Разделы презентаций


Зоопсихология и сравнительная психология преп. ПОСЫПАНОВА ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА,

Содержание

Введение.1. Предмет и объект. Основные понятия. Связь с другими науками.2. Концепции психики живого.3. Аксиомы зоопсихологии.4.Соотношение понятий «душа» и «психика».

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Зоопсихология и сравнительная психология преп. ПОСЫПАНОВА ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА, Калужский государственный университет им.

К.Э. Циолковского
G

Зоопсихология и сравнительная психология преп. ПОСЫПАНОВА ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского G

Слайд 2Введение.
1. Предмет и объект. Основные понятия. Связь с другими науками.
2.

Концепции психики живого.
3. Аксиомы зоопсихологии.
4.Соотношение понятий «душа» и «психика».

Введение.1. Предмет и объект. Основные понятия. Связь с другими науками.2. Концепции психики живого.3. Аксиомы зоопсихологии.4.Соотношение понятий «душа»

Слайд 31. Зоопсихология – направление в психологической науке об организации и

развитии психики на дочеловеческом уровне, т.е. о проявлении закономерностей и

эволюции психических отражений на уровне животного, о происхождении и развитии в онто- и филогенезе психических процессов у животных, предпосылки и предыстории человеческого сознания.
1. Зоопсихология – направление в психологической науке об организации и развитии психики на дочеловеческом уровне, т.е. о

Слайд 4Сравнительная психология – отрасль психологии, изучающая сходства и различия психики

животных и человека.

Сравнительная психология – отрасль психологии, изучающая сходства и различия психики животных и человека.

Слайд 5Объект и предмет зоопсихологии и сравнительной психологии.

Объект и предмет зоопсихологии и сравнительной психологии.

Слайд 6Ситуации в которых у человека активируется животная психика и сужается

сознание.

1. Крайняя степень алкогольного опьянения.


2. Состояние аффекта





Ситуации в которых у человека активируется животная психика и сужается сознание.1. Крайняя степень алкогольного опьянения.2. Состояние аффекта

Слайд 73. Органические нарушения головного мозга.

Деятельность
Психические процессы
(органики: не хватает куска мозга,

либо этот кусок не развивается; олигофрения; ЗПР)
Личность
(психотики, психопаты, шизофреники, параноики,

МДП)

Состояния
(невротик, невроз, невростеник, истерия)

3. Органические нарушения головного мозга.ДеятельностьПсихические процессы(органики: не хватает куска мозга, либо этот кусок не развивается; олигофрения; ЗПР)Личность(психотики,

Слайд 84. Экстремальные ситуации и открытый стресс.

4. Экстремальные ситуации и открытый стресс.

Слайд 9Способы тренировки животной психики человека.
1. Выходить из зоны комфорта (зоны

привычек): спортивные секции, работа руками(мелкая моторика), танцы.
2. Любые экстремальные ситуации.

Способы тренировки животной психики человека.1. Выходить из зоны комфорта (зоны привычек): спортивные секции, работа руками(мелкая моторика), танцы.2.

Слайд 10Сравнение человеческой и животной психики.

Сравнение человеческой и животной психики.

Слайд 11Связь зоопсихологии с другими науками.

Антропология
Зоопсихология и сравнительная психология
Биология
Пед. психология
Педагогика
Медицина
Возрастная
психология
Социология


Соц. психология

Связь зоопсихологии с другими науками.АнтропологияЗоопсихология и сравнительная психологияБиологияПед. психологияПедагогикаМедицинаВозрастная психологияСоциология Соц. психология

Слайд 12 Аксиомы зоопсихологии

Аксиомы зоопсихологии

Слайд 13Аксиома Рубинштейна
Развитие психики связано с развитием нервной системы и органов

чувств – вынесенных элементов нервной системы

Аксиома РубинштейнаРазвитие психики связано с развитием нервной системы и органов чувств – вынесенных элементов нервной системы

