Слайд 1Основы религиозной
культуры и светской этики
Слайд 2Автор концепции курса «Основы религиозной культуры и светской этики» –
Данилюк Александр Ярославович, советник директора Федерального института развития образования (ФИРО),
член-корреспондент Российской академии наук, руководитель методического объединения по преподаванию учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Концепция курса обсуждена 21 июля 2009 г. на совещании по вопросам религиозного образования под председательством Президента РФ Д. А. Медведева с участием патриарха Московского и всея Руси Кирилла, лидеров традиционных религий России, министра образования и науки А. А. Фурсенко.
Курс состоит из шести модулей:
Основы православной культуры
Основы иудейской культуры
Основы исламской культуры
Основы буддийской культуры
Основы мировых религиозных культур
Основы светской этики
Курс рассчитан на 34 урока в 4 классе, 1 час в неделю.
Курс вводится с сентября 2012 г.
Курс безотметочный.
Слайд 3Модуль «Основы православной культуры»
Россия — наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура
и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы. фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Слайд 4Модуль «Основы буддийской культуры»
Россия — наша Родина.
Введение в буддийскую духовную
традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые.
Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России
Слайд 5Модуль «Основы иудейской культуры»
Россия — наша Родина.
Введение в иудейскую духовную
традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические
тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Слайд 6Модуль «Основы исламской культуры»
Россия — наша Родина.
Введение в исламскую духовную
традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад — образец человека и
учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама
Слайд 7Модуль «Основы мировых религиозных культур»
Россия — наша Родина.
Культура и религия.
Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий
мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Слайд 8Модуль «Основы светской этики»
Россия — наша Родина.
Культура и мораль. Этика
и её значение в жизни человека. Праздники как одна из
форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Слайд 9Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы. 4
М:
Просвещение, 2012
Эмблема (символ) курса – дерево (древо жизни)
Сайт информационной
поддержи курса http://www.prosv.ru/umk/ork
Слайд 10Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур.
4
классы
М.: Просвещение, 2012
Слайд 11Латышина Д.И., Муртазин М.Ф., Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и
светской этики. Основы исламской культуры. 4
М.: Просвещение, 2012
Слайд 12Пособие адресовано родителям (законным представителям) учащихся 4 классов общеобразовательных учреждений,
изучающих комплексный учебный курс ОРКСЭ. Особое внимание уделено формам и
методам взаимодействия школы и семьи с целью нравственного воспитания детей. Содержание:
1. Особенности курса ОРКС.
2. Ваш ребёнок – младший подросток.
3. Зачем в школе вводится курс ОРКС ?
4. Как организовано преподавание нового курса и взаимодействие семьи и школы.
5. Что будут изучать ваши дети?
6. Практические советы, как вы можете помочь своему ребёнку в изучении курса.