Слайд 1ЗОЩЕНКО
МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ
1895–1958
Слайд 2
МИХАИЛ ЗОЩЕНКО
Русский советский писатель. Родился 29 июля
(10 августа) 1895 в Санкт-Петербурге в семье художника, Михаила Ивановича
Зощенко (1857-1907) и Елены Осиповны Зощенко, урожденной Суриной (1875-1920), которая до замужества была актрисой, писала рассказы.
Слайд 3 Впечатления детства – в том числе о сложные отношения
между родителями – отразились как в рассказах Зощенко для детей
(Галоши и мороженое, Елка, Бабушкин подарок, Не надо врать и др.), так и в его повести Перед восходом солнца (1943). Первые литературные опыты относятся к детским годам. В одной из своих записных тетрадей он отметил, что в 1902–1906 уже пробовал писать стихи, а в 1907 написал рассказ Пальто.
Слайд 4МИХАИЛ ЗОЩЕНКО
В 1913 Зощенко поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета.
К этому времени относятся его первые сохранившиеся рассказы – Тщеславие
(1914) и Двугривенный (1914). Учеба была прервана Первой мировой войной. В 1915 он добровольцем ушел на фронт, командовал батальоном, стал Георгиевским кавалером. Литературная работа не прекращалась и в эти годы. Зощенко пробовал себя в новеллистике, в эпистолярном и сатирическом жанрах (сочинял письма вымышленным адресатам и эпиграммы на однополчан). В 1917 был демобилизован из-за болезни сердца, возникшей после отравления газами.
Слайд 5МИХАИЛ ЗОЩЕНКО
По возвращении в Петроград были написаны Маруся, Мещаночка,
Сосед и др. неопубликованные рассказы, в которых чувствовалось влияние Г.Мопассана.
В 1918, несмотря на болезнь, Зощенко ушел добровольцем в Красную Армию и воевал на фронтах Гражданской войны до 1919. Вернувшись в Петроград, зарабатывал на жизнь, как и до войны, разными профессиями: сапожника, столяра, плотника, актера, инструктора по кролиководству, милиционера, сотрудника уголовного розыска и др. В написанных в это время юмористических Приказах по железнодорожной милиции и уголовному надзору ст. Лигово и др. неопубликованных произведениях уже чувствуется стиль будущего сатирика.
Слайд 6В 1919 Зощенко занимался в творческой студии, организованной при издательстве
«Всемирная литература». Руководил занятиями К.И.Чуковский. Вспоминая о его рассказах и
пародиях, написанных в период студийных занятий, Чуковский писал: «Странно было видеть, что этой дивной способностью властно заставлять своих ближних смеяться наделен такой печальный человек»
Слайд 7В 1920–1921 Зощенко написал первые рассказы из тех, что впоследствии
были напечатаны: Любовь, Война, Старуха Врангель, Рыбья самка. Цикл Рассказы
Назара Ильича, господина Синебрюхова (1921–1922) вышел отдельной книгой в издательстве «Эрато». Этим событием был ознаменован переход Зощенко к профессиональной литературной деятельности. Первая же публикация сделала его знаменитым. Фразы из его рассказов приобрели характер крылатых выражений: «Что ты нарушаешь беспорядок?»; «Подпоручик ничего себе, но – сволочь» и др. С 1922 по 1946 его книги выдержали около 100 изданий, включая собрание сочинений в шести томах (1928–1932).
Слайд 8К середине 1920-х годов Зощенко стал одним из самых популярных
писателей. Его рассказы Баня, Аристократка, История болезни и др., которые
он часто сам читал перед многочисленными аудиториями, были известны и любимы во всех слоях общества. В письме к Зощенко А.М.Горький отметил: «Такого соотношения иронии и лирики я не знаю в литературе ни у кого». Чуковский считал, что в центре творчества Зощенко стоит борьба с черствостью в человеческих отношениях.
Аристократка,
История болезни
Слайд 9В сборниках рассказов 1920-х годов Юмористические рассказы (1923), Уважаемые граждане
(1926) и др. Зощенко создал новый для русской литературы тип
героя – советского человека, не получившего образования, не имеющего навыков духовной работы, не обладающего культурным багажом, но стремящегося стать полноправным участником жизни, сравняться с «остальным человечеством». Рефлексия такого героя производила поразительно смешное впечатление. То, что рассказ велся от лица сильно индивидуализированного повествователя, дало основание литературоведам определить творческую манеру Зощенко как «сказовую».
