Слайд 1Как писать обзор литературы по медицине?
РНИМУ им. Н.И.Пирогова
Психолого-социальный факультет
к.м.н. доцент
Ярослав Владимирович Малыгин
Презентации по литературе
http://prezentacija.biz/
Слайд 2Смысл обзора
Зачем в диссертации нужен обзор литературы?
Слайд 3Смысл обзора
Что изучено в исследуемой области?
Что не изучено в исследуемой
области?
Почему проведение исследования актуально?
Распространенность проблемы
Последствия проблемы
Отсутствие данных по изучаемым в
практической части работы вопросам
Перспективность решения проблемы предлагаемым в практической части работы способом
Слайд 4Смысл обзора-2
Научиться собирать, анализировать информацию и оформлять свои мысли
Продемонстрировать научному
руководителю свои способности (позволяет принять решение о сотрудничестве)
Слайд 5На каком году работы лучше писать
обзор литературы?
Слайд 7Критерии качества обзора
Какой из этих критериев ключевой?
Слайд 8Объем обзора
(14 шрифт промежуток 1,5)
Слайд 9Зависимость объема обзора от медицинской специальности
(обзор для кандидатской диссертации)
Слайд 10Этапы и сроки подготовки обзора литературы (кандидатская медицинская диссертация)
Слайд 11Ссылки
в виде инициалов, фамилии и года печати источника:
(В.Б. Козлов, 2004)
в виде цифр, соответствующих номеру источника в
списке литературы,— [38].
Слайд 12Преимущество оформления ссылок в виде фамилии+год
Объем обзора увеличивается на 15%
После
составления списка литературы при ссылках в форме цифр добавление/ удаление
источников невозможно: «едут» номера ссылок
Удобство чтения – позволяет понять, когда выполнена работа, российским или иностранным автором, кем именно
Слайд 14Диссертации по медицине
Обращаем внимание на главу «обзор литературы», «выводы» и
«заключение»
При ксерокопировании не забываем копировать список литературы
Чужие обзоры могут быть
несовершенны
Необходимо целиком менять стилистику и формулировки
www.dissercat.com – заказ отечественных диссертаций и авторефератов
Слайд 15Диссертации по медицине
Почти все обзоры литературы создаются с использованием чужих
литературных обзоров по заданной теме
Чем больше в работе самостоятельно
добытых данных, тем выше ее качество
Слайд 16Руководства и монографии
Возможность глубокого изучения вопроса
Иногда содержат обзорные части и
список литературы
Не забываем про плагиат
www.antiplagiat.ru – проверка на плагиат
Слайд 17Отечественные обзорные статьи
Часто дублируют обзор литературы из диссертации автора
Печатаются в
более сокращенном виде
Статьи по результатам исследований
Часто дублируют результаты диссертации
Дают представление
о результатах диссертации при невозможности ее прочтения
Тезисы из материалов конференций
Часто дублируют результаты диссертации
Дают краткое представление о результатах диссертации
www.elibrary.ru
Слайд 18PubMed – ключевой источник иностранной литературы
Слайд 19Основные принципы поиска в PubMed
Использовать MESH
Искать через Advanced Search
Просматривать Related
Articles
Упор на полнотекстовые обзорные статьи
(Limits – Free Full Text, Reviews)
Слайд 20План обзора литературы
Позволяет понять, какую литературу нужно собрать и какая
есть в наличии
Позволяет структурировать собственную работу (работать над каждым пунктом
отдельно)
Необходимо обсудить с научным руководителем
Слайд 21Зачем обсуждать план обзора литературы с научным руководителем?
