Слайд 1Пушкин и математика
Интегрированный урок
Воробьева И.А.
МОУ гимназия
№ 12
г.Тверь
Слайд 2Дорогой друг !
Я уверена, что тебе с детства знакомо имя
Александра Сергеевича Пушкина. Ты наверняка читал его сказки, учил наизусть
стихи. Думаю, что они не оставили тебя равнодушным. Тебе хочется знать как зарождался поэтический дар Александра Сергеевича ? Как прошло его детства, годы жизни в лицее? Как он учился в школе ? Дружился ли с математикой ? И по каким учебникам занимался ? Тогда иди за мной, по страницам этой презентации !
Слайд 3Цели урока: Познакомить учащихся с
историей создания лицея, показать учащимся значимость тех лет в
жизни Пушкина А. С., которые он прожил в лицее.; погрузить учащихся в атмосферу урока математики того времени.
Средства обучения: фотографии с изображением лицея и его внутреннего убранства, парадная и школьная форма лицеистов, титульный лист учебника Магницкого Л.Ф., плакаты со стихотворениями Пушкина А.С. о лицее, распорядок дня лицеистов.
Слайд 4План урока:
1. Организационный момент
2.
Объявление темы и целей урока.
3. Литературная часть урока:
а) История создания лицея;
б)Планировка и распорядок дня;
в) Пушкин в лицее.
4. Математическая часть урока:
а) Биографические сведения о
Магницком Л.Ф.
б) Учебник Магницкого Л.Ф.
в) Решение задач из учебника Магницкого
5. Итоги урока.
го
Слайд 5Ход урока
1.Организационный момент
2.Объявление темы и целей урока.
Сегодня в нашей школе День лицея. 19октября это
не случайно выбранный день. Именно 19 октября 1811 года было открыто в России новое учебное заведение –Царскосельский лицей , где учился великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. И сегодня мы познакомимся с историей создания и жизни этого учебного заведения. Мы не зря сегодня сели амфитеатром – именно так сидели ученики в классах лицея.
3.Литературная часть : ( дети рассказывают о лицее )
По поводу создания лицея ходили разные слухи. Одни говорили, что император Александр задумал воспитывать своих младших братьев с отпрысками знатнейших фамилий . Другие полагали, что императору, имеющему собственных детей захотелось вблизи себя видеть «невинных и веселых отроков». А посему повелел он разместить в Царском Селе у себя под боком привилегированное учебное заведение- лицей.
(Дети по очереди читают стихи )
Слайд 6
Навис покров угрюмой нощи
На своде дремлющих небес;
В безмолвной тишине почили дол и рощи,
В седом тумане дальний лес;
Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,
Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,
И тихая луна , как лебедь величавый ,
Плывет в сребристых облаках.
Плывет и бледными лучами
Предметы осветила вдруг.
Аллея древних лип открылась пред очами,
Проглянули и холм и луг;
Здесь вижу с тополем сплелась младая ива
И отразилася в кристалле зыбких вод;
Царицей средь полей лилия горделиво
В роскошной красоте цветет.
С холмов кремнистых водопады
Стекают бисерной рекой,
Там в тихом озере плескаются наяды
Его ленивою волной.
Слайд 7
Здание дворцового флигеля было переделано внутри, старая мебель приведена в
порядок, приобретена новая. Для воспитанников сшита форменная одежда, закуплены книги.
На первом этаже разместилось хозяйственное управление лицея , квартиры инспекторов и гувернеров.
На втором этаже – гардеробная, столовая , буфетная , больница , малый конференц – зал , канцелярия .
На третьем – большой зал , классы , газетная комната , библиотека .
На четвертом - комнаты спальни воспитанников .
Все было готово к приему воспитанников Царскосельского лицея , выдержавших вступительный экзамен. 9 октября хозяин лицея Малиновский Василий Федорович начал принимать детей .Со стуком подъезжали кареты ,из которых степенно выходили мальчики подростки в сопровождении родных. Но лица детей были грустны и растеряны, а лица взрослых торжественно серьезны. Пушкина привез дядя Василий Львович.