Юмористические рассказы
Слайд 10В 1929, получившем в советской истории название «год великого перелома»,
Зощенко издал книгу Письма к писателю – своеобразное социологическое исследование.
Ее составили несколько десятков писем из огромной читательской почты, которую получал писатель, и его комментарий к ним. В предисловии к книге Зощенко написал о том, что хотел «показать подлинную и неприкрытую жизнь, подлинных живых людей с их желаниями, вкусом, мыслями». Книга вызвала недоумение у многих читателей, ожидавших от Зощенко только очередных смешных историй.
Письма к писателю
Слайд 11Возвращенная молодость
Советская действительность не могла не сказаться на эмоциональном состоянии
восприимчивого, с детских лет склонного к депрессии писателя. Поездка по
Беломорканалу, организованная в 1930-е годы в пропагандистских целях для большой группы советских писателей, произвела на него угнетающее впечатление. Но после этой поездки написал о том, как в лагерях перевоспитываются преступники (История одной жизни, 1934). Попыткой избавиться от угнетенного состояния, скорректировать собственную болезненную психику стало своеобразное психологическое исследование – повесть Возвращенная молодость (1933). Повесть вызвала неожиданную для писателя заинтересованную реакцию в научной среде: книга обсуждалась на многочисленных академических собраниях, рецензировалась в научных изданиях; академик И.Павлов стал приглашать Зощенко на свои знаменитые «среды».
Слайд 12Голубая книга
Как продолжение Возвращенной молодости был задуман сборник рассказов Голубая
книга (1935). Зощенко считал Голубую книгу по внутреннему содержанию романом,
определял ее как «краткую историю человеческих отношений» и писал, что она «двигается не новеллой, а философской идеей, которая делает ее». Рассказы о современности перемежались в этом произведении рассказами, действие которых происходит в прошлом – в различные периоды истории. И настоящее, и прошлое давалось в восприятии типичного героя Зощенко, не обремененного культурным багажом и понимающего историю как набор бытовых эпизодов.
Слайд 13Перед восходом солнца
В 1930-е годы писатель работал над книгой, которую
считал главной в своей жизни. Работа продолжалась во время Отечественной
войны в Алма-Ате, в эвакуации, поскольку пойти на фронт Зощенко не мог из-за тяжелой болезни сердца. В 1943 начальные главы этого научно-художественного исследования о подсознании были изданы в журнале «Октябрь» под названием Перед восходом солнца. Зощенко исследовал случаи из жизни, давшие импульс к тяжелому душевному заболеванию, от которого его не могли избавить врачи. Современный ученый мир отмечает, что в этой книге писатель на десятилетия предвосхитил многие открытия науки о бессознательном.
Слайд 14Приключения обезьяны
Постановление 1946, критиковавшее Зощенко, привело к его публичной травле
и запрету на издание его произведений. Поводом стала публикация детского
рассказа Зощенко Приключения обезьяны (1945), в котором был усмотрен намек на то, что в советской стране обезьяны живут лучше, чем люди.
Слайд 15Памятник Михаилу Зощенко в Сестрорецке
В июне 1953 Зощенко был
вновь принят в Союз писателей. В последние годы жизни работал
в журналах «Крокодил» и «Огонек». После достижения пенсионного возраста и до самой смерти (с 1954 по 1958 годы) Зощенко было отказано в пенсии. Последние годы Зощенко проживал на даче в Сестрорецке. Похороны Зощенко на Волковом кладбище, среди бывших литераторов, были запрещены. Похоронен на Сестрорецком кладбище под Санкт-Петербургом.
Слайд 16
Музей Михаила Зощенко
В его последней квартире организован музей. Факт
особенно интересен, если учесть что у автора есть рассказ о
знакомом, которого выселяют из квартиры где когда-то жил Пушкин, чтобы построить там музей.
Слайд 17«Не может быть!»
По произведениям М. М. Зощенко снято несколько художественных фильмов, в
том числе знаменитая комедия Леонида Гайдая «Не может быть!»