Слайд 22Зачем нужен план обзора литературы
План позволяет продемонстрировать научному руководителю, что
работа над обзором начата
Обзор на одну и ту же тему
можно писать по разным схемам
В рамках одной и той же схемы можно по-разному расставлять акценты
У научного руководителя может быть свое видение плана обзора. В конечном итоге именно на него нужно будет ориентироваться
Тщательное планирование обзора позволяет включить в обзор наиболее полную и актуальную литературу по теме
Согласование плана с научным руководителем позволяет:
минимизировать объем исправлений со стороны научного руководителя
минимизировать вероятность появления большого объема исправлений, далеко выходящих за пределы плана обзора
минимизировать изменение плана обзора после его утверждения
минимизировать вероятность отвержения обзора научным руководителем
Слайд 23Что такое план обзора
Хороший план обзора:
отражает актуальность исследования и несет
в себе идею
как правило, его структура соответствует задачам исследования
основан на
реально имеющейся литературе
примерный объем (для кандидатской диссертации) – 1,5 с.
хорошо структурирован
содержит конкретику (развернут)
не содержит двусмысленностей
не перегружен излишней детализацией
И еще:
недопустимо включать в план заведомо невыполнимые пункты
иногда полезно указать объем каждого пункта
если Вы сомневаетесь в необходимости включения в план каких-либо пунктов или в объеме, в котором необходимо расписывать разделы – выделите их и обсудите этот вопрос с научным руководителем
если какие-либо пункты, которые логически должны быть в обзоре, невыполнимы, это нужно донести до научного руководителя, чтобы узнать его реакцию
Слайд 24Типичные ошибки при составлении плана
План составляется без предшествующего анализа литературы:
Включение
в план заведомо невыполнимых пунктов
Невключение в план важных пунктов
Неправильная расстановка
акцентов
Названия пунктов и подпунктов формулируются общими словами
Включение в план чрезмерно широких пунктов, раскрытие которых заведомо невозможно в объеме обзора
Включение в план нерелевантных теме пунктов
План написан абзацами, неструктурирован
Слайд 25Согласование плана обзора с научным руководителем
План нужно показать научному руководителю
в обязательном порядке
План нужно согласовывать с человеком, который будет фактически
принимать обзор (это м.б. промежуточное звено – например, доцент)
Если у Вас 2 научных руководителя и оба они будут править обзор – показывайте план обоим
Лучше показывать план в распечатанном виде, в противном случае научный руководитель может его не посмотреть
Показывать план нужно в тот момент, когда научный руководитель может уделить ему внимание
Не отдавайте план для самостоятельного просмотра – в этом случае высока вероятность, что научный руководитель не уделит ему должное внимание
Донесите до научного руководителя комментарии, которые вы обнаружили при поиске литературы (например, об отсутствии литературы по каким-либо пунктам)
Задайте руководителю уточняющие вопросы
Внимательно запишите ответы и комментарии научного руководителя
Любые пожелания научного руководителя по коррекции плана обзора должны быть максимально точно и подробно исполнены. В том числе:
удаление разделов
добавление разделов (максимально развернутая информация)
изменение содержания разделов (максимально развернутая информация)
расстановка акцентов
Слайд 27Написание обзора
Идеальный вариант
Халтурный
вариант
Средний по сложности и эффективности вариант
Слайд 28Идеальный вариант
Проанализировать 180-200 источников по теме и составить их краткий
пересказ, соответствующий плану обзора литературы
Чрезмерно трудозатратно
Слайд 29Средний по сложности и эффективности вариант
Перевод иностранных обзорных
статей
Работа с отечественными
обзорами литературы
3. Создание скелета обзора путем
компоновки обзорных статей и обзоров
Перевод абстрактов, статей по результатам исследований; работа с аналогичными русскоязычными материалами
Добавление абстрактов и других материалов к скелету обзора
Работа со стилистикой
Оформление
Слайд 30Перевод иностранных обзорных статей
2-4 ключевые обзорные статьи + Introduction и
Discussion
Выбрать части для перевода
Составить список литературы в полном объеме
Разбить перевод
на пункты, соответствующие плану Вашего обзора
Слайд 31Написание обзора
В каждом файле разбейте текст на абзацы таким образом,
чтобы в каждом абзаце содержалась отдельная идея
Каждый абзац должен
нести в себе мысль, что-то доказывать. Прочитайте абзац и подумайте, что он доказывает в контексте Вашего обзора. При необходимости переформулируйте абзац. Поставьте метку, указывающую, в какой раздел обзора будет помещен этот абзац
Сформируйте в отдельном файле разделы и подразделы и рассортируйте по ним абзацы
Каждый абзац должен содержать ссылку на источник.
