Слайд 1
«Линейная функция и ее применение в физике»
Расулова Валентина Федоровна
МБОУ
«СОШ №61» г. Астрахани, учитель математики
Учитель математики
Слайд 2«Математика – это царица наук, но она должна служить другим
наукам»
«И физика без математики – это только природоведение…»
Цели:
1. Систематизировать знания по теме «Линейная функция».
2. Формирование графического представления о механическом движении.
3. Решение задач аналитическим и графическим способами.
Слайд 5
Историческая справка.
Ещё Вавилонские учёные в 4 веке до н.э.
установили зависимость
между площадью круга его радиусом: S=3r²
Слайд 6Рене Декарт
в 1637 году рассматривал
функцию как изменение ординаты точки
в зависимости от изменения её абсциссы, которая принимала только положительные
значения.
Слайд 7Вильгельм Лейбниц
в 1673 году впервые употребил название «функция» (
от латинского functio- совершение, выполнение). Под функцией он понимал отрезок,
длина которого меняется по определённому закону.
Слайд 8И.Ньютон
называл переменную величину, которая меняется с течением времени, флюэнтой
( от fluere-текущая).
Слайд 9Л.Эйлер
в 1748 году вводит обозначение функции f:x
и даёт
ей такое определение:
«Функция переменного количества есть аналитическое выражение, составленное
каким-либо образом из этого количества и чисел или постоянных количеств.»
Слайд 10Актуализация опорных знаний.
Вспомним функции, уже известные нам, одновременно
повторим их важнейшие свойства, а также повторим понятия механического и
равномерного движения.
Слайд 111.Линейная функция задается формулой....
y= kx+ m
где k, m- числа (коэффициенты).
2.Графиком
линейной функции y=kx+m является.....
прямая.
блиц-опрос
Слайд 123.У функции y=kx+m число k называется…
угловым коэффициентом
прямой.
4.Если k>0 ,то прямая образует с положительным направлением оси
х…
острый угол.
5.Если k<0 ,то прямая образует с положительным направлением оси х…
тупой угол.
Слайд 136. Когда m=0 функция принимает вид
у =kх и называют
её…
прямой пропорциональностью
k называют…
коэффициентом пропорциональности.
7.Графиком линейной
функции
у = кх является…
прямая, проходящая через начало координат.
Слайд 14Взаимное расположение графиков линейных функций
8. Прямые у=2х+5 и у=2х-5…
параллельны.
9. Прямые у=3,4х-7 и у=-3,4х+1…
пересекаются.
10.Прямые у=х+4 и у=х+4…
совпадают.
Слайд 15Что такое механическое движение?
Изменение положения тела относительно других тел
с течением времени.
Слайд 16
Движение, при котором тело в любые равные промежутки времени
проходит равные пути, называется…
Равномерным
Слайд 17Пассажирский поезд за каждые 30 мин проходит расстояние 60 км,
за 15 мин -30 км, за 1мин -2км. Является ли
это движение равномерным?
Равномерное
Слайд 18Задание 1. График какой функции отличается от других? Чем?
у
у
у
у
х
х
х
х
0
0
0
0
1.
2.
3.
4.
Слайд 19Задание 2.
Ученик допустил ошибку при построении графика одной из функций.
На каком рисунке ошибка ?
у у=2х+3
у у=1/2х
у = -х-2
у = -х
0
0
0
0
у
у
х
х
х
х
3.
2.
1.
4.
Слайд 20Многие реальные ситуации моделируются с помощью прямой пропорциональности.
Например:
Стоимость у и число х батонов хлеба по цене
10 руб. за батон связаны зависимостью у=10х, это прямая пропорциональность, где K=10.
Слайд 21Народная мудрость
Пословицы иллюстрирующие характерные свойства функций.
«Чем дальше в лес,
тем больше дров»
«Как аукнется, так и откликнется»
«Что посеешь, то пожнёшь»
«Тише
едешь, дальше будешь»
Слайд 22L=vt – это тоже прямая пропорциональность, где коэффициент пропорциональности
v=L/t
Слайд 23Задание
В уравнении L=3t (м) что означает цифра 3 ?
Постройте график этого уравнения. Найдите по графику путь, пройденный за
4 секунды?
Слайд 24Графики зависимости пути от времени для двух тел А и
Б, движущихся прямолинейно и равномерно.
Графики зависимости пути от времени для
двух тел А и Б, движущихся прямолинейно и равномерно.
Слайд 25
Игра «Молчанка»
(-1;-2)-3ч, (5;1) -2ч, (4;-1)-4ч,
(0,5;1)-1ч, (1;3)-4ч, (-2;5)-2ч,
(-7;-2)-3ч,
(-5, 1)-3ч, (5;-3)-2ч,
(-2;-2)-3ч, (2;-2)-4ч, (-1;3)-2ч,
(6;2)-2ч, (-4;-2)-3ч, (-8; 0)- 4 ч,
(1;4)-1ч, (0;-7)-4 ч , (-10;5)-2ч .
Слайд 26Определите скорости тел по графикам пути.
VV
V = 18 км/ч
V =
36 км/ч
Слайд 27Трактор за 5 минут проехал 600м. Какой путь он пройдет
за 0,5ч, двигаясь с той же скоростью?
Решение задачи графическим и
аналитическим (с помощью формул) способами
Слайд 28Решение
Аналитический способ
Дано:
t 1= 5 мин
L1 = 600 м
t 2=
0,5 ч
Найти:
L2 = ?
Графический способ
Решение:
1.
2.
3. L =
v t
4. L = 120 м/мин·30мин = 3600 м
Ответ: 3600 м.
v
Слайд 29Домашнее задание:
Придумать задачу из жизни, где применяется прямая пропорциональность
и решить её двумя способами.
2. §10 вопросы и задания
2, 3, 6
на стр.81