Слайд 8
В Лицей было принято 30 детей. На открытии лицея
присутствовал царь и члены царской фамилии. Торжество началось
молитвой . Потом духовенство освятило лицей и окропило святой водой лицеистов . После торжественных речей воспитанников стали вызывать по списку.
Пушкин Александр ! -Он вышел - быстроглазый , курчавый, смуглый , довольно ловко поклонился и с облегчением вернулся на место.
После церемонии был торжественный обед , а вечером , когда гости уехали , мальчикам разрешили снять парадные мундиры и погулять . Со смехом сражались они в снежки , радуясь выпавшему снегу и обретенной свободе .
Открытие лицея было в четверг , а с понедельника начались регулярные занятия .Распорядок дня был твердый :
Слайд 9Подъем в 6 утра , молитва .
С 7 до 9
занятия
В 9 чай с булкой
До 10 прогулка при любой погоде
С
10 до 12 занятия
С 12 до 13 прогулка
В 13 обед из 3 блюд ( в праздники - из 4 )
С 14 до 15 чистописание или рисование
С 15 до 17 уроки
В 17 чай с булкой
До 18 прогулка
Потом повторение уроков
В 20-30 ужин из двух блюд
До 22 отдых
В 22 вечерняя молитва и сон
Слайд 10
Молитвы читали по очереди и вслух. Каждую субботу
баня, июль каникулы, Среда и суббота были посвящены танцам
или фехтованью. До окончания курса ни один воспитанник не имел права выезжать из лицея. Но родные по праздникам могли навещать.
Летели день за днем. И постепенно лицей становился для Пушкина родным домом , а его одноклассники - семьей.
Пушкин был одним из самых подвижных и ловких , начитан , прекрасно знал французский язык , поэтому ему дали прозвище ( француз) .
Характер у Пушкина был очень неровный , поэтому он не сразу сошелся с товарищами:
Порой ленив, порой упрям,
Порой лукав ,порою прям,
Порой смирен, порой мятежен ,
Порой печален , молчалив,
Порой сердечно говорлив…
Иногда неуместно шутил , а потом сам очень переживал, о чем мог знать только Иван Пущин, лучший друг Пушкина , живший по соседству, в комнате № 13
Слайд 11 Сколько шепотом через перегородку велось задушевных переговоров по
ночам?
Учились в классах по 7 часов в день.
Первые три года посвящались изучению языков (русский, французский, немецкий), из древних - латинскому, а также математике, словесности, риторике, истории, географии. Обязательны были танцы, плавание, верховая езда, фехтование. Методика воспитания была рассчитана на то, чтобы приучить юношество к самостоятельному мышлению. Лицей воспитывал и укреплял чувство человеческого достоинства. Всему педагогическому персоналу предписывалось соблюдать такт, вежливость и называть учащихся на « ВЫ».
Любимыми предметами Пушкина были французский язык, словесность. Он мог подолгу засиживаться в библиотеке. Без большой охоты занимался математикой в классе профессора Якова Ивановича Карцева. Вначале дело шло кое- как. Решал задачи , учил формулы. Но скоро это надоело. Яков Иванович сердился, уговаривал, жаловался и, наконец, махнув рукой, стал учить одного лишь Вольховского. Остальные лицеисты готовили другие уроки, читали романы, сочиняли стихи :
Слайд 12 Какие ж вы ленивцы!
Ну, на
кого напасть?
Да
нуте – ка, Вольховский,
Вы ересь понесли.
А что читает Пушкин?
Подайте – ка сюды!
Ступай из класса с богом,
Назад не приходи.
Иван Пущин вспоминает такой эпизод. Профессор Карцев
продиктовал алгебраическую задачу. Пушкин задумался, долго переминался с ноги на ногу, молча писал какие-то формулы . А когда его спросили :»Чему равен х?» , Пушкин улыбнулся и ответил : « 0».
«Хорошо! У вас , Пушкин, в моем классе все равняется 0. Садитесь на место и пишите стихи.»
Слайд 13 Математическая часть урока
(Рассказывают об учебнике Магницкого Л.Ф. и о его
ав авторе дети) .
