Слайд 1
Тема:
Формирование познавательной деятельности учащихся,
через организацию и проведение индивидуальных коррекционных занятийдля
детей с особенными возможностями здоровья.
Слайд 2Цель:
Создание условий для успешного усвоения учащимися обязательного общеобразовательного минимума;
Повышение
уровня общего развития детей.
Слайд 3Задачи:
Активизировать познавательную деятельность учащихся.
Развивать общеинтеллектуальные умения (операции анализа,сравнения, обобщения, логической
классификации, практической группировки, умозаключений и др.)
Восполнить индивидуальные пробелы предшествующего развития
детей.
Корректировать индивидуальные пробелы в учебных знаниях, умениях и навыках.
Организовать подготовку к восприятию нового учебного материала
Сохранять и развивать эмоциональное здоровье ребёнка.
Слайд 4Актуальность.
Результаты медицинских, психолого-педагогических наблюдений на период поступления в школу.
( сентябрь )
Слайд 5Диаграмма.
Уровени психолого - педагогической готовности детей к обучению в школе,%.
Слайд 6Виды коррекционной работы
Индивидуально-дифференцированная работа на уроках.
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия
для детей с ОВЗ
Занятия с учителем-логопедом и педагогом
-психологом.
Слайд 7Программа
«Индивидуальные коррекционные занятия с младшими школьниками».
Составитель:
Рецензент:
учитель начальных классов Кандидат педагогических
школы №53, г. Красноярска наук, заведующая кафедрой
О.П.Булыгина гуманитарного образования
КК ИПК РО
Е.А. Елизова.
Слайд 9Компоненты познавательной деятельности
Слайд 10Методика С.А. Домишкевича включает в себя:
Описание 3 уровней развития различных
компонентов познавательной деятельности.
Диагностический опросник для определения уровня развития каждого компонента
познавательной деятельности.
Рекомендуемые коррекционные упражнения и игры, способствующие развитию компонентов познавательной деятельности.
Слайд 11
Этапы индивидуально- коррекционного занятия.
1.Создание учебной мотивации.(Самооценка детьми своих « знаний
и незнаний»)
2.Формирование компонентов познавательной деятельности.
3.Работа с программным учебным материалом. (по группам)
1 группа
Работа направлена на дальнейшее развитие индивидуальных способностей ребёнка.
( Творческие задания , использование знаний в нестандартных ситуации).
2 группа
Работа направлена на отработку учебных умений и навыков.
( Тренировочные упражнения)
3 группа
Работа направлена на восполнение индивидуальных пробелов в знаниях и развитии.
3.Оценка и самооценка деятельности на занятии, результатов работы.
4.Подведение итогов.
Слайд 12Диаграмма.
Динамика развития уровней познавательной деятельности,(в%)
Слайд 13 Диаграмма.
Динамика уровней успеваемости и качества по классам,(в %).
Слайд 14Прежде чем говорить о специфических трудностях «нестандартных» детей, попробуем определить
предпосылки успешного обучения в школе.
Успехи на этом этапе зависят от
большого числа факторов:
1. Общего умственного развития;
2. Уровня познавательной активности;
3. Умение сохранять и поддерживать необходимый уровень внимания,
темпа деятельности;
4. Сформированности общеучебных умений;
5. Состояние здоровья.
Слайд 15Уровни психолого-педагогического развития учащихся, %.
Слайд 16Уровни развития
информационно – содержательного и
операционального компонента .
Уровни развития
формально-языкового, регулятивного
и мотивационно-энергетического компонентов.
Слайд 18Необходимость в ИКЗ
Для оказания помощи и поддержки детям, имеющим трудности
в усвоении учебного материала, в учебный план через школьный компонент
введён предмет «Индивидуальные коррекционные занятия».
Параллельно с ведением индивидуальных коррекционных занятий для сохранения и развития интеллектуального здоровья ведётся работа педагогом – психологом и учителем-логопедом.
Слайд 19Причины неуспешности в школе
Постоянные негативные переживания, заниженная самооценка приводят к
тому, что умственная деятельность ребенка снижается, падает его интеллектуальная продуктивность,
он перестает полноценно использовать в учебе свои потенциальные возможности. Чувства страха и напряжения, которые часто сопровождают те или иные трудности ребенка, парализуют его познавательную активность, часто приводят к агрессии, направленной на окружающих или на самого себя. Сферу самоутверждения он начинает искать вне школы и дома.
Так кто эти дети и как им помочь?
Слайд 20 При оценке ИНФОРМАЦИОННО – СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО компонента (ИСК) наибольшее значение
имеет то, как ученик реагирует на новую информацию, и какой
объём знаний у него уже имеется.
Слайд 21Зрелость ОПЕРАЦИОНАЛЬНОГО компонента чрезвычайно важна для успешного
усвоения учебных программ.
