Разделы презентаций


Основы комбинаторики. Размещения, перестановки, сочетания 11 класс

Содержание

Проказница МартышкаОсёл,Козёл,Да косолапый МишкаЗатеяли играть квартет…Стой, братцы стой! –Кричит Мартышка, - погодите!Как музыке идти?Ведь вы не так сидите…И так, и этак пересаживались – опять музыка на лад не идет.Вот пуще прежнего

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Основы комбинаторики.
Размещения, перестановки,
сочетания.

Основы комбинаторики. Размещения, перестановки, сочетания.

Слайд 2Проказница Мартышка
Осёл,
Козёл,
Да косолапый Мишка
Затеяли играть квартет

Стой, братцы стой! –
Кричит Мартышка,

- погодите!
Как музыке идти?
Ведь вы не так сидите…
И так, и

этак пересаживались – опять музыка на лад не идет.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть…
Проказница МартышкаОсёл,Козёл,Да косолапый МишкаЗатеяли играть квартет…Стой, братцы стой! –Кричит Мартышка, - погодите!Как музыке идти?Ведь вы не так

Слайд 3знать:
определения трех важнейших понятий комбинаторики:
размещения из n элементов по m;
сочетания из n элементов по m;
перестановки из n элементов;
основные

комбинаторные формулы
уметь:
отличать задачи на «перестановки», «сочетания», «размещения»

друг от друга;
применять основные комбинаторные формулы при решении простейших комбинаторных задач.
знать:определения трех важнейших понятий комбинаторики:размещения из n элементов по m;сочетания из n элементов по m;перестановки из n элементов;основные комбинаторные формулы   уметь:отличать задачи на

Слайд 4множество
Множество характеризуется объединением некоторых однородных объектов в одно целое.
Объекты,

образующие множество, называются элементами множества.
Множество будем записывать, располагая его элементы

в фигурных скобка {a, b, c, … , e, f}.
Во множестве порядок элементов роли не играет, так {a, b} = {b, a}.
Множество, не содержащее ни одного элемента, называется пустым множеством и обозначается символом ø.
множествоМножество характеризуется объединением некоторых однородных объектов в одно целое. Объекты, образующие множество, называются элементами множества.Множество будем записывать,

Слайд 5множество
Если каждый элемент множества А является элементом множества В, то

говорят, что множество А является подмножеством множества В.

В
А
Множество {a, b} является

подмножеством множества {a, b, c, … , e, f}.

Обозначается

Пример:

Задача

Перечислите возможные варианты подмножества множества {3, 4, 5, 7, 9}.

множество	Если каждый элемент множества А является элементом множества В, то говорят, что множество А является подмножеством множества

Слайд 6Комбинаторикой называется область математики, в которой изучаются вопросы о том,

сколько различных комбинаций, подчиненных тем или иным условиям, можно составить

из элементов, принадлежащих заданному множеству.

Комбинаторика является важным разделом математики, который исследует закономерности расположения, упорядочения, выбора и распределения элементов с фиксированного множества.

Комбинаторикой называется область математики, в которой изучаются вопросы о том, сколько различных комбинаций, подчиненных тем или иным

Слайд 7ПРАВИЛО СУММИРОВАНИЯ
 
 
Если два взаимоисключающие действия могут быть выполнены в соответствии 

k и m способами, тогда какое-то одно из этих действий

можно выполнить  k + m способами.

Пример №1
Из города А в город В можно добраться 12 поездами, 3 самолетами, 23 автобусами. Сколькими способами можно добраться из города А в город В?
Решение

N=12+13+23=38

ПРАВИЛО СУММИРОВАНИЯ  Если два взаимоисключающие действия могут быть выполнены в соответствии  k и m способами, тогда какое-то одно

Слайд 8Пример № 2
В ящике имеется n разноцветных шариков. Произвольным

образом вынимаем один шарик. Сколькими способами это можно сделать?
Решение. Конечно, n способами.

Теперь

эти n шариков распределены по двум ящикам: В первом m шариков, во втором k. Произвольно из какого-нибудь ящика вынимаем один шарик. Сколькими разными способами это можно сделать?

Решение. 
Из первого ящика шарик можно вытянуть m различными способами, из второго k различными способами, всего  N = m + k способами.

Пример № 2 В ящике имеется n разноцветных шариков. Произвольным образом вынимаем один шарик. Сколькими способами это

Слайд 9ПРАВИЛО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
 
 
Пусть две выполняемые одно за другим действия могут быть

осуществлены в соответствии   k и m способами Тогда обе они

могут быть выполнены  k ∙ m способами.