Каждой ссылке должен соответствовать источник в списке литературы
Итак, у Вас есть несколько файлов с информацией по теме обзора
Слайд 32Перевод дополнительной литературы
(абстрактов, статей)
Оценить, какие пункты обзора необходимо дополнить
Найти
подходящий абстракт
Перевести его и сослаться на автора
Добавить в соответствующий пункт
обзора
Слайд 33Стилистика
Набор безапелляционных утверждений, не подлежащих обсуждению
легко связать между собой
повествования
убедительность
не оставляет места для дискуссионного духа
может раздражать тех,
кто не согласен с отстаиваемой позицией
Слайд 34Стилистика
Наукообразный
стиль
несколько точек зрения
недостаточная исследованность вопроса
Слайд 35Формулировки
• ...выявлена у...
• ...имеют характер преимущественно...
• ...определяется у...
• Большое количество работ посвящено...
• В литературе есть указания
на...
• В литературе описаны примеры...
• В литературе, посвященной..., значительное место отводится обсуждению...
• В многочисленных работах подчеркивается, что...
• В работе И. Н. Козлова (2003) подчеркивается, что...
• Вместе с тем остается открытым вопрос о...
• Данные о состоянии... в литературе представлены работами И. Н. Козлова (2003).
• Доказано, что...
• Другие исследователи считают, что...
Слайд 36Формулировки
• И. Н. Козлов (2003) в результате обследования 1000 больных...
установил...
• И. Н. Козлов (2003) констатировал у больных...
•
И. Н. Козлов (2003) наблюдал...
• И. Н. Козлов (2003) находит у...
• И. Н. Козлов (2003) отмечает у...
• И. Н. Козлов (2003) подчеркивает, что...
• И. Н. Козлов (2003) показал...
• И. Н. Козлов (2003) полагает, что... Эти предположения подтверждаются данными Н. И. Козлова (2003), который наблюдал...
• И. Н. Козлов (2003) проводил исследование...
• И. Н. Козлов (2003) расценивает... как...
• И. Н. Козлов (2003) считает, что...
• И. Н. Козлов (2003) указывает на...
• И. Н. Козлов (2003) установил...
• И. Н. Козлов (2003), изучив..., предлагает...
• И. Н. Козлов (2003), исследовав 1000 случаев..., нашел...
• И. Н. Козловым (2003) проведено исследование...
Слайд 37Формулировки
• Известно, что... и поэтому...
• Изучение... показало, что...
•
Исследования, проведенные И. Н. Козловым (2003) при изучении..., показывают, что...
• Кроме того, ...свойственны...
• Кроме того, ...
• Мнения о том, что... придерживается И. Н. Козлов (2003).
• Многие авторы уделяют внимание...
• Многие исследователи отмечают... и связывают это с...
• На возможность... указывал И. Н. Козлов (2003).
• Наиболее показательны данные, которые приводит И. Н. Козлов (2003): ... Наличие... свидетельствует о...
• Не существует единого мнения о...
• О роли... говорит в своих работах И. Н. Козлов (2003)
• Описывая..., И. Н. Козлов (2003) указывает на...
• Оценивая..., И. Н. Козлов (2003) отметил...
• По данным И. Н. Козлова (2003), ...
• По наблюдениям И. Н. Козлова (2003)...
• По некоторым данным, ...
• Показано, что...
Слайд 38Формулировки
• Предметом специального изучения является...
• При изучении... отмечено, что...
• При психометрическом исследовании, проведенном И. Н. Козловым (2003), у
1000 больных, выявлено...
• Противоположные результаты приводит Слава, который получил...
• Рассмотрение вопросов... требует предварительного анализа...
• Следует учитывать, что...
• Случаи поражения... отмечены в исследованиях И. Н. Козлова (2003)...