Слайд 14Правила (воронка) Шеррингтона
Для живого организма защита от стимула является

более важной функцией, чем ассимиляция стимула
Любая живая система от амебы

до фирмы сопротивляется инновациям
В педагогике любому человеку учитель должен объяснить на один пункт сложнее, чем он понимает: правило+1 – зона ближайшего развития
Правила (воронка) Шеррингтона Для живого организма защита от стимула является более важной функцией, чем ассимиляция стимулаЛюбая живая

Слайд 15Аксиома Сеченова
Психика связана с поведением и образует единство

Аксиома Сеченова Психика связана с поведением и образует единство

Слайд 16Аксиома Йеркса-Додсона
При усложнении задачи – уровень
оптимальной мотивации снижается

Аксиома Йеркса-Додсона При усложнении задачи – уровеньоптимальной мотивации снижается

Слайд 17Аксиома: канон Лойда Моргана
То или иное действие нужно

объяснять примитивными способностями, а не более высшими

Аксиома: канон Лойда Моргана  То или иное действие нужно объяснять примитивными способностями, а не более высшими

Слайд 18Аксиома
Все поведения человека и животного находятся на одной шкале

АксиомаВсе поведения человека и животного находятся на одной шкале

Слайд 19Уровни психики

Уровни психики

Слайд 21Методы зоопсихологии
Методы диагностики:
метод проблемной клетки (ящик Скиннера), основа оперантного научения
метод

лабиринта
метод обходного пути
метод выбора на образец
дифференцировочная дрессировка
манипулирование


Методы воздействия:

метод макетов
холдинг-терапия
сенсорная изоляция (сенсорная депривация)
метод перекрестного воспитания


Методы зоопсихологииМетоды диагностики:метод проблемной клетки (ящик Скиннера), основа оперантного наученияметод лабиринтаметод обходного путиметод выбора на образецдифференцировочная дрессировка

Слайд 22Безусловные рефлексы и инстинкты

Безусловные рефлексы  и инстинкты

Слайд 23Определение
Безусловный рефлекс – врожденная, простая ответная реакция организма на внешний

или внутренний раздражитель.
Инстинкт – врожденная, сложная ответная реакция организма на

внешний или внутренний раздражитель.


ОпределениеБезусловный рефлекс – врожденная, простая ответная реакция организма на внешний или внутренний раздражитель.Инстинкт – врожденная, сложная ответная

Слайд 24И. и Б.Р. высших животных и человека
Безусловные рефлексы
Чихательный
Глотательный
Рвотный
Икота
Моргание



Инстинкты
Самосохранения
Материнский (=родительский)
Размножения
Геоинстинкт (=миграционный)

Sб Rбn

Rб1
Sб Rб2
Rб3
Sб Rб1 + Rб2 + … +Rбn


И. и Б.Р. высших животных и человекаБезусловные рефлексыЧихательныйГлотательныйРвотныйИкотаМорганиеSб    RбИнстинктыСамосохраненияМатеринский (=родительский)РазмноженияГеоинстинкт (=миграционный)Sб

Слайд 25Виды инстинктов

Виды инстинктов

Слайд 26Классификация инстинктов по И. П. Павлову

Классификация инстинктов  по И. П. Павлову

Слайд 27Классификация инстинктов по П. В. Симонову

Классификация инстинктов по П. В. Симонову

Слайд 28Свойства инстинкта

Свойства инстинкта

Слайд 29 Свойства инстинкта
- Стереотипность
- Видоспецифичность
- Адаптивность

Свойства инстинкта - Стереотипность - Видоспецифичность - Адаптивность

Слайд 30КФД и сверхстимулы

КФД и сверхстимулы

Слайд 31Определение
Сверхстимул – сверхсильный стимул, обязательно вызывающий сильную реакцию.

Синонимы: супер-стимул,
ключевой стимул
S

Определение Сверхстимул – сверхсильный стимул, обязательно вызывающий сильную реакцию.Синонимы: супер-стимул,ключевой стимулS

Слайд 32Определение
КФД (комплекс фиксированных действий) – сверхстандартная, стереотипная реакция.

