Нуклииновые кислоты, АТФ, ДНК

ОпределениеНуклеиновые кислоты (полинуклеотиды) - биополимеры, осуществляющие хранение и передачу генетической информации во всех живых организмах, а также участвующие в биосинтезе.

Слайд 1НуклЕИновые кислоты, АТФ, ДНК
Презентация ученика 9 класса Румянцева Василия

НуклЕИновые кислоты, АТФ, ДНКПрезентация ученика 9 класса Румянцева Василия

Слайд 2Определение

во всех живых организмах, а также участвующие в биосинтезе.

Слайд 3Состав нуклеиновых кислот

Состав нуклеиновых кислот

Слайд 4два типа нуклеиновых кислот, различающиеся по составу, строению и функциям.
Одна

из них содержит углеводный компонент дезоксирибозу и названа дезоксирибонуклеиновой кислотой

(ДНК). Другая содержит рибозу и названа рибонуклеиновой кислотой (РНК).
два типа нуклеиновых кислот, различающиеся по составу, строению и функциям.Одна из них содержит углеводный компонент дезоксирибозу и

Слайд 5Разные формы нуклеиновых кислот. На рисунке (слева направо) представлены A

(типична для РНК), B (ДНК) и Z (редкая форма ДНК)

Разные формы нуклеиновых кислот. На рисунке (слева направо) представлены A (типична для РНК), B (ДНК) и Z

Слайд 6Определение ДНК

нуклеотиды, содержащие одно из азотистых оснований, дезоксирибозу и остаток фосфорной

кислоты. Полинуклеотидные цепи молекулы ДНК антипараллельны и соединены друг с другом водородными связями по принципу комплементарности. Двойная спираль, открытая в 1953 г. Уотсоном и Криком, содержит шаг размером 3,4 нм, включающим 10 пар комплементарно связанных оснований.
Определение ДНКДНК — представляет собой двухцепочечный биологический полимер, мономерами которого являются нуклеотиды, содержащие одно из азотистых оснований, дезоксирибозу

Слайд 7Комплементарность

биополимеров или их фрагментов, обеспечивающее образование связей между пространственно взаимодополняющими (комплементарными)

фрагментами молекул или их структурных фрагментов вследствие супрамолекулярных взаимодействий (образование водородных связей, гидрофобных взаимодействий, электростатических взаимодействий заряженных функциональных групп и т. п.).
Взаимодействие комплементарных фрагментов или биополимеров не сопровождается образованием ковалентной химической связи между комплементарными фрагментами, однако из-за пространственного взаимного соответствия комплементарных фрагментов приводит к образованию множества относительно слабых связей (водородных и ван-дер-ваальса) с достаточно большой суммарной энергией, что приводит к образованию устойчивых молекулярных комплексов.

КомплементарностьКомплемента́рность (в химии, молекулярной биологии и генетике) — взаимное соответствие молекул биополимеров или их фрагментов, обеспечивающее образование связей между

Слайд 8Использование принципа комплементарности в синтезе ДНК
Принцип комплементарности используется в синтезе

ДНК. Это строгое соответствие соединения азотистых оснований, соединёнными водородными связями,

в котором: А-Т (аденин соединяется с тимином) Г-Ц (гуанин соединяется с цитозином)
Использование принципа комплементарности в синтезе ДНКПринцип комплементарности используется в синтезе ДНК. Это строгое соответствие соединения азотистых оснований,

Слайд 9Схемы склеивания фрагментов ДНК

Схемы склеивания фрагментов ДНК

Слайд 10РНК

которые содержатся в клетках всех живых организмов.
Так же, как ДНК

(дезоксирибонуклеиновая кислота), РНК состоит из длинной цепи, в которой каждое звено называется нуклеотидом. Каждый нуклеотид состоит из азотистого основания, сахара рибозы и фосфатной группы. Последовательность нуклеотидов позволяет РНК кодировать генетическую информацию. Все клеточные организмы используют РНК (мРНК) для программирования синтеза белков.

РНКРибонуклеи́новая кисло́та (РНК) — одна из трёх основных макромолекул (две другие — ДНК и белки), которые содержатся в клетках всех живых организмов.Так

Слайд 11Сравнительная структура РНК и ДНК

Сравнительная структура РНК и ДНК

Слайд 12Виды РНК
Информационная РНК (и-РНК) располагается в ядре и цитоплазме

клетки, имеет самую длинную полинуклеотидную цепь среди РНК и выполняет

функцию переноса наследственной информации из ядра в цитоплазму клетки.
Транспортная РНК (т-РНК) также содержится в ядре и цитоплазме клет-ки, ее цепь имеет наиболее сложную структуру, а также является самой короткой (75 нуклеотидов). Т-РНК доставляет аминокислоты к рибосомам в процессе трансляции — биосинтеза белка.
Рибосомальная РНК (р-РНК) содержится в ядрышке и рибосомах клетки, имеет цепь средней длины. Все виды РНК образуются в процессе транскрипции соответствующих генов ДНК.

Виды РНК Информационная РНК (и-РНК) располагается в ядре и цитоплазме клетки, имеет самую длинную полинуклеотидную цепь среди

Слайд 13Число нуклеотидов в молекулах РНК по их видам

Число нуклеотидов в молекулах РНК по их видам

Слайд 14Схемы РНК и транспортной РНК

Схемы РНК и транспортной РНК

Слайд 15АТФ

веществ в организмах; в первую очередь соединение известно как универсальный

источник энергии для всех биохимических процессов, протекающих в живых системах. АТФ был открыт в 1929 году Карлом Ломанном, а в 1941 Фриц Липман показал, что АТФ является основным переносчиком энергии в клетке.
АТФАденозинтрифосфа́т (сокр. АТФ) — нуклеотид, играет исключительно важную роль в обмене энергии и веществ в организмах; в первую очередь соединение

Слайд 16Значимость АТФ
АТФ является ключевым веществом обменных процессов в клетке и

универсальным источником энергии. Клетка использует свою запасенную энергию в процессе

жизнедеятельности.
Значимость АТФАТФ является ключевым веществом обменных процессов в клетке и универсальным источником энергии. Клетка использует свою запасенную

Слайд 17Состав молекулы АТФ
Молекула АТФ состоит из рибозы, аденина и трех

остатков фосфорной кислоты, между которыми имеются две высокоэнергичные связи. Энергия

каждой из них составляет 30,6 кДж/моль. Поэтому ее называют макроэргической в отличие от простой связи, энергия которой составляет около 13 кДж/моль.
Состав молекулы АТФМолекула АТФ состоит из рибозы, аденина и трех остатков фосфорной кислоты, между которыми имеются две

Слайд 18Отщепление от молекулы АТФ одного или двух остатков фосфорной кислоты
При

отщеплении от молекулы АТФ одного или двух остатков форсорной кислоты

образуется соответственно молекула АДФ (аденозиндифосфат) или АМФ (аденозинмонофосфат). При этом выделяется энергии в два с половиной раза больше, чем при расщеплении других органических веществ.
Отщепление от молекулы АТФ одного или двух остатков фосфорной кислотыПри отщеплении от молекулы АТФ одного или двух