Слайд 1ГБОУ ЦО № 491 «Марьино»
Проект:
Математика в музыке.
Проект выполняла:
Устинова Екатерина, 9б
класс
Преподаватель:
Веремеенко Светлана Анатольевна
Слайд 2Задача проекта:
Повысить интерес к изучению математики
ответить на вопрос: «Могут ли
данные знания пригодиться в жизни?»
Слайд 3Гипотеза
На сколько популярны знания о математике в музыке.
Слайд 4План работы
Формулирование вопросов для исследований.
Сбор информации
Интервьюирование представителей
музыкальной специальности на тему использования ими знаний математики в их
профессиональной деятельности
Анализ полученной информации
Создание презентации
Слайд 5Вопросы, направляющие проект.
Могут ли эти знания пригодиться нам в повседневной
жизни?
Нужны ли знания математики в музыке?
Слайд 6Цель проекта «Математика и музыка»
показать, как математика подчиняет своим законам
окружающую действительность, в частности, показать значение математики в развитии музыки.
Слайд 7
От этих слов, вложенных
А.С. Пушкиным в уста Сальери, веет мертвящей пропастью между музыкой и
математикой. Отравлен Моцарт - живое воплощение музыки, и сама музыка мертва под математическим скальпелем убийцы гения. Разве не отражают эти пушкинские строки мнение большинства людей, что между математикой и музыкой нет и не может быть ничего общего?
"Музыку я разъял как труп,
Проверив алгеброй гармонию."
Слайд 8
Исследованию музыки посвящали свои работы многие величайшие математики: Рене
Декарт, Готфрид Лейбниц, Христиан Гольдбах, Жан д‘ Аламбер, Леонард Эйлер,
Даниил Бернулли. Первый труд Рене Декарта - "Compendium Musicae" ("Трактат о музыке"); первая крупная работа Леонарда Эйлера - "Диссертация о звуке".
Слайд 9Эта работа 1727 года начиналась словами: "Моей конечной целью в
этом труде было то, что я стремился представить музыку как
часть математики и вывести в надлежащем порядке из правильных оснований все, что может сделать приятным объединение и смешивание звуков". Лейбниц в письме Гольдбаху пишет: "Музыка есть скрытое арифметическое упражнение души, не умеющей считать". И Гольдбах ему отвечает: "Музыка - это проявление скрытой математики".
Слайд 10Основы музыкальной грамоты заложил Пифагор, тот самый древнегреческий математик, философ,
астроном, с теоремой которого учащиеся знакомятся в 8 классе. Проект
«Математика в музыке» отражает вопросы, касающиеся научных открытий Пифагора: теория гармонии чисел, теория музыки, открытие лечебного эффекта музыки.
Слайд 11 Между математикой и музыкой размещается вся
творческая духовная деятельность человека.
В Греции музыка играла важную роль
в общественной и личной жизни людей, а музыке придавалось государственное значение.
В Древней Греции развивалась также музыкальная теория и музыкальная эстетика. Пифагор и пифогорейцы научно сформулировали ряд акустических законов музыки, а древнегреческое музыкально-теоретическое учение оказало большое воздействие на развитие европейской науки о музыке.
(греч. – знание, наука).
Математика - царица всех
наук, символ мудрости. Красота математики является одним из связующих звеньев науки и искусства. Это наука о структурах, порядке и отношениях, которая исторически сложилась на основе операций подсчета, измерения и описания форм реальных обьектов.
"музыка” (греч. - искусство уз), значит искусство, отражающее действительность в
звуковых художественных образах. Это вид искусства, художественным материалом которого является звук, особым образом организованный во времени.
Слайд 14
Раздумывая об искусстве и науке,
об их взаимных связях и противоречиях, я пришёл к выводу,
что математика и музыка находятся на крайних полюсах человеческого духа, что этими двумя антиподами ограничивается и определяется вся творческая духовная деятельность человека и между ними размещается всё, что человечество создало в области науки и искусства.
Генрих Нейгауз - русский пианист и педагог немецкого происхождения. Народный артист РСФСР.
Генрих Нейгауз
Слайд 15Генрих Густавович Нейгауз родился в 1888 году на Украине. Его
родителями были известные музыканты-педагоги. Дядя - русский пианист, дирижер
и композитор
Ф.М. Блуменфельд, двоюродный брат—
К. Шимановский, польский композитор.
Дарование мальчика проявилось рано, но в детстве он не получил систематического музыкального образования.
Его пианистическое развитие протекало стихийно. «Когда мне было лет восемь или девять, — вспоминал Нейгауз, — я стал понемногу, а потом все больше и чем дальше, тем с большим азартом импровизировать на рояле. Иногда я доходил до полной одержимости: не успевал проснуться, как уже слышал внутри себя музыку, свою музыку, и так почти весь день».
Слайд 16
Музыка - это математика интуиции.
Олег Гуцуляк— украинский писатель,
культуролог, философ.
Олег Гуцуляк
Слайд 17Сын известного украинского химика Гуцуляка Бориса Михайловича. Внук поручика Украинской Галицкой Армии
(УГА), западно-украинского детского писателя и педагога Гуцуляка Михаила Максимовича (1888—1946).
Закончил
Ивано-Франковскую среднюю школу , филологический факультет Прикарпатского национального университета им. В. Стефаника. Работал библиотекарем Ивано-Франковского педагогического института.
Защитил диссертацию «Неоязычество как мировоззренческое явление: историко-философский анализ» во Львовском университете. Кандидат философских наук (2006).
