из 64 чередующихся
черно-белых клеток. Расставлять фигуры нужно начинать, когда лежащая перед вами
доска в ближнем правом углу имеет белую клетку.
Слайд 11 В вашей армии 16 фигур – король, ферзь
(королева), 2 коня, 2 слона, 2 ладьи и 8 пешек.
В ближнем к вам ряду по краям ставятся ладьи, потом, ближе к центру, кони, потом слоны. Оставшиеся две клетки занимают король и ферзь, причем запомнить их местоположение легко по фразе «ферзь любит свой цвет». То есть белый ферзь стоит на белом поле (а белый король – на черном), а черный ферзь – на черном, оставляя белое поле для черного короля. Второй ряд от игроков занимают пешки.
Слайд 12Первый ход делают белые.
Цель игры – «захватить» чужого короля раньше,
чем чужая армия «захватит» вашего. Ситуация, когда король соперника находится
под ударом любой из ваших фигур, но может спрятаться на соседнюю клетку или за другую фигуру, называется «шах». А если он под ударом и укрыться ему некуда, это значит вы поставили «мат» и одержали победу.
Слайд 13Король. Двигается на одну клетку в любом направлении. Исключение – рокировка
(о ней ниже). Терять короля нельзя, поэтому король никогда не
может двигаться на ту клетку, которая находится под ударом чужой фигуры.
Слайд 14Ферзь. Самая сильная фигура. Двигается на любое количество клеток в любом
направлении.
Слайд 15 Слон. Двигается на любое количество клеток по любой диагонали. Как
можно заметить, один слон начинает игру на клетке белого цвета
(и он никогда не может оказаться на черной), а другой стартует на черной (и никогда не перепрыгнет на белую).
Слайд 16Конь. Самая необычная фигура – двигается буквой «Г». При этом конь
единственная фигура, которая может «перепрыгивать» через другие.
Слайд 17Ладья. Двигается по прямой – то есть вперед, назад или в
любую сторону на любое количество клеток.
Слайд 18Пешка. Самые простые солдаты вашей армии могут двигаться только вперед. При
первом своем движении они могут шагнуть либо на одну, либо
на две клетки. А вот в дальнейшем они шагают на одну клетку и не больше. Но если перед ними стоит чужая фигура, то атаковать ее они не могут. Почему? Потому что пешки атакуют чужие фигуры тоже шагом на одну клетку, но не прямо, а по диагонали!
Слайд 19Однако, у медленной и неповоротливой пешки есть мечта, которую ей
иногда удается осуществить. Если она дойдет до противоположного края доски,
то может превратиться в любую другую фигуру (кроме короля и самой себя, то есть пешки). Обычно пешку производят в ферзи, поскольку, как вы уже знаете, это самая мощная фигура.
Слайд 21Проверь себя
Запиши ответ цифрой:
А) Через сколько полей прыгает король при
рокировке в короткую сторону? Через _______.
Б) Через сколько полей прыгает
король при рокировке в длинную сторону? Через _______.
В) Сколько фигур участвует в рокировке? ____.
Слайд 222. Согласен ли ты, что… Ответ запиши словом «да» или
«нет».
а) Рокировка- это одновременный ход короля и ладьи._______
б) Ферзь, слон
и конь могут рокировать.____________
в) При рокировке белый король прыгает с белого поля на белое. ____
г) При рокировке ладья перепрыгивает через короля._______
д) Белые могут рокировать, если король сделал всего один ход.______
е) Если королю объявлен шах, то можно сделать рокировку._______
ж) Можно рокировать, если между королём и ладьёй стоит слон.____