Вполне возможно , что учил математику А.С Пушкин
по учебнику Леонтия Филипповича Магницкого ( 1669 -1739)
Л. Ф. Магницкий - наш земляк. Родился он в бедной крестьянской семье г. Осташкова, сам научился читать и писать. Его способности были замечены окружающими. Неизвестно как попал в Москву. Учился он в Славяно- греко- латинской академии. Упорным трудом приобрел глубокие знания и до конца жизни преподавал математику в Московской школе математики и навигационных наук (или морское училище ). Петр / любил Магницкого за живой ум. В знак своих выдающихся способностей
получил Магницкий от Петра / свою новую фамилию – Телятин , что означало привлекающий к себе своими знаниями ( как магнит притягивает железо ).
Слайд 14
Магницким был написан знаменитый учебник арифметики ,по
которому учились М. В. Ломоносов, А. С. Пушкин. Кроме основ
арифметики в учебнике даны сведения по алгебре ( прогрессии, правила извлечения корней ), тригонометрии , астрономии , геодезии. Учебник содержит много интересных задач, стихов , рисунков . Открывается учебник картинкой, изображающей храм мудрости, где на пьедестале к которому ведут ступени из арифметических действий, сидит женщина - олицетворение мудрости. В правой руке у неё ключ к наукам.
Характерной особенностью учебника было то , что в нем было много задач практического содержания.
Некий
человек нанял работника на год, обещав дать ему 12 рублей и кафтан. Но тот , проработав 7 месяцев , восхотел уйти и просил достойной платы с кафтаном. Он же ( хозяин) дал ему расчет 5 рублей и кафтан. Ведательно есть , коликой цены оный кафтан был?
12 руб. + кафтан – 12 месяц.
5 руб. + кафтан - 7 месяц.
Значит , 7 руб за 5 месяц. , т. е. 7/5 руб. за месяц 2 способ: х руб. кафтан , тогда (12 + х )/12 =(5 + х )/ 7
Ответ : 4 руб. 80 коп.
Задача 2:
Послан человек из Москвы на Вологду , и велено ему в своем хождении совершать на всякий день 40 верст. Потом другий человек и другий день послан в след его и велено ему идти на день по 45 верст. Ведательно есть колий день постигнет второй первого.
Ответ : 8 дней
Спросил некто учителя : « Сколько у тебя учеников
в классе?» Учитель ответил : « Если придет еще учеников столько же , сколько имею , и полстолько , и четвертая часть , и твой сын , тогда будет у меня учеников 100. )
х + х + х/2 + х/4 + 1 = 100
Ответ : 36 учеников
Особый раздел учебника составляли так называемые « забавы «
Задача 4 :
Задумайте день недели , нумеруя дни с понедельника. Умножьте задуманное число на 2, к произведению прибавьте 5 , сумму умножьте на 5, произведение умножьте на 10. Сколько получилось? От ответа отнимите 250 , и число сотен даст номер дня недели . Почему ?
Слайд 18Итог урока
И все же , не
смотря на столь занимательные задачи , Пушкин был увлечен не
математикой . Одним из любимых предметов после литературы было право , нравственность , преподавал которые один из самых талантливых профессоров лицея Александр Петрович Куницин.
« Куницыну дань сердца и вина !
Он создал нас , он воспитал наш пламень ,
Поставлен им краеугольный камень ,
Им чистая лампада возжена …..»
Вообще лицей для Пушкина - это целая школа жизни , это интересные люди , это друзья , это первая любовь , это семья друзей . И потому , именно ему , Лицею , посвящено множество стихов . Где б ни был Пушкин , он всегда вспоминал родной Лицей :
Хранитель милых чувств и прошлых наслаждений ,
О ты , певцу дубрав давно знакомый гений,
Воспоминание рисуй передо мной
Волшебные места , где я живу душой ,
Леса , где я любил , где чувство развивалось ,
Где с первой юностью младенчество сливалось ,
И где взлелеянный природой и мечтой ,
Я знал поэзию , веселость и покой
Слайд 19Используемые ресурсы:
1.Императорский Лицей в памяти его питомцев:Царскосельский Лицей (1811-1843)
Издательство :
Наука 2011г
2.Страницы истории России
Арифметика Магницкого
http:www.etudes.ru./ru./mov/magn/index.php