С 2005 — заведующий отделом, с 2007 г. — заместитель директора по науке и компьютеризации научной библиотеки Прикарпатского национального университета.
Член Ассоциации украинских писателей (АУП). Член Социологической ассоциации Украины (САУ).
Слайд 18
Почтенный Плутарх отвергал оценку музыки, основанную
на свидетельстве чувств. Он утверждал, что достоинства её должны восприниматься
умом, и потому судил о музыке не по слуху, а на основании математической гармонии и находил достаточным ограничить изучение музыки пределами одной октавы.
Слайд 19Плутарх был хорошо известен современникам и как общественный деятель, и
как философ. Он многократно бывал в Риме и других местах
Италии, имел учеников, занятия с которыми вёл на греческом языке.
Плутарх — древнегреческий философ.
Слайд 20Математика в музыке
На первых же уроках сольфеджио ученики музыкальных школ
сразу же сталкиваются с математикой.
Так в 5-6 лет ребята, которые
занимаются музыкой, узнают, что ноты могут делиться. А ведь деление школьники начинают изучать только в 8-9 лет, в конце второго класса.
У истоков музыкальной грамотности стоял великий математик Пифагор. И не случайно!
Слайд 21При записи мелодии, звуки имеют свою длину (длительность).
Здесь происходит сопоставление
целого числа и целой длительности, дробного числа и длительности коротких
нот, записываемых при помощи дроби.
Слайд 22 И с понятием последовательность в математике мы также встречаемся .
музыкальные произведения тоже записываются нотами в определенной музыкальной последовательности.
Таким
образом, математика и музыка – два полюса человеческой культуры, два школьных предмета, две системы мышления, тесно связанные между собой.
Слайд 23Класс, в котором я учусь, занимается углубленно музыкой. И мы
четко понимаем значение математики в музыке. Не зная математических понятий,
не умея различать дроби, не умея сравнивать их, невозможно было бы сыграть музыкальный фрагмент.
Слайд 25Именно здесь мы сталкиваемся с математической операцией сравнения.
В музыке, как
и в математике, тоже есть понятие параллельности. Параллельные тональности, а
ещё линии нотного стана всегда параллельны, то есть никогда не пересекаются.
Слайд 26Пифагорейская теория музыки
Пифагору приписывают
открытие диатонической* шкалы, хотя сам он не был музыкантом. Получив
основные сведения о божественной теории музыки от жрецов , Пифагор провел несколько лет в размышлениях над законами, управляющими созвучием и диссонансом. Как он в действительности нашел решение, нам не известно, но представлено следующее объяснение.
*Диатоническая гамма - звуки диатонич. ладов, располож. в восходящей или нисходящей последовательности. В традиц. (классической) теории музыки под диатонич. ладами понимают лады, звуки к-рых соответствуют осн. ступеням муз. системы, взятым в пределах какой-либо октавы.
Слайд 27 Однажды, размышляя над проблемой гармонии, Пифагор проходил мимо мастерской
медника, который склонился над наковальней с куском металла.
Слайд 28 Заметив различие в тонах между звуками, издаваемыми различными молоточками и
другими инструментами при ударе о металл, и, оценив гармонии
и дисгармонии, получающиеся от комбинации этих звуков, Пифагор получил первый ключ к понятию музыкального интервала в диатонической шкале. Он вошел в мастерскую и после тщательного осмотра инструментов и прикидывания в уме их веса вернулся в собственный дом, сконструировал балку, которая была прикреплена к стене, и приделал к ней через равные интервалы четыре струны, во всем одинаковые.
Слайд 29К первой из них прикрепил вес в 12 фунтов, ко
второй - в 9, к третьей - в 8, и
к четвертой - в 6 фунтов, Эти различные веса соответствовали весу молотков медника.
Слайд 30 Пифагор обнаружил, что первая и четвертая струны, когда звучат вместе,
дают гармонический интервал октавы, потому что удваивание веса имело тот
же эффект, что и укорачивание струны наполовину. Натяжение первой струны было в два раза больше, чем четвертой струны, и, как говорят, их соотношение равно 2:1, или двукратное. Подобным же рассуждением он пришел к заключению, что первая и третья струны дают квинту. Натяжение первой струны было в полтора раза больше, нежели третьей струны, и их соотношение было 3:2, или полуторное.
Слайд 31 Подобным же образом вторая и четвертая струны, имея то
же соотношение, что и первая и третья, давали гармонию
чистой квинты. Продолжая это исследование, Пифагор открыл, что первая и вторая струны дают терцию, натяжение первой струны на треть больше, чем второй, их соотношение 4:3 . Третья и четвертая струны, имея то же соотношение, что и первая и вторая, дают ту же гармонию. Согласно Ямвлиху (Я́мвлих — античный философ-неплатоник, ученик Порфирия, глава Сирийской школы неоплатонизма в Апамее), вторая и третья струны имеют соотношение 8:9 .
Для Пифагора музыка была производной от божественной науки
математики, и ее гармонии жестко контролировались математическими пропорциями.
Слайд 33 Пифагорейцы утверждали, что математика демонстрирует точный метод, которым Бог установил
и утвердил Вселенную. Числа, следовательно, предшествуют гармонии, так как их
неизменные законы управляют всеми гармоническими пропорциями.
Значение математики в музыке
Слайд 34Вывод:
Таким образом математика и музыка тесно связанны между собой.
А дети, изучающие музыку, лучше усваивают математику, и наоборот детям,
понимающим математику, легче дается музыка.