Слайд 1«Этикетные слова»
Автор: Реутова Екатерина
Руководитель: Гузанова Ю.Р.
учитель начальных классов
1 категории
Слайд 2
АКТУАЛЬНОСТЬ И ВЫБОР ТЕМЫ:
На мой
взгляд, сейчас многие наши сверстники редко употребляют «этикетные» слова или
вообще обходятся без них. Что не может не сказаться и на взаимоотношениях между людьми.
Этикет помогает нам вести себя правильно дома, в гостях, в театре. Но ведь где бы ни были, мы не молчим, мы общаемся с другими людьми. Значит, нам необходим речевой этикет. Я решила написать про этикетные слова исследовательскую работу, чтобы узнать о них больше информации и в дальнейшем использовать в своей речи.
Слайд 3Цели исследования:
выяснить, соблюдаются ли правила культурного поведения и общения
в моем классе и школе.
Слайд 4Задачи :
Познакомиться с интересными фактами использования этикетных слов в других
странах;
2. Выяснить , существует ли школьный этикет;
3.Понаблюдать за поведением
и общением учащихся на перемене, на улице, в общественных местах;
4.Провести наблюдение, эксперимент по теме: «Применение этикетных слов учащимися нашего класса»;
Слайд 5Объект исследования:
этикетные слова, как определённая часть лексики русского языка.
Предмет исследования:
происхождение
и употребление этикетных слов.
Гипотеза исследования: можно предположить, что, соблюдая нормы
культурного общения в классе, мы станем более приветливыми, тактичными и дружными.
Слайд 6Основная идея исследования:
выяснить как часто употребляются этикетные слова
при общении людей и можно ли обойтись без них.
Слайд 7Методы исследования:
Теоретический
- изучение литературы
Практический.
-опрос различных людей
Слайд 8
Знакомство с этикетными словами
1.1.Немного истории
Слово этикет - французского происхождения. переводе
означает ярлык, этикетка.
Ввёл в обиход это слово французский король Людовик
XIV в 17 веке
Первый сборник правил поведения человека появился в Древнем Египте. В Китае тоже был свод законов о том, как должен вести себя человек за столом, в гостях, дома. Хорошие манеры нужны были царям и королям. чтобы поражать своим поведением простых людей и управлять ими.
В России написанные правила вежливости появились во времена Петра1,русского царя.
Слайд 9 Основы этикета достаточно просты. Это: культура речи, отсутствие вульгарных
слов, нецензурных выражений, слов-паразитов и элементарная вежливость, которая предполагает умение
здороваться, прощаться, говорить "пожалуйста", "будьте добры", "будьте любезны", "извините.
Большое значение для общения людей имеет их внешний вид, одежда, умение правильно вести себя в общественных местах, в различных ситуациях.
Слайд 10Низкая культура общения волнует сегодня многих. Очень важным является соблюдение
правил речевого этикета.
В русском языке есть особая группа слов,
которые помогают установить доброжелательный контакт с собеседником. Такие слова называют ЭТИКЕТНЫМИ.
1.2. Этимология этикетных слов и их значение.
Слайд 11Различают несколько видов этикета, основным из которых являются:
общегражданский этикет
Слайд 15В зависимости от ситуации можно выделить следующие виды этикета:
речевой (нормы речевого поведения и конкретных формул вежливого общения);
столовый
(правила сервировки и норм поведения за столом);
«выходного дня» (при посещении различных культурных мест);
религиозный;
повседневный (общение с людьми, набор определенных действий, поведение в здании, на улице и т.д.);
служебный (а также студенческий, школьный и т.д.);
праздничный (как правильно вести себя на частных и корпоративных вечеринках, дома и в гостях);
профессиональный (взаимоотношения людей в сфере трудовой деятельности);
свадебный и т.п.
Поскольку я учусь в школе, то меня в настоящее время больше интересует школьный этикет.
Слайд 161.3.Это интересно
Нормы этикета носят согласительный характер, они как
бы предполагают соглашение о том, что считать принятым в поведении
людей, а что - не принятым. В связи с этим наблюдается необычайная пестрота правил этикета у различных народов, определяемая особыми условиями их исторического развития. Бросить обглоданную кость другому человеку, с нашей точки зрения, - унизить его. Шведский путешественник Э. Лундквист рассказывает, что у папуасов
Новой Гвинеи как раз наоборот.
Поделиться таким образом своей едой
считается у них высшим проявлением
дружеских чувств
Слайд 17
Если в нашем представлении плюнуть на кого-нибудь значит
символически выразить презрение, то у американских индейцев плевок врача на
пациента считается знаком благоволения.
Слайд 18
Поглаживание щеки в Италии означает, что беседа настолько
затянулась, что начинает расти борода, но болтливый иностранец не поймет
намека.
Слайд 19
При встречи русские обнимаются и целуют друг друга
в обе щёки.
Слайд 20Китайцы – кланяются друг другу и говорят «Ели вы сегодня?
Слайд 21Индийцы складывают ладони лодочкой и склоняют голову
Слайд 22В знак приветствия монголы спрашивают- «Здоров ваш скот?» Ведь стадо
для монгола-кочевника основа его жизни. Здоровы животные, значит хватит еды
всё благополучно в семье.
Слайд 2311 января – всемирный день самого вежливого слова на любом
языке- слова «спасибо»
Слайд 24Применение этикетных слов учащимися нашего класса
Итак, изучив в литературе информацию
мы приступили к нашему исследованию:
Применение этикетных слов учащимися нашего
класса
На уроке русского языка я задалась целью сосчитать, сколько раз этикетные слова были произнесены за 40 минут в течении урока учащимися и учителем. Исследование проводила с 1 по 5 декабря 2014г. Данные вносила в таблицу и пришла к следующему выводу: Учитель произнёс слова «пожалуйста» - 8 раз, «спасибо» - 6 раз.
Учащимися эти же слова были произнесены в общей сложности – 5 раз.
Слайд 26Свою работу я посвятила изучению этикетных норм поведения в школе.
Мои знания по данной теме обогатились интересными сведениями о манерах
общения, правилах этикета в других странах, видах этикета и их особенностях, о культуре в целом.
Считаю, что данная тема важна как для ребят моего класса, так и нашей школы в целом.
Слайд 27Выполняя данную работу, мы пришли к следующим выводам:
Этикетные слова
имеют большую историю и по происхождению восходят к древнерусскому языку.
Этикетные
слова в речи учащихся употребляются недостаточно часто. Необходимо чаще использовать их в своей речи.
Слайд 28Я считаю, что задачи, которые мы поставили в начале работы
выполнили:
- познакомились с интересными фактами использования этикетных слов;
- провели
наблюдение, эксперимент по теме: «Применение этикетных слов учащимися нашего класса»;
Слайд 29Памятка правил школьного этикета
1.В школу надо приходить без опоздания.
2.В
общении со всеми употребляйте этикетные слова
3.У учащегося должны быть чистыми
не только лицо, руки, кожа, но и чистая речь.
4.Надевайте в школу чистую одежду
5.Учащийся поддерживает чистоту и порядок на перемене.
6.Нельзя мешать другим на уроке, громко выкрикивать.
7.Когда уходите из класса, заканчивая учебный день, попрощайтесь с одноклассниками и учителями.
8.Будь вежлив со своими товарищами, не давай прозвищ и кличек.
9.В разговоре и игре всегда помогай слабому, заступайся за него, не обижай младших.
10.Не отвечай на грубость грубостью.
11.Приучи себя постоянно помнить об окружающих.