Слайд 23Регулятивный компонент
Регулятивный компонент
Слайд 24Мотивационно-энергетический компонент
Слайд 25Диагностический опросник , позволяющий определить уровень развития каждого компонента познавательной
деятельности.
Слайд 26Информационно – содержательный компонент
1. Ученик реагирует на новую информацию:
А) безразлично
(1)
Б) эмоционально на внешне яркий материал (2)
В) на содержательные аспекты
информации (3 – 4 – 5)
2. При восприятии новой информации:
А) не обращать на неё внимания совсем (1)
Б) в процессе восприятия легко отвлекается (2)
В) воспринимает информацию сосредоточенно (3 – 4)
Г) отвлекается, когда информация хорошо знакома (5)
3. При восприятии новой информации ученик:
А) не задаёт вопросов (1)
Б) задаёт вопросы, не выходящие за пределы изучаемой темы (2 – 3)
В) задаёт вопросы, выходящие за пределы темы (4 – 5)
4. Знания ученика включают:
А) только представления о непосредственно окружающих его явлениях и событиях (1)
Б) включают фрагментарные, не систематизированные представления об отдельных предметах и явлениях, изучаемых на уроке по учебникам (2)
В) все основные элементы учебной программы (3)
Г) знания, выходящие за пределы программы (4 – 5)
5. Ученик:
А) только узнаёт и называет знакомые предметы или их изображения, но не в состоянии их описать (1)
Б) описывает предметы и явления по наводящим вопросам и/или неполно и неточно (2)
В) актуализирует знания полно и точно в пределах требований учебной программы (3)
Г) легко актуализирует требования, выходящие, а пределы программных требований (4 – 5)
6. Располагает знаниями из научно – популярной литературы для детей и проявляет инициативу в актуализации знаний, полученных вне учебной деятельности.
А) да (4 – 5)
Б) нет (1 – 2 – 3)
Слайд 27Операциональный компонент
1. Справляется ли самостоятельно с решением «проблемных» задач, алгоритм
решения которых заранее неизвестен?
А) нет (1 – 2)
Б) справляется с
трудом (3)
В) любит такие задания и успешно их решает (4 – 5)
2. Может ли самостоятельно составлять задачи по исходным числовым данным?
А) Не справляется с заданием или полностью копирует уже однажды решённую (1 – 2)
Б) Составляет одну задачу (3)
В) Составляет несколько задач с разнообразным использованием чисел (4 – 5)
3. При необходимости самостоятельного пересказа событийного текст
А) не может пересказывать самостоятельно, только по отдельным вопросам, ответы на которые могут быть неточными (1)
Б) Выражены затруднения, пересказ бедный, пропускаются важные смысловые единицы, нарушается логика рассказа (2)
В) старается пересказывать как можно ближе к тексту (3)
Г) пересказывает своими словами, основываясь на логике событий (4)
4. На уроках математики при решении примеров и задач
А) предпочитает решать примеры, задачи вызывают существенные затруднения: либо копирует решение, либо решает «пошагово» (1)
Б) начинает успешно решать задачи определённого типа после усвоения алгоритма решения, в решении косвенных и обратных задач затрудняется (2)
В) решение задач, требующих обратных действий, не вызывает затруднений (3)
Г) может решать задачу разными способами и составлять обратные задачи (4)
5. После решения задачи определённого типа даётся аналогичная с другим содержанием и/или числовыми данными:
А) не видит в задачах общего (1)
Б) подставляет другие числа в задачу со сходным содержанием, в случае разного содержания может затрудниться (2)
В) решает задачу легко и быстро (3)
6. При сравнении картин, изменений в природе, погоде и т. п. :
А) сравнивает по разным основаниям: берёза белая, а на дубе жёлуди (1)
Б) сравнивает по одному основанию, но непоследовательно (2)
В) сравнивает последовательно, планомерно (3)
7. Отвечая на вопрос по тексту с необходимостью установления причинно – следственных связей
А) не может понять причину, даёт нелепый ответ (1)
Б) отвечает верно, но скупо, односложно (2 – 3)
В) даёт мотивированное объяснение (4)
Слайд 28Формально – языковой компонент
1. Ученик:
А) понимает лишь простой вопрос, требующий
ответа «да» или «нет», задание к одному действию (1)
Б) понимает
вопрос или инструкцию, состоящую из 1 – 2 простых предложений (суждений) и отвечает на них (2)
В) понимает вопросы и инструкции в форме сложного предложения и отвечает на них (3)
Г) понимает и может ответить на вопросы отвлечённого характера, выходящие за рамки учебной программы (4 – 5)
2. Ответы ученика:
а) односложные (1)
б) нераспространенные предложения (2)
в) по форме соответствуют заданному вопросы, включают сложные предложения (3)
г) исчерпывающие, включающие сложносочинённые и сложноподчинённые предложения (4 – 5)
3. При пересказе или рассказе по картинкам ученик использует:
а) односоставные и простые нераспространенные предложения (1)
б) простые распространённые предложения (2)
в) сложные предложения (3)
г) сложные грамматические структуры, отражающие пространственно – временные и причинно – следственные отношения (4)
д) метафоры, образные сравнения, отвлечённые суждения (5)
4. При разборе арифметических задач и изложении их решения:
А) не может участвовать в разборе (1)
Б) осуществляет разбор и изложение только по наводящим вопросам учителя (2)
В) самостоятельно осуществляет разбор и решение задач (3)
Г) может дать любое пояснение по решению задачи (4 – 5)
5. При изложении материала природоведения, ответах на вопросы:
А) лишь называет отдельные объекты и явления (1)
Б) даёт неполные или неточные определения (2)
В) даёт точные определения и может правильно объяснить причины явлений (3)
6. Использует научные определения, взрослые обороты художественного и/или научного стиля речи.