• Согласно данным многочисленных исследований, ...
• Согласно результатам исследования И. Н. Козлова (2003), ...
• Согласно результатам проведенного И. Н. Козловым (2003) обследования 1000 пациентов...
• Установлено, что...
• Характеризуя..., И. Н. Козлов (2003) отметил...
• Эти изменения могут быть связаны с...
Слайд 40Проверка на антиплагиат
www.antiplagiat.ru
Слайд 41Заключение – важнейший раздел обзора
Подводит итог проделанного Вами анализа литературы
Обоснование
актуальности проведения практической части исследования
Содержит авторскую интерпретацию обзора
Не должно содержать
ссылок на авторов и конкретных данных
Слайд 42Заключение. Новый метод лечение
Таким образом, согласно обзору литературы, заболевание X
является широко распространенным во всем мире. Заболевание X характеризуется высокой
инвалидизацией, смертностью, тенденцией к хронизации. Кроме того, в последние годы наблюдается рост заболеваемости и смертности от заболевания X. Это обуславливает необходимость (своевременного) лечения (профилактики) заболевания X. Вместе с тем существующие на сегодня методы лечения заболевания X являются недостаточно эффективными, обладают множеством побочных эффектов, способствуют формированию лекарственной зависимости и аллергизации, вызывают кратковременный терапевтический эффект, недоступны широким слоям населения вследствие высокой стоимости, что делает актуальной проблему поиска новых методов его лечения.
В основе патогенеза заболевания X, лежат изменения на уровне ... систем. В настоящее время разработаны новые методы коррекции ... изменений, характеризующиеся высокой эффективностью и не вызывающие побочных эффектов, оказывающие комплексное и многостороннее положительное действие на течение заболеваний. Эти методы лечения успешно применяются в ... областях медицины. Эффективность этих методов лечения основана на их способности ... и заключается в активации стимуляции .... Методы ... могут оказывать специфическое патогенетическое воздействие на звенья патогенеза что связано с их влиянием на ...
Все вышеуказанное свидетельствует о возможности применения препарата У для патогенетического лечения заболевания X. Однако имеются лишь единичные исследования применения препарата У при заболевании X, большая часть из которых проведена на небольшом клиническом материале без оценки влияния препарата У на патогенетически значимые параметры. Изучение этих вопросов является целью настоящего исследования.
Слайд 43Заключение. Новый метод диагностики
Таким образом, согласно обзору литературы, заболевание X
является широко распространенным во всем мире. Вместе с тем заболевание
X характеризуется высокой инвалидизацией, смертностью, тенденцией к хронизации. Кроме того, в последние годы наблюдается рост заболеваемости и смертности от заболевания X. Это обуславливает необходимость своевременной диагностики заболевания X. Однако существующие на сегодня методы диагностики заболевания X являются недостаточно чувствительными, специфичными, сложны в практическом применении, недоступны широким слоям населения вследствие высокой стоимости, что делает актуальной проблему поиска новых методов диагностики. В настоящее время разработаны новые методы диагностики, успешно применяемые при патогенетически схожих заболеваниях: ...в литературе есть единичные описания применения этих методов диагностики при заболевании X. Вместе с тем не выделены четкие диагностические критерии заболевания X, не обоснованы основные принципы его дифференциальной диагностики. Изучение этих вопросов является целью настоящего исследования.
Слайд 44ДОРАБОТКА ОБЗОРА С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Отдайте обзор научному руководителю
в распечатанном виде
Уточните, когда Вы сможете узнать у него список
исправлений
Попросите его, по возможности, письменно отметить исправления на полях
Через оговоренный срок спросите у научного руководителя, проверил ли он обзор
NB1: иногда научные руководители затягивают правку обзора. В этом случае необходимо периодически напоминать им об этом
Когда научный руководитель проверит обзор, приложите максимум усилий, чтобы он в устном порядке разобрал с Вами суть исправлений
Подробно запишите пожелания научного руководителя
Если Вам что-то не понятно – уточните: понятность сути исправлений – обязательное условие для их внесения
Слайд 45Основные проблемы, возникающие при написании обзора и их решение
Слайд 46Отсутствие литературы по теме
Перепроверить терминологию
Искать иностранную литературу
Скорректировать план обзора,
исходя из имеющихся данных
Клиническая работа: эпидемиология, этиология, патогенез, клиника, диагностика
и методы лечения изучаемого заболевания, а также историческая справка
Эффективность лечения: история, механизм действия, применение и его эффективность в различных областях медицины; описание альтернативных методов лечения с упором на их недостаточную эффективность, сложность применения, побочные эффекты и т. д.