Пример № 3
 В турнире принимают участие 8 хоккейных команд. Сколько существует способов распределить первое, второе и третье места?
Решение

N=8∙7∙6=336

ПРАВИЛО ПРОИЗВЕДЕНИЯ  Пусть две выполняемые одно за другим действия могут быть осуществлены в соответствии   k и m способами

Слайд 10 
Пример № 4
Сколько можно записать двузначных чисел в десятичной системе

счисления?
Решение. Поскольку число двузначное, то число десятков (m) может принимать одно

из девяти значений: 1,2,3,4,5,6,7,8,9. Число единиц (k) может принимать те же значения и может, кроме того быть равным нулю. Отсюда следует, что m = 9, а k= 10. Всего получим двузначных чисел 
N = m ·k = 9·10 =90.
 Пример № 4Сколько можно записать двузначных чисел в десятичной системе счисления?Решение. Поскольку число двузначное, то число десятков (m)

Слайд 11 
 
Пример № 5
В студенческой группе 14 девушек и 6 юношей.

Сколькими способами можно выбрать, для выполнения различных заданий, двух студентов

одного пола?

Решение. По правилу умножения двух девушек можно выбрать 14 ·13 = 182 способами, а двух юношей 6·5 = 30 способами. Следует выбрать двух студентов одного пола: двух студентов или студенток. Согласно правилу сложения таких способов выбора будет
N =182 + 30 = 212.

  Пример № 5В студенческой группе 14 девушек и 6 юношей. Сколькими способами можно выбрать, для выполнения различных

Слайд 12 
 
Типы соединений

Множества элементов называются соединениями.

Различают три типа соединений:
перестановки из n элементов;
размещения из n элементов по m;
сочетания

из n элементов по m (m 

  Типы соединенийМножества элементов называются соединениями.Различают три типа соединений:перестановки из n элементов;размещения из n элементов по m;сочетания из n элементов по m (m 

Слайд 13 
 
Определение: Перестановкой из n элементов называется любое упорядоченное множество из

n элементов.
Иными словами, это такое множество, для которого указано, какой

элемент находится на первом месте, какой – на втором, какой- на третьем, …, какой – на n-м месте.

ПЕРЕСТАНОВКИ

Перестановки – это такие соединения по n элементам из данных элементов, которые отличаются одно от другого порядком элементов.

Число перестановок из n элементов обозначают Рn.

Рn = n · (n - 1) · (n – 2) · … · 2 · 1 = n!

  Определение: Перестановкой из n элементов называется любое упорядоченное множество из n элементов.Иными словами, это такое множество, для

Слайд 14 
 
Определение:
Пусть n - натуральное число. Через n! (читается "эн факториал") обозначается число,

равное произведению всех натуральных чисел 1 от до n:
n! = 1

· 2 · 3 · ... · n.

В случае, если n = 0, по определению полагается: 0! = 1.

ФАКТОРИАЛ

  Определение: Пусть n - натуральное число. Через n! (читается

Слайд 15 
 
Пример № 6
Найдем значения следующих выражений: 1! 2! 3!
7!
Пример

№ 7
Чему равно
а)Р5 ;
б) Р3.

Пример № 8
Упростите
а) 7! · 8
б)

12! · 13 ·14
в) κ! · (κ + 1)
  Пример № 6Найдем значения следующих выражений: 1!  2!  3!  7!Пример № 7Чему равно а)Р5 ;

Слайд 16 
 
Пример № 9
Сколькими способами можно расставить 8 участниц финального забега

на восьми беговых дорожках?

Решение. 
n =8
Р8=8! = 8·7·6·5 · 4

· 3 · 2 ·1 =40320
  Пример № 9Сколькими способами можно расставить 8 участниц финального забега на восьми беговых дорожках?  Решение. n =8Р8=8! =

Слайд 17 
 
РАЗМЕЩЕНИЯ
Определение. Размещением из n элементов по m называется любое упорядоченное множество из

m элементов, состоящее из элементов n элементного множества.
Число размещений из m  элементов

по n обозначают: 

вычисляют по формуле:

  РАЗМЕЩЕНИЯОпределение. Размещением из n элементов по m называется любое упорядоченное множество из m элементов, состоящее из элементов n элементного множества.Число

Слайд 18 
 
Пример № 9
Учащиеся 11-го класса изучают 9 учебных предметов. В

расписании учебных занятий на один день можно поставить 4 различных

предмета. Сколько существует различных способов составления расписания на один день?
Решение. 

Имеем 9-элементное множество, элементы которого учебные предметы. При составлении расписания мы будем выбирать 4-элементное подмножество (уроков) и устанавливать в нем порядок. Число таких способов равно числу размещений из девяти по четыре (m=9, n=4) то есть A94:

  Пример № 9Учащиеся 11-го класса изучают 9 учебных предметов. В расписании учебных занятий на один день можно

Слайд 19 
 
Пример № 10
Сколькими способами из класса, где учатся 24 ученика,

можно выбрать старосту и помощника старосты?
Решение. 
Имеем 24-элементное множество, элементы которого

ученики класса. При выборах старосты и помощника старосты мы будем выбирать 2-элементное подмножество (ученика) и устанавливать в нем порядок. Число таких способов равно числу размещений из девяти по четыре(m=24, n=2), то есть A242:
  Пример № 10Сколькими способами из класса, где учатся 24 ученика, можно выбрать старосту и помощника старосты?Решение. Имеем 24-элементное

Слайд 20 
 
СОЧЕТАНИЯ
Определение. Сочетанием без повторений из n элементов по m

-называется любое m элементное подмножество n -элементного множества
Число сочетаний из n элементов

по m обозначают 

и вычисляют по формуле:

  СОЧЕТАНИЯОпределение. Сочетанием без повторений  из n элементов по m -называется любое m элементное подмножество n -элементного

Слайд 21 
 
Пример № 11
Сколькими способами из класса, где учатся 24 ученика,

можно выбрать два дежурных ?
Решение. 
n =24, m=2

  Пример № 11Сколькими способами из класса, где учатся 24 ученика, можно выбрать два дежурных ?Решение. n =24, m=2

Слайд 22 
 
Учитывается ли порядок следования элементов в соединении?
Д А
НЕТ
Все ли элементы

входят в соединение?
СОЧЕТАНИЯ
РАЗМЕЩЕНИЯ
ПЕРЕСТАНОВКИ
Рn =  n!
Д А
НЕТ

  Учитывается ли порядок следования элементов в соединении?Д АНЕТВсе ли элементы входят в соединение?СОЧЕТАНИЯРАЗМЕЩЕНИЯПЕРЕСТАНОВКИРn =  n!Д АНЕТ

Слайд 23 
 
Определить к какому типу относится соединений относится задача.

1. Сколькими способами

можно составить расписание одного учебного дня из 5 различных уроков?
2.

В 9«Б» классе 12 учащихся. Сколькими способами можно сформировать команду из 4 человек для участия в математической олимпиаде?

Учитывается ли порядок следования элементов в соединении?

( да)

Все ли элементы входят в соединение?

( да)

Вывод: перестановка

Учитывается ли порядок следования элементов в соединении?

Все ли элементы входят в соединение?

(нет)

(на этот вопрос ответ не нужен)

Вывод: сочетания

  Определить к какому типу относится соединений относится задача.1. Сколькими способами можно составить расписание одного учебного дня из

Слайд 24 
 
3.Сколько существует различных двузначных чисел, в записи которых можно использовать

цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, если цифры в

числе должны быть различными?

Учитывается ли порядок следования элементов в соединении?

Все ли элементы входят в соединение?

(нет)

( да)

Вывод: размещение

  3.Сколько существует различных двузначных чисел, в записи которых можно использовать цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6,

Слайд 25Проказница Мартышка
Осёл,
Козёл,
Да косолапый Мишка
Затеяли играть квартет

Стой, братцы стой! –
Кричит Мартышка,

- погодите!
Как музыке идти?
Ведь вы не так сидите…
И так, и

этак пересаживались – опять музыка на лад не идет.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть…

Сколько различных вариантов расположения музыкантов возможно?

Проказница МартышкаОсёл,Козёл,Да косолапый МишкаЗатеяли играть квартет…Стой, братцы стой! –Кричит Мартышка, - погодите!Как музыке идти?Ведь вы не так

Слайд 26 
 
Решение. 
Учитывается ли порядок следования элементов в соединении?
( да)
Все ли элементы

входят в соединение?
(да)
Вывод: перестановка
Рn =  n! =n · (n - 1) · (n –

2) · … · 2 · 1

n =4

Р4 =  4! = 4 · 3 · 2 ·1=24

  Решение. Учитывается ли порядок следования элементов в соединении?( да)Все ли элементы входят в соединение? (да)Вывод: перестановкаРn =  n! =n · (n -

Слайд 27 
 
«Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в

том или ином деле»?
Кто автор высказывания?

  «Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле»? Кто автор высказывания?

Слайд 28 
 
Е
Е
перестановки
К
размещение
Л
сочетание
Е
А
С
Й
Н
И
О
Ы
Р
Ч
В
М
12
21
120
56
132
720
6720
5040
9
1

  ЕЕперестановкиКразмещениеЛсочетаниеЕАСЙНИОЫРЧВМ1221120561327206720504091

Слайд 29 
 
Результаты решения задач
А
Л
Е
К
С
Е
Й
Н
К
И
О
В
Л
А
Е
Л
О
Ч
И
В
Ы
Р
К

  Результаты решения задачАЛЕКСЕЙНКИОВЛАЕЛОЧИВЫРК

Слайд 31 
 
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выучить конспект и формулы.
С. 321 № 1062
С. 325 №1074,1075
С.

329 №1081

  ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕВыучить конспект и формулы.С. 321 № 1062С. 325 №1074,1075С. 329 №1081

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика