Слайд 1
Факультатив «Жизневедение».
Тема: «Быть человеком». (3класс)
(Урок - путешествие с элементами ролевой
игры)
(Использование литературных произведений С.В.Михалкова).
Гавриш Татьяна Ивановна
Учитель начальных классов МОУ
«СОШ №2»
г. Кировска Мурманской области
2011
Слайд 2
Цели:
воспитание гражданской социальной компетентности;
отличать истинные ценности человека от
мнимых через использование литературных произведений и образов;
формировать правильную самооценку и
потребность в работе по самовоспитанию, самосовершенствованию;
Слайд 3Проблемная ситуация.
Быть человеком - что это значит? Выделите, главное из
рассказа. (рассказ В.А.Сухомлинского «Каждый человек должен».)
Назовите свои жизненные роли. (Я
- сын, я - внук, я - друг, я - знакомый, я - сосед, я -пассажир...)
Слайд 4Страна «Человеколюбия»
Что дороже всего в человеке? (Звучит музыка, рассказывается сказка).
Ребята,
а кого выбрали бы вы? Почему? (Доброту)
В каждом из нас
есть маленькое солнце.
Это солнце - доброта.
Слайд 5Станция «Добрая».
Работа в группах.
Как вы понимаете пословицы?
Iгр. «Добро не лихо
- ходит тихо».
IIгр. «Добро творить - себя веселить».
IIIгр.
«Добрый человек придет - словно свету принесет».
- Кто из героев С.Михалкова достойный из достойнейших? (Дядя Стёпа).
- Вспомните, какие добрые дела совершил дядя Степа?
Слайд 6
В чем заключается норма жизни дяди Стёпы?
(Быть полезным для других,
делать добро, противостоять злу)
«Я готов служить народу,
Я пойду
в огонь и воду.
Посылайте хоть сейчас!»
Игра «Оживи картинку».
(На столе у каждой группы картинки, рассмотрите их, распределите роли и покажите нарисованный сюжет, другие отгадывают.)
« Ты будешь ближними любим,
И радость доброты познаешь,
Не пожелав другим того,
Чего себе не пожелаешь».
Слайд 7II Станция. «Дружная»
- Ребята, а с кем можно дружить?
с
человеком;
с природой («Кто не любит природу, тот не любит и
человека, тот не гражданин» Ф.М.Достоевский);
с животными.
Учись у героев хорошему!
Вспомните героев произведений С. Михалкова, которые достойны дружбы.
Слайд 8Посмотрим на себя со стороны, нет ли среди нас похожих
с героями СВ. Михалкова, которые огорчают своим невежеством, равнодушием, ленью.
Iгр.
«Фома».
«Ни дома, ни в школе,
Нигде, никому –
Не верил
Упрямый Фома
Ничему».
IIгр. «Прогулка».
(О жестокости, непорядочности людей по отношению к природе).
... Здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, бумагу жгли —
Насорили и ушли.
IIIгр. «Будь Человеком».
«Живешь ты в атомный наш век
И сам - не муравей,
Будь Человеком, человек,
Ты на земле своей!
Слайд 9Станция «Уважительная»
-Давайте посмотрим со стороны, как некрасиво поступают со своими
родителями некоторые ребята.
I гр. С. В. Михалков «Лапуся».
До того
я распустился, Что грублю я всем вокруг. Говорят, от рук отбился. От каких, скажите, рук?!
IIгр. «Про мимозу».
И живёт он в новом доме,
Неготовый ни к чему.
IIIгр. «Одна рифма».
Люди входят и выходят,
Продвигаются вперёд.
Валентин сидит, скучает,
Бабка рядышком стоит.
Но давайте скажем в рифму:
- Старость надо уважать!
Слайд 10Cтанция «Честная»
Игра «Поединок»
Кто больше знает пословиц о правде и лжи?
Правда,
светлее солнца.
Правду, что шило в мешке, не утаишь.
Не ищи правды
в других, коли, в тебе её нет.
Неправда выйдет наружу.
Враньё не приведёт в добро.
Ври, да знай меру.
Лжецу и в правде не верят.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Правда в воде не тонет и в огне не горит.
Слайд 11
Я верю, вы выберите верный путь.
«Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого - то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому - то, кому - то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!»
Музыка «Дорогою добра».