Смещенная активность –

вид реакции, когда стандартная реакция не может быть образована (=сублимация).

R

ОпределениеКФД (комплекс фиксированных действий) – сверхстандартная, стереотипная реакция.Смещенная активность – вид реакции, когда стандартная реакция не может

Слайд 33Блиц-
опрос

Блиц-опрос

Слайд 34Пение певчих птиц

Пение певчих птиц

Слайд 35КФД, т. к. одна птичка поет одну песню

КФД, т. к. одна птичка поет одну песню

Слайд 36.
Чистка оперерения при агрессивном или половом поведении

.Чистка оперерения при агрессивном или половом поведении

Слайд 37Смещенная активность

Смещенная активность

Слайд 38Опыты Тимбергена с птенцами серебристой чайки

Опыты Тимбергена с птенцами серебристой чайки

Слайд 39Красные пятна у кормящей самки – сверхстимул для птенцов

Красные пятна у кормящей самки – сверхстимул для птенцов

Слайд 40Конрад Лоренц

Конрад Лоренц

Слайд 41Психогидравлическая модель
Кран
Стимулы
Клапан
Труба - реакция

Психогидравлическая модельКранСтимулыКлапанТруба - реакция

Слайд 42Импринтинг
Импринтинг (впечатывание, запечатление) – особенность организма запечатлевать то первое, что

детеныш увидел, услышал, почувствовал любыми органами чувств сразу после своего

рождения в качестве мамы; себя детеныш воспринимает таким же как и мама.
ИмпринтингИмпринтинг (впечатывание, запечатление) – особенность организма запечатлевать то первое, что детеныш увидел, услышал, почувствовал любыми органами чувств

Слайд 43Фазы инстинкта по Крэйгу (= Крег)
1. Поисковая
пластичная (лабильная), характеризуется ярко

выраженной исследовательской деятельностью, переплетением врожденных и приобретенных компонентов поведения.
2. Завершающая
ригидная,

выполняемые движения отличаются строгой последовательностью, стереотипностью и предопределены морфологией .
Фазы инстинкта по Крэйгу (= Крег)1. Поисковаяпластичная (лабильная), характеризуется ярко выраженной исследовательской деятельностью, переплетением врожденных и приобретенных

Слайд 44Условные рефлексы и навыки

Условные рефлексы и навыки

Слайд 45Условный рефлекс
Условный рефлекс – простая приобретенная ответная реакция на внешний

раздражитель по раннему Павлову: по позднему Павлову: Sy

+ Sб = Ry Sy + Sб = Ry + P
Условный рефлексУсловный рефлекс – простая приобретенная ответная реакция на внешний раздражитель по раннему Павлову:

Слайд 46Стимулы
Sy – команды/приказы (то, в ответ на что долна появиться условная

реакция)
Sб – игрушка/еда и пр

(предметы, значимые для животного)
СтимулыSy – команды/приказы  (то, в ответ на что долна появиться условная реакция)

Слайд 47Реакция
Ry – приобретенная реакция на стимулы внешней среды
Rб –врожденная реакция

организма на безусловные стимулы

РеакцияRy – приобретенная реакция на стимулы внешней средыRб –врожденная реакция организма на безусловные стимулы

Слайд 48Подкрепление
P – подкрепление. Подкрепление - получение обещанного животным. Должно обязательно

присутствовать после выполнения им команды

ПодкреплениеP – подкрепление. Подкрепление - получение обещанного животным. Должно обязательно присутствовать после выполнения им команды

Слайд 49Подкрепление
Бывает отрицательным или положительным. Соотношение положительного и отрицательного подкрепления: 80% P+

20% P-


ПодкреплениеБывает отрицательным или положительным. Соотношение положительного и отрицательного подкрепления: 80% P+