Слайд 47Недостаточный объем
изменить формулировки, введя дополнительные фразы, предложения. Незначительное увеличение объема.
добавить
параграфы — наиболее радикальный метод. Можно добавить не содержащие важную
информацию, но большие по объему данные — историческую справку, этиологию заболевания. Иногда такой информацией, не несущей смысловой нагрузки, является описание патогенеза заболевания
если ссылки представлены в виде цифр — заменить их на фамилия + год, при этом внося несколько фамилий в ссылку на один источник. Позволяет увеличить объем до 5 страниц.
Слайд 48Недостаточное количество источников
Изучению проблем лечения заболевания X посвящено множество работ
отечественных (...) и зарубежных (...) исследователей.
Слайд 49Список литературы
Ссылки на монографии, учебники или учебные пособия одного или
нескольких авторов:
1. Альбуханова-Славянская К.А. Деятельность и психология личности. – М.:
Наука, 1980. – 335 с.
2. Блонский П.П. Избранные психологические и педагогические произведения: В 2 т. – М.: Педагогика, 1979. – Т.2. – 399 с.
3. Гиницинский В.И. Основы теоретической педагогики: Учеб. пособие. СПб.:Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1992. – 154 с.
4. Социология. Основы общей теории: Учеб. пособие / Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев, А.В. Кабыща и др. Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 461 с.
Ссылки на статьи из сборников и журналов:
Лях В.И., Мейксон Г.Б., Кофман Л.Б. К проблеме формирования концепции физической культуры детей и молодёжи // Физическая культура. – 1996. – № 1. – С. 5 – 10.
Олех Л.Г. Типы культуры и образования // Образование в Сибири. – 1995. – № 1. – С. 3 – 10.
Слайд 50Ссылки на статьи из иностранных журналов
Adorno T.W. Theorie der Halbbildung
// der Soziologischt Schriften. Bd.1. – Frankfurt, 1979. – S.
93 – 161.
Ссылки на иностранную литературу:
Druker P. People and Performance: The Best of Peter Druker on Management. – N.Y., 1977. – 134 p.
Otto B.Volksorganisches Denken. – Erster Teil. – Berlin: Lichterfelde, 1925. – 302 s.
Ссылки на диссертации, авторефераты диссертаций:
Ждан А.Н. История психологии как становление ее предмета: Дис. … в виде науч. докл. д-ра психол. наук. – М., 1994. – 69 с.
Певзнер М.Н. Реформаторское движение в педагогике Западной Европы конца ХIХ – начала ХХ века: Дис. …д-ра пед. наук. – М., 1997. – 460 с.
Ховрина Л.Н. Гуманизация в военном образовании дореволюционной России в период с 1700 по 1917 гг.: Автореф. … дис. д-ра пед. наук. – М., 1996. – 44 с.
Список литературы
Слайд 51Как определить, что обзор литературы основан на чужих обзорах литературы
Различная
стилистика обзора, отсутствие внутренней логики повествования, перемешанность идей – компоновка
чужих обзоров
Слишком большой объем и большое число источников – подозрительно
Наличие опечаток – недостаточная правка исходных материалов
Оформление ссылок в разном формате
Наличие ссылок до определенного года
Наличие фраз, таблиц, рисунков и схем из чужих обзоров – бросается в глаза знающим людям (+ проверка на плагиат)
Слайд 52Я.В.Малыгин «Как писать обзоры литературы по медицине», 2011
(3-е издание)