А) да (4 – 5)
Б) нет (1 – 2 – 3)
Слайд 29Регулятивный компонент
1. При восприятии инструкции к выполнению заданий репродуктивного характера:
А)
воспринимает только указания на конкретные действия (1)
Б) частично воспринимает инструкцию
или не полностью её удерживает и нуждается в отдельных указаниях на каждом этапе (2)
В) инструкцию воспринимает полностью и придерживается её до конца задания (3)
2. Предварительная ориентировка в условиях самостоятельного выполнения задания:
А) отсутствует (1)
Б) неполная, что приводит к ошибкам и затруднениям (2)
В) ориентировка полная и достаточная для самостоятельного решения задачи (3)
Г) ориентировка детальная, что позволяет выполнить задание наиболее быстрым и рациональным способом (4)
3. Ученик при выполнении отдельных видов учебных заданий:
А) требует постоянного руководства со стороны учителя (1)
Б) требует эпизодического руководства со стороны (2)
В0может самостоятельно выполнить стандартные задания (3)
Г) может самостоятельно выполнять нестандартные, творческие задания (4)
4. В ходе выполнения учебных заданий:
А) не контролирует правильность действий и не может оценить правильно результат своей работы (1)
Б) правильность текущей работы не контролирует, но может оценить итоговые результаты (2)
В) контролирует правильность текущей работы и адекватно оценивает её результаты (3)
Г) может контролировать процесс и результат работы другого ученика (4)
5. При указании или обнаружении ошибок
А) не может их самостоятельно исправить (1 – 2)
Б) самостоятельно исправляет ошибки (3)
В) ошибок практически не встречается (4)
6. Любит выполнение нестандартных, проблемных и творческих заданий, проявляет настойчивость и самостоятельность в их выполнении. (5)
Слайд 30Мотивационно – энергетический компонент
1. Работоспособность ребёнка на уроке:
А) кратковременная, неустойчивая,
пытается работать только в эмоционально – положительные моменты, признаки утомления
появляются и во время внеучебных мероприятий (1)
Б) признаки утомления появляются только в учебной деятельности, к концу практически каждого урока (2)
В) признаки утомления наблюдаются только в случае нарушений режима дня, после перенесённых соматических заболеваний, при выраженных эмоциональных перегрузках (3)
Г) высокая, устойчивая (4 – 5)
2. Темп деятельности на уроке:
А) низкий, не успевает за классом, периодически отказывается от деятельности (1)
Б) иногда нормальный возрастной, иногда значительно ниже, может быть высоким, но при низком качестве (2)
В) обычно нормальный возрастной (3)
Г) в целом выше среднего, снижение может быть обусловлено характерологическими особенностями (4)
3. Продуктивность деятельности:
А) низкая, большинство заданий остаётся не выполненным или выполненным с большим количеством ошибок (1)
Б) недостаточная, большинство заданий выполняет с ошибками (2)
В) достаточная, выполняет все задания урока с небольшим количеством ошибок (3)
Г) высокая, в ходе урока приходится давать дополнительные задания на карточках (4 – 5)
4. Устойчивость внимания:
А) низкая, постоянно отвлекается (1)Б) недостаточная, зависит от эмоциональной окраски материала (2)
В) достаточная, но при неинтересном материале отвлекается (3)
Г) высокая даже при неинтересной работе (4)
5. Произвольность поведения:
А) низкая, следует собственным желаниями (1)
Б) недостаточная, выполняет задания только под контролем взрослого (2)
В) достаточная на уроках, но домашние задания выполняет чаще после напоминания, при трудностях всегда идёт к родителям (3)
Г) высокая, самостоятельно приступает к выполнению домашних заданий, при затруднениях пытается справиться сам (4)
6. Реакция на успехи и неудачи:
А) неадекватная, реагирует на обращение взрослого (1)
Б) неустойчивая, на порицание реагирует уходом от деятельности (2)
В) адекватная, в ответ на замечание мобилизует усилия (3)
7. Наивысшую работоспособность показывает в наиболее сложных, творческих видах работы (5)