Слайд 50Базовая схема выработки условного рефлекса (бехевиоризм)
Sy

Sб I R

P_+ учитывается I I – индивидуальные особенности животного
Базовая схема выработки условного рефлекса (бехевиоризм)Sy     Sб     I

Слайд 51
Навык – совокупность условных рефлексов (сложная приобретенная ответная реакция на

раздражители)

Навык – совокупность условных рефлексов (сложная приобретенная ответная реакция на раздражители)

Слайд 52Схема навыка
Sy Ry1 Ry2

Ry3 Rn Подкреплять необходимо каждую реакцию навыка

Схема навыкаSy    Ry1   Ry2   Ry3   Rn Подкреплять необходимо

Слайд 53Срыв условного рефлекса
1) Срыв стимула: две команды одновременно 2) Срыв реакции:

Две удачи/неудачи одновременно. Одна реукция правильная, вторая нет 3) Срыв подкрепления:

животное получает и положительное и отрицательное подкрепление одновременно
Срыв условного рефлекса1) Срыв стимула: две команды одновременно 2) Срыв реакции: Две удачи/неудачи  одновременно. Одна реукция

Слайд 54Виды научения Классификация по Ж.Годфруа
Реактивное (пассивное) научение:
Привыкание
Сенсибилизация
Импринтинг
Условные рефлексы по Павлову

Виды научения Классификация по Ж.ГодфруаРеактивное (пассивное) научение:ПривыканиеСенсибилизацияИмпринтингУсловные рефлексы по Павлову

Слайд 55Оперантное научение:
«Пробы и ошибки»
Формирование реакции
Научение путем наблюдения

Оперантное научение:«Пробы и ошибки»Формирование реакцииНаучение путем наблюдения

Слайд 56Когнитивное научение
Латентное научение
Психомоторный навык
Инсайт
Научение путем рассуждений
Подражание

Когнитивное научениеЛатентное научениеПсихомоторный навыкИнсайт Научение путем рассужденийПодражание

Слайд 57Классификация по У.Торпу
Неассоциативное научение:
Привыкание (габитуация)

Классификация по У.ТорпуНеассоциативное научение:Привыкание (габитуация)

Слайд 58Ассоциативное научение:
Классический условный рефлекс (респондентное н., УР первого рода, УР

по Павлову).
Оперантные условный рефлекс («пробы и ошибки», УР второго рода,

инструментальное н., научение по Скиннеру).
Ассоциативное научение:Классический условный рефлекс (респондентное н., УР первого рода, УР по Павлову).Оперантные условный рефлекс («пробы и ошибки»,

Слайд 59Латентное научение (скрытое)

Латентное научение (скрытое)

Слайд 60Инсайт (озарение):
Собственно инсайт («улавливание отношений»)
Подражание типа социального облегчения
Истинное подражание («копирование

поведенческих актов»)

Инсайт (озарение):Собственно инсайт («улавливание отношений»)Подражание типа социального облегченияИстинное подражание («копирование поведенческих актов»)

Слайд 61Импринтинг (запечатление)
Запечатление привязанности
Половой импринтинг

Импринтинг (запечатление)Запечатление привязанностиПоловой импринтинг

Слайд 62Методы отучения по К.Прайор
Метод 1. “Убить зверя”.
Методом 1 избавляются от

поведения, временно или навсегда избавляясь от того, кто его совершает.

Методы отучения по К.ПрайорМетод 1. “Убить зверя”.Методом 1 избавляются от поведения, временно или навсегда избавляясь от того,

Слайд 63Метод 2. Наказание.

Метод 2. Наказание.

Слайд 64Метод 3. Отрицательное подкрепление.
Отрицательным подкреплением является любое неприятное событие или

стимул, пусть даже весьма слабый, действие которого можно прекратить или

избежать, изменив поведение.
Метод 3. Отрицательное подкрепление.Отрицательным подкреплением является любое неприятное событие или стимул, пусть даже весьма слабый, действие которого

Слайд 65Метод 4. Угашение: поведению предоставляется возможность исчезнуть самому по себе.

Метод 4. Угашение: поведению предоставляется возможность исчезнуть самому по себе.

Слайд 66Метод 5. Выработка несовместимого поведения.
 Одним из изящных методов является обучение

субъекта выполнению другого действия, физически несовместимого с нежелательным.

Метод 5. Выработка несовместимого поведения. Одним из изящных методов является обучение субъекта выполнению другого действия, физически несовместимого с

Слайд 67Метод 6. Добиться, чтобы данное поведение совершалось по сигналу.

Метод 6. Добиться, чтобы данное поведение совершалось по сигналу.

Слайд 68Метод 7. “Формирование отсутствия”: подкрепляется все что угодно, кроме нежелательного

поведения.

Метод 7. “Формирование отсутствия”: подкрепляется все что угодно, кроме нежелательного поведения.

Слайд 69Метод 8. Смена мотивации

Метод 8. Смена мотивации

Слайд 70ДРАЙВ
Драйв – это инстинкт + навык в ответ на стимул.
Драйв

делится на два типа: индивидуальный и групповой

ДРАЙВДрайв – это инстинкт + навык в ответ на стимул.Драйв делится на два типа: индивидуальный и групповой

Слайд 71Индивидуальный драйв:
Пищевой
Сон
Игровой

Индивидуальный драйв:Пищевой СонИгровой

Слайд 72Групповой драйв
Половой
Брачный
Материнский
Оборонительный
Игровой
Территориальный

Групповой драйвПоловойБрачныйМатеринский ОборонительныйИгровойТерриториальный

Слайд 73Пищевой драйв
Пищевой
Пищедобывательный
Хищник – жертва
Животное – растение

Пищезапасательный
Нычки

Пищевой драйвПищевой ПищедобывательныйХищник – жертва Животное – растение ПищезапасательныйНычки

Слайд 74Прайд
Прайд – семейная стая львов. Прайд состоит из одного или

нескольких взрослых самцов, нескольких половозрелых самок и их детенышей. Численность

прайда может достигать 30-40 животных.
Прайд Прайд – семейная стая львов. Прайд состоит из одного или нескольких взрослых самцов, нескольких половозрелых самок

Слайд 76Альфа
Альфа-самец выполняет обязанности вожака и защитника стаи.
Маленький, жилистый, коренастый.


Большинство детёнышей в стае – детёныши альфа-самца.


АльфаАльфа-самец выполняет обязанности вожака и защитника стаи. Маленький, жилистый, коренастый. Большинство детёнышей в стае – детёныши альфа-самца.

Слайд 77Бета
Воины, охрана стаи.
Высокие, жилистые.
Большинство самок не имеют

потомства(бесплодны).

Бета Воины, охрана стаи. Высокие, жилистые. Большинство самок не имеют потомства(бесплодны).

Слайд 78Гамма
Присутствует ролевое поведение – мамы, няньки.
Преобладание женских особей над

мужскими.

Гамма Присутствует ролевое поведение – мамы, няньки.Преобладание женских особей над мужскими.

Слайд 79омега
Изгои стаи.
Они , как правило, в меньшинстве, примерно –

5%.

омега Изгои стаи.Они , как правило, в меньшинстве, примерно – 5%.

Слайд 80ПОЛЬЗУЙТЕСЬ НА ЗДОРОВЬЕ, НО ДЕЛАЙТЕ ССЫЛКУ на О.С. ПОСЫПАНОВУ и

СТУДЕНТОВ КАЛУЖСКОГО ГОСУНИВЕРСИТЕТА!

ПОЛЬЗУЙТЕСЬ НА ЗДОРОВЬЕ, НО ДЕЛАЙТЕ ССЫЛКУ на О.С. ПОСЫПАНОВУ и СТУДЕНТОВ КАЛУЖСКОГО ГОСУНИВЕРСИТЕТА!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика