Слайд 1
Урок-практикум «Решение задач по теме «Закономерности наследования признаков»
Поскина Т.А.
учитель
биологии
МОУ «Плехановская СОШ»
Слайд 2
«Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик, напоминает фаршированную
рыбу, которая не умеет плавать»
А.Л. Минц
Слайд 3Девиз урока:
Трудное сделать легким,
легкое
- привычным, а привычное - приятным.
Слайд 4
Я считаю, что моя учительница не права в решении генетической
задачи. Помогите, пожалуйста, установить правду.
Скрестили 2-х мышей с генотипами
1) Аа бб и 2)Аа бб. А-доминантний признак серой окраски; а- рецессивний признак белой окраски; Б- доминантний признак длинного хвоста; б- рецессивний признак короткого хвоста. Какой процент вероятности рождения мышат серых с коротким хвостом? Помогите, пожалуйста. У меня вероятность получилась 75%; а у учителя- 100%. Кто прав?
№1- медицинским генетикам
У чебурашек уши бывают лопоухие (доминантный признак) и
куцые (рецессивный признак). Причем куцеухие чебурашки умирают в раннем детстве от стыда, а у лопоухих гомозигот в пятилетнем возрасте уши начинают ветвиться.
Крокодил Гена купил на Птичьем рынке двухлетнего чебурашку и хочет поскорее узнать, будут ли к пяти годам уши у его питомца ветвиться. Что ему можно посоветовать?
Комментарии И. Затевахина: половозрелости чебурашки достигают в два года, беременность длится три месяца; живут чебурашки в неволе до десяти лет.
Как вы думаете, какое систематическое положение занимает чебурашка (к какому классу и отряду он относится)?
Решение:
1) Раз чебурашка дожил до двух лет, значит, он живой
(генотип аа исключается). Раз ему два года, уши большие, но не ветвящиеся (даже если его генотип АА), следовательно, вопрос сводится к тому, гомозиготен или гетерозиготен чебурашка. Логичнее всего было бы скрестить его с гомозиготой по рецессивному признаку (анализирующее скрещивание). Но по условию они умирают в детстве. Остается единственный выход – скрестить его с пятилетним чебурашкой с неветвящимися ушами (его генотип Аа).
Если все потомки от этого скрещивания будут живы, то искомый чебурашка был гомозиготой (уши заветвятся). А если же 25% потомков умрут от стыда – гетерозиготой (Гене «впарили» беспородного чебурашку).
Слайд 7
2) Очевидно, что чебурашка – представитель типа хордовых. Так как
чебурашка покрыт шерстью, значит, он принадлежит к классу млекопитающих. Видя
короткие лапки и круглое тельце, можно сказать, что чебурашка – норное животное (по деревьям с такими лапками не полазаешь и от хищников точно не убежишь). У него большие глаза, следовательно, он ведет ночной образ жизни. Ну, а в заключение можно сказать, что питается он насекомыми, находя их с помощью острого слуха (большие уши). Следовательно, чебурашка – насекомоядное.
Задача №2 -криминалистам
Спящая красавица, после пробуждения оказавшаяся жгучей брюнеткой,
родила блондину королевичу Елисею сына-брюнета. Елисей, на поверку оказавшийся страшным ревнивцем, собрал холопов и, вооружив их вилами и топорами, отправился разбираться к семи богатырям.
Можно ли обойтись без кровопролития и выяснить отцовство карапуза, если знать следующие факты?
Историческая справка:
Спящая красавица – I группа крови, голубоглазая.
Королевич Елисей – IV группа крови, кареглазый.
Карапуз – II группа крови, кареглазый.
Первый богатырь – I группа крови, кареглазый.
Второй богатырь – III группа крови, кареглазый.
Третий богатырь – IV группа крови, голубоглазый.
Четвертый богатырь – II группа крови, голубоглазый.
P.S. Пятый, шестой и седьмой богатыри в момент спасения Спящей красавицы были на охоте, в спасении не участвовали, и поэтому у них железное алиби.
Слайд 9 Решение:
У девушки с первой
группой крови (IOIO) от мужчины с I или III группой
крови (IBIB, IBIO) ребенка со II группой крови (IAIA,IAIO) родиться не может. Так как о подмене ребенка какой-нибудь чернавкой в задаче ничего не сказано, значит, первый и второй богатыри не при чем. Третий и четвертый богатыри – голубоглазые, как и наша жгучая брюнетка (необычайное сочетание, хотя встречается иногда). Значит, и они не при чем: ребенок-то кареглазый. Пятый, шестой и седьмой богатыри отпадают (по условию). Увы! Зря королевич холопов напрягал. А вот Елисей вполне мог зачать ребенка и со II группой крови, и кареглазого. Ведь в его генотипе есть аллель IA. Учиться ему надо было прилежней – военных конфликтов было бы меньше!
Задача №3-
селекционерам
В кукольном театре Карабаса-Барабаса куклы были деревянные и фарфоровые. А так как куклы из его театра постоянно разбегались (из-за плохого обращения), Карабас-Барабас решил их разводить. И вот что он обнаружил: при скрещивании чистых линий деревянных Буратин и фарфоровых Мальвин все полученные потомки – фарфоровые. А при скрещивании чистых линий фарфоровых Буратин и деревянных Мальвин получаются только фарфоровые Мальвины и деревянные Буратины. К тому же Карабасу-Барабасу стало понятно, что высокой склонностью к побегам обладают именно деревянные Буратины.
Каких кукол ему необходимо отстранить от скрещиваний, чтобы остановить процесс распада кукольного театра?
Слайд 11Решение:
Так как при скрещивании гомозиготных деревянных Буратин с фарфоровыми Мальвинами
все потомки фарфоровые, значит, аллель фарфорового тела является доминантным. Тогда
при скрещивании чистых линий фарфоровых Буратин и деревянных Мальвин все потомки тоже должны оказаться фарфоровыми. Однако происходит расщепление. Следовательно, у фарфорового Буратины должно быть не два, а один «фарфоровый» аллель. Учитывая, что Буратино – чистая линия и не может быть гетерозиготой, то данный ген сцеплен с полом. Чтобы не получались деревянные Буратины (XаY), нужно отстранить от скрещивания деревянных Мальвин (Ха,Ха) и фарфоровых Мальвин-гетерозигот, носительниц неблагонадежного гена (ХАХа).
P.S. Деревянных Буратин, как это ни странно, отстранять от скрещивания необязательно, так как от них деревянные Буратино родиться не могут (они дают сыновьям хромосому Y). Хотя их потомки – девочки – будут, как минимум, носительницами. Так что для верности можно и их исключить.
«Решать задачи мне трудно, так
как…»
«Решать задачи мне легко, так как…»
«Решение задач для меня занятие приятное и интересное, потому что…»
Слайд 13Домашнее задание:
Придумать творческую